УДК 34
Красова Валерия Андреевна – студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Аннотация: Проанализированы особенности ответственности за нарушение валютного законодательства. Автор акцентирует внимание на уголовную и административную ответственность за указанные нарушения. В статье заостряет внимание на противоречиях действующего законодательства и предложены отдельные направления по их устранению.
Ключевые слова: Валютное законодательство, финансовый контроль, ответственность за нарушения, валютное регулирование, уголовная ответственность, административная ответственность.
Развитие российской экономики, трансформация конъюнктуры основных статей российских экспортно-импортных операций, которые привели к значительной либерализации валютной сферы, незаконному вывозу капитала из страны, изменению валютного регулирования и валютного контроля, изменению регулированию валютных операций, постоянному мониторингу таких операций.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает, что валютный контроль осуществляется Центральным банком Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля [5].
Безусловно, основной целью валютного контроля признается соблюдение валютного законодательства в процессе осуществления валютных операций [10]. Практика свидетельствует о том, что зачастую требования валютного законодательства не соблюдается, в результате этого наступает юридическая ответственность. Как известно, юридическая ответственность может быть нескольких видов. Современный законодатель предусматривает несколько видов, в частности, административная и уголовная. Возникновение каждой из форм ответственности обусловлено совершением определенных деяний, например, административного проступка, уголовного преступления.
Практика свидетельствует, что в большинстве случаев за нарушение валютного законодательства может наступать уголовная и административная ответственность [7, c. 478-480].
Действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за следующие нарушения в сфере валютного регулирования:
Законодатель на нарушения валютного законодательства может устанавливать уголовную ответственность за уклонение лица от исполнения обязанности по репатриации денежных средств в иностранной валюте или рублях в крупном размере. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает статью 193, закрепляющую уголовную ответственность за репатриацию денежных средств в крупном размере [3]. Крупным размером признается сумма, превышающая 9 млн рублей. В случае, если сумма допущенного нарушения менее 9 млн рублей, то за совершенные нарушения может наступать только административная ответственность.
Исследователи уже неоднократно высказывали мнение о необходимости либерализации ответственности за нарушения валютного законодательства в случае упрощения процедуры валютного контроля.
Эксперты и исследователи придерживаются позиции о том, что необходимо изменить составы административной и уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства. Прежде всего, отмечалась необходимость изменения количества административных правонарушений, а также изменить положения законодательства, в частности [6]:
Высказывалась позиция об исключении состава уголовной ответственности за уклонение лиц от обязанности исполнения репатриации денежных средств в иностранной валюте или рублях.
Без всяких сомнений наличие такого валютного контроля оказывает значительное обременение российским предпринимателям. Но, не стоит забывать о том, что уровень незаконного вывоза капитала, теневой сектор экономики в России, значительно высок, поэтому ослабление контроля может привести к возникновению угроз финансовой и экономической безопасности государства.
Создается ситуация ограничения экономических интересов участников валютных отношений. Особенно это касается несвоевременности предоставления уведомления об открытии или закрытии валютного счета [9]. В свою очередь Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 1 предусматривает, что гражданские права могут быть ограничены только на основании действующего законодательства и только в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц [1]. Поэтому, фактически, мы сталкиваемся с коллизией права на свободу экономической деятельности, которая прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации [2].
Как правило, привлечение к ответственности возникает в случае нарушения валютного законодательства. Поэтому существует необходимость включения в основной законодательный акт страны в сфере валютного регулирования отдельных законодательных дополнений, в частности:
Вопрос о разработке и принятии Валютного кодекса Российской Федерации уже длительный период времени является предметом обсуждения. Введение такого законодательного акта позволит не только эффективно регулировать валютные отношения, том числе, во внешней торговле, в обороте валютных операций [8, c. 88-92].
Рекомендуемые меры обеспечат реализацию ответственности за нарушения валютного законодательства.
Подводя итог, стоит отметить, что применяемые меры валютного контроля на сегодняшний день нарушают права граждан, предпринимателей в части осуществления незапрещенной экономической деятельности на территории Российского государства. Поэтому целесообразно не либерализовать валютный контроль, а скорректировать валютное законодательство совместно с нормами об ответственности за совершение валютных правонарушений. Это позволит привести частные интересы в соответствие с интересами государства.
Список литературы