Сущностные изменения налогового законодательства в части применения статьи 54.1 налогового кодекса российской федерации при проведении камеральных и выездных проверок

Пинчук Антон Владимирович – студент кафедры Экономических и финансовых расследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: Проанализированы изменения налогового законодательства в части введения ст. 54.1 НК РФ. Рассмотрены аспекты применения ст. 54.1 НК РФ. Выявлены основные факторы, подлежащие доказыванию при применении ст. 54.1 НК РФ в производстве камеральных и выездных налоговых проверок.

Ключевые слова: Налоговые проверки, налоговое законодательство, ст. 54.1 НК РФ, умысел налогоплательщика, занижение налоговой базы.

Осуществление контроля за исполнением налогового законодательства, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов является основополагающей функцией налоговых органов. В этой связи, камеральные и выездные налоговые проверки выступают первостепенными мероприятиями налогового контроля, позволяющими налоговому органу выявить схемы ухода от налогообложения, за счет занижения налоговой базы, дробления и перевода бизнеса и доначислить неправомерно заниженные налогоплательщиком к уплате в бюджеты Российской Федерации.

В 2017 году налоговое законодательство в части налоговых проверок претерпело существенное изменение с введением Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» статьи 54.1 НК РФ, определяющей пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Актуальность рассмотрения указанной статьи обусловлена тем, что ее введение изменило сущность и ход проведения налоговых проверок, а также доказательную базу, необходимую для произведения доначисления налоговых и страховых платежей [1].

До введения в действие ст. 54.1 НК РФ сотрудниками налоговых органов при производстве налоговых проверок применялись положения Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 с использованием понятия «необоснованная налоговая выгода». Сущностное отличие ст. 54.1 НК РФ выражено в том, что с ее введением налоговым законодательством устанавливаются пределы осуществления прав по исчислению налогоплательщиком налоговой базы, чем определяется его добросовестность и исключается злоупотребление правом.

П. 1 ст. 54.1 НК РФ регламентируется запрет на незаконное уменьшение налогоплательщиком налоговой базы при исчислении налога, необходимого к уплате. При этом, законодателем отмечается системообразующий фактор в виде способа такого уменьшения, который заключается в искажении сведений в отношении: хозяйственной деятельности организации; объектах налогообложения, которые подлежат отражению в бухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиком [2].

Искажение сведений в данном случае может выражаться через включение контрагентов фирм-однодневок в целях наращивания цены, использование аффилированных лиц, представление фиктивных счет-фактур и иные неправомерные действия.

Положения п. 2 ст. 54.1 НК РФ детально определяют случаи, когда уменьшение налоговой базы представляется правомерным. Так, в п. 2 ст. 54.1 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу в случае отсутствия искажения сведений, установленных п. 1 ст. 54.1 НК РФ и при одновременном соблюдении следующих условий:

- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону [2].

Таким образом, при доказывании в ходе камеральных и выездных проверок умысла налогоплательщика на неправомерное уменьшение налоговой базы в целях уменьшения налогового бремени доказывается налоговым органом в соответствии с одним из указанных пунктов 54.1 НК РФ. Соответственно, п. 1 ст. 54.1 НК РФ применяется в случае, когда обязательство по договору не было исполнено, но, путем составления фиктивной документации, использовано как обстоятельство, уменьшающее налоговую базу при исчислении налога. П. 2 ст. 54.1 НК РФ подлежит применению, когда обязательство исполнено, но не стороной по договору. Например, проверяемым налогоплательщиком самостоятельно производится какая-либо продукция, но, в целях увеличение расходов, уменьшающих налоговую базу, налогоплательщиком создается цепочка фирм-однодневок, за счет которых продукция проводится в качестве купленной за более высокую стоимость, чем потребовалось на ее производство.

Таким образом, путем доказывания п. 1 или п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговым органом привлекаются к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату налоговых и иных платежей налогоплательщики, сознательно и умышлено исказившие сведения о хозяйственной жизни, объектах налогообложения, неверного применения налоговых ставок и льгот, неправомерных действий налоговых агентов.

Кроме того, важно отметить, что системообразующим признаком ст. 54.1 НК РФ является именно наличие умысла налогоплательщика на незаконное уменьшение налоговой базы. Таким образом, во взаимосвязи с ст. 110 НК РФ, можно определить, что доказывание умысла состоит в выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Вместе с тем, при отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Большое значение при рассмотрении положений ст. 54.1 НК РФ представляют разъясняющие письма ФНС, а также судебная практика. Так, например, в письме Федеральной налоговой службы от 16 августа 2017 года № СА-4-7/16152@ определяются обстоятельства, указывающие на умышленность действий налогоплательщиков. К таким обстоятельствам можно отнести аффилированность, транзитные операции, согласованность действий [3].

Стоит отметить и судебную практику по применению ст. 54.1 НК РФ. Например, Арбитражным судом Краснодарского края в решении от 03.08.2018 по делам № А32-16243/2018, № А32-16300/2018 установлено, что Инспекцией представлена совокупность доказательств, подтверждающих, что налогоплательщиком в проверяемый период совершены действия по умышленному вовлечению в процесс поставки товара фиктивных организаций с целью снижения своих налоговых обязательств путем формального соблюдения действующего законодательства и создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких налогоплательщиков прикрывала фактическую деятельность одного [4].

На основании выше изложенного, можно подвести итог, что введение в налоговое законодательство ст. 54.1 НК РФ является надежным инструментом для проведения налоговых проверок, в котором на первое место выдвигаются требования по строгому соблюдению доказывания умысла налоговым органов в целях недопущения нарушения прав налогоплательщиков.

Список литературы

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ // опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.04.2020).
  2. Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" // Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
  3. Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@ "О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" // "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение), N 35, 08.09.2017.
  4. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2018 по делам № А32-16243/2018, № А32-16300/2018 // https://my.arbitr.ru/#index.

Интересная статья? Поделись ей с другими: