gototopgototop

УДК 34

Отказ от права собственности на недвижимое имущество

Костяева Анастасия Михайловна – студент магистратуры Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье будет рассмотрена тема отказа от права собственности на недвижимое имущество, форму, в которой он может быть реализован. Также статья говорит о самой процедуре отказа от такого права собственности, рассмотрена также дальнейшая судьба такого имущества.

Ключевые слова: Право собственности, прекращение права собственности, основания прекращения права собственности, субъективное право, юридический факт.

Отказ от земельных участков может быть реализован только тогда, когда соблюдаются нормативные требования положения ч. 1 ст. 53 ЗК РФ, т.е. данный процесс может быть реализован исключительно в форме, подразумевающей под собой подачу соответственного заявления в орган, которому делегирована компетенция по производству процедур государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними. Заявления, предоставленные в устной форме не могут быть приняты во внимание, а в ситуации, когда лицо просто не использует участок, то в некоторых случаях подобные действия могут сформировать состав земельного правонарушения, в частности речь идет о ситуациях, когда не используется по целевому назначению участок земли, предназначенный для организации и реализации на нём процессов сельхозпроизводства, либо участок предназначен для осуществления жилищного строительства и других видов строительства в течение трехлетнего периода [1].

Процедура отказа от иного недвижимого имущества регламентируется нормативными положениями ч. 1 ст. 236 ГК РФ о форме отказа: лицо должно самостоятельно объявить об этом, либо совершить другие действия, которые будут определенно свидетельствовать о факте устранения собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом, не демонстрируя при этом своего намерения к тому, чтобы обеспечить сохранение и каких-либо прав на него.

Процедура отказа от права собственности на объекты недвижимого имущества должна быть формализована. Факт оставления собственником недвижимого имущества, ее «заброшенность» может также свидетельствовать и об отказе от права собственности, а также об отказе от осуществления прав, которые могут спровоцировать возникновение различных последствий правового характера. Указанная проблема может быть решена для целей принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества при использовании варианта решения, который представлен в нормах постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: в целях получения доказательств, свидетельствующих об отказе собственника от объекта недвижимого имущества, муниципальному органу, который находится по месту нахождения объекта недвижимого имущества, надлежит предоставить соответствующее заявление от собственника (п. 8). В источниках современной научной литературы говорится о том, что для того чтобы обеспечить достижение определённости и очевидности по фактам отказа от права собственности на объекты недвижимого имущества, в нормативных положениях ст. 236 ГК РФ потребуется обеспечить закрепление правила, согласно которому отказ может быть реализован только в письменной форме для отказа от права собственности на такие объекты имущества. Ко всему прочему потребуется отметить, что в случае наличия системы государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества процедура отказа от объекта недвижимого имущества может быть реализована исключительно с использованием той формы, которая будет демонстрировать свое соответствие системе регистрации, а дереликция, осуществляемая в форме простого отказа от владения, может использоваться исключительно по отношению к тем типам строений, процедура регистрации права собственности на которые ещё не производилась.

Обеспечивая решение вопроса о том, в какой именно орган надлежит направлять заявление по факту отказа от права собственности на объект недвижимого имущества (в орган муниципальной власти по месту его нахождения или в орган, который обладает компетенций в сфере производства процедура государственной регистрации прав на недвижимое имущество, как указано в нормативных требованиях ч. 1 ст. 53 ЗК РФ в целях осуществления отказа от участков земли), потребуется принять во внимание ряд следующих фундаментальных факторов.

Здесь можно предположить о том, что с точки зрения собственника, процедура подачи заявления об отказе в муниципальные органы власти будет гораздо удобней и доступней, ввиду того, что органы местного самоуправления создаются и функционируют в каждом муниципалитете - в роли которого в свою очередь предстают городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории федерального значения (ст. 2, п. 2 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), одновременно с этим потребуется также отметить, что территориальные отделы органа, в ведении которого находится производство процедур по обеспечению регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, функционирует далеко не в каждом муниципалитете. В частности укажем, на территории Томской области функционирует 20 муниципалитетов, и соответственно в каждом из них учреждены и функционируют органы местного самоуправления, а также имеется 7 территориальных отделений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области [2].

Гражданин или юридическое лицо вправе отказаться от своего права собственности, на объекты принадлежащего ему недвижимого имущества, путем подачи заявления об отказе в орган местного самоуправления по месту нахождения недвижимого имущества».

О том, что требуется обеспечить формализацию порядка и формы, которые могут применяться при отказе от права собственности на объекты недвижимого имущества также свидетельствует накопленная в настоящее время судебная практика. Сегодня нередко можно столкнуться с ситуациями, при которых муниципалитеты добиваются признания права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, так как собственники указанных объектов имущества не принимают необходимых мер для овладения ими, и вместе с тем отказ от права собственности от этих объектов недвижимого имущества заявлен также не был. Данный факт свидетельствует о том, что требуется на законодательном уровне регламентировать определённую письменную форму, с использованием которой может быть реализована процедура отказа от права собственности на объекты недвижимого имущества, в результате чего будет получена возможность устранить такого рода ситуации. Кроме того, отказ от права собственности на объекты недвижимого имущества, совершенный в соответствии с установленной письменной формой мог бы выступить в качестве предустановленного доказательства, а значит при возникновении судебного спора, лишь заполненное в письменной форме заявление собственника могло бы выступить в качестве доказательства, свидетельствующего о совершении отказа.

Таким образом, приведём практический пример, администрация Ольского района направила обращение в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением, по факту необходимости признания незаконным бездействия учреждения юстиции в связи с постановкой на учет бесхозяйной квартиры и об обязании учреждения юстиции обеспечить постановку указанной квартиры на учет как бесхозяйную. По решению суда, которое было оставлено без изменения, на основании постановления апелляционной судебной инстанции, было принято решение отказать в удовлетворении исковых заявлений, в силу того, что администрацией не были представлены необходимые доказательства, свидетельствующие о факте отказа от собственника спорной квартиры от своих прав на обозначенный объект недвижимого имущества. Направляя кассационную жалобу, администрация озвучила просьбу обеспечить отмену состоявшихся по делу судебных актов, в качестве ссылки используя факты, согласно которым суд неправильно применил нормативные положения ст. 236 ГК РФ, в силу того, что администрации были представлены необходимые доказательства, свидетельствующие о факте устранения собственника в спорной квартиры от ее владения. Обозначенный факт подтверждается тем, что собственник спорной квартиры не проживает в ней продолжительный период времени, за собственником числится значительная задолженность по оплате за жилье и услуги ЖКХ, квартира в настоящий момент пребывает в разграбленом состоянии, на основании рапорта от 15.11.2003 Ольского районного ОВД Магаданской области были представлены подтверждения факта невозможности установления фактического местонахождения собственника спорной квартиры. По решению Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа было принято постановление оставить без изменения постановления нижестоящих судов, а кассационную жалобу оставить без удовлетворения. В положениях ФАС ДО указано, что доказательств волеизъявления Якобсоне Т.И. об отказе от принадлежащей ей квартиры в материалах дела не представлено, факт ненадлежащего содержания спорной квартиры, основываясь на смысле нормативных положений ст. 236 ГК РФ, не может рассматриваться в качестве отказа Якобсоне Т.И. от права собственности на принадлежащий ей объект недвижимого имущества.

Представленный пример свидетельствует о том, что как представляется, налицо высокое значение строго определенной формы и порядка отказа от права собственности на объект недвижимого имущества, а также недопустимость постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от которого собственник не отказывался, направив в этих целях заявление в письменной форме. Истцом, установленные требования выполнены не были, не были также представлены доказательства, свидетельствующие о волеизъявление собственницы, в целях осуществления отказа от своего права на объект недвижимого имущества. Основания для постановки спорного объекта недвижимого имущества на учёт в статусе без хозяйственного согласно нормативным положениям п. 1 ст. 225 ГК РФ, ввиду того, что отсутствуют основания, по которым данный объект может быть признан бесхозяйным: объект недвижимого имущества имеет собственника, собственник объекта известен, собственник не совершал отказа от своего права в соответствии с формой, которая установлена на уровне действующего национального законодательства. Ранее уже было отмечено, что в соответствии с нормативными положениями п. 8 постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в целях обеспечения доказательств, подтверждающих факт отказа собственника от объекта недвижимого имущества, обязанностью органа местного самоуправления, находящегося по месту нахождения объекта недвижимого имущества, является представление соответствующего заявления собственника. Представленное высшее судебное решение является подтверждением того, что требуется установить в нормах действующей редакции Гражданского кодекса РФ официальную письменную форму отказа от объекта недвижимого имущества, а также является недопустимым отождествление понятийных категорий «отказ от права» и «отказ от осуществления права».

Как в случае отказа от права собственности на участок земли, так и в случае отказа от иного объекта недвижимого имущества, непосредственный факт отказа ещё не является основанием, по которому прекращает своё действие право собственности до того момента, пока право собственности на указанный объект недвижимого имущества не приобретет другое лицо (ч. 2 ст. 236 ГК РФ, ч. 2 ст. 53 ЗК РФ). До того момента, пока не будет определена дальнейшая судьба подобного объекта имущества, обязанностью отказавшегося от него собственника является несение ответственности за состояние участка земли согласно требованиям земельного законодательства, кроме того собственник вправе использовать участок земли или иной объект недвижимого имущества, процедуру отказа от которого он совершил ранее.

Процедура отказа от права собственника, как сделка не является действием, которое подлежит обязательной государственной регистрации: в нормах закона прослеживается отсутствие прямого указания на необходимость производства процедура регистрации такого рода сделки.

Так как права собственности на объект недвижимого имущества, факты его возникновения и прекращения согласно нормативным положениям с ч. 1 ст. 131 ГК РФ должны в обязательном порядке быть зарегистрированы в уполномоченных органах государственной власти, момент возникновения такого права происходит только после того, как будет завершена процедура обозначенной регистрации, в таком случае права собственника, реализовавшего процедуру отказа от объекта недвижимого имущества (отказ от участка земли), прекращают свое действие исключительно при наступлении момента завершения государственной регистрации права собственности приобретателя обозначенного объекта имущества.

После совершения собственником процедуры отказа от принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, данный объект приобретает статус бесхозяйного (ст. 225 ГК РФ).

Подобное имущество согласно требованиям п. 3 ст. 225 ГК РФ подлежит постановке на учёт силами органа, полномочия которого распространяются на производство государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества на основании заявления муниципального органа, на территории которого данный объект располагается. После того как истечет период времени, составляющий один год с момента постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет, орган, обладающий необходимыми правомочиями в области управления объектами муниципального имущества, вправе направить обращение в органы суда с требованием о признании права муниципальной собственности на обозначенный объект имущества. Бесхозяйная недвижимая вещь, если она не будет признана на основании судебного решения как недвижимость, поступившая в собственность муниципалитета, в дальнейшем может быть вновь принята владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность ввиду приобретательной давности [3].

Список литературы

  1. Ромадин М., Кошелев Я. Отказ от права на земельный участок и приобретательная давность: новый взгляд на старые проблемы// Хозяйство и право. 2004. №2. С. 116.
  2. Территориальные отделы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области [Электронный ресурс]// официальный Интернет-сайт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области. Электрон, дан. Томск, 2019. Дата обновления: 10.03.2020. URL: http://to70.rosreestr.ru/about/structure/territorii (дата обращения: 10.03.2020).
  3. Решение Кировского районного суда г. Томска от 18.02.2011 г. по делу № 2-477/11 [Электронный ресурс]// Кировский районный суд г. Томска (официальный интернет-сайт). Электрон, дан. Томск, 2019. URL://littp://kirovsky.tms.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op =show_text&srv_num=l&id=70600011103011355449211000303305 (дата обращения: 18.04.2020г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail