Сравнение процедур финансового оздоровления юридических лиц и финансового оздоровления кредитных организаций

Серебрянская Екатерина Сергеевна – студент магистратуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: Целью настоящей работы является совершенствование законодательства по вопросам регулирования процедуры банкротства, выявление пробелов и путей их решения. В работе применялись аналитический метод, метод сравнения, семантические методы. В результате работы установлено, что отечественное законодательства содержит одноименную терминологию для название различных правовых явлений, что является недопустимым с точки зрения юридической техники. В целях урегулирования указанной проблемы необходима конкретизация процедур банкротства.

Ключевые слова: Законодательство о банкротстве, процедуры банкротства, финансовое оздоровление юридических лиц, финансовое оздоровление кредитных организаций, Центральный Банк Российской Фдерации.

Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, урегулированная нормами Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон, Закон о банкротстве), которая, согласно ст. 2 Закона, определяется как процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

При этом в ст. 27 финансовое оздоровление перечислено в качестве одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве должника – юридического лица наравне с наблюдением, внешним управлением, конкурсным производством и мировым соглашением.

Кредитная организация, в свою очередь, также является юридическим лицом, что предусмотрено непосредственно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», между тем, регулирование процедуры банкротства кредитной организации закреплено главе IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников юридических лиц», в параграфе 4.1 Закона о банкротстве.

Большинство норм, регулирующих финансовое оздоровление, закреплены в главе V Закона о банкротстве. Однако, в отношении финансового оздоровления кредитных организаций эти нормы не действуют, что прямо предусмотрено ст. 189.13. Закона.

Отсюда возникает вопрос: являются ли процедуры финансового оздоровления юридических лиц и финансового оздоровления кредитных организаций разными видами одной процедуры, предусмотренной Законом о банкротстве или же это различные процедуры, одинаково поименованные в законодательстве?

В целях выяснения ответа на поставленный вопрос, на наш взгляд, было бы целесообразно сравнить данные процедуры по различным основаниям: какие цели ожидаются быть достигнутыми при введении процедуры, кем инициируется процедура, каким нормами права реализуется, какими субъектами осуществляется координация процедуры, каковы результаты процедуры после её завершения.

Цели финансового оздоровления юридических лиц можно описать, как «реанимирование у компании-банкрота способности к осуществлению выплат кредиторам, закрытием долгов по утвержденному графику платежей» [1].

В свою очередь, финансовое оздоровление кредитной организации является мерой по предупреждению банкротства, как это закреплено в ст. 189.9 Закона о банкротстве.

Согласно ст. 30 Закона, меры по предупреждению банкротства применяются до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, такие меры направлены на восстановление платежеспособности должника. Закон о банкротстве не предусматривает исключений для применения данного понятия, поэтому можно предположить, что меры, закрепленные в ст. 189.9 Закона о банкротстве, в которой перечисляются меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, представляют собой более детализированное раскрытие рамочной нормы, закрепленной в ст. 30 Закона.

При этом стоит отметить, что финансовое оздоровление юридических лиц не является мерой по предупреждению банкротства, но представляет собой самостоятельную процедуру в деле о банкротстве.

Таким образом, финансовое оздоровление юридических лиц является процедурой в рамках банкротного судопроизводства, направленной на удовлетворение требований кредиторов, между тем как финансовое оздоровление кредитной организации является досудебной мерой, проводимой для недопущения введения в отношении кредитной организации процедуры банкротства.

Финансовое оздоровление юридических лиц может быть введено после процедуры наблюдения по инициативе учредителей (участников) должника, органа, уполномоченного собственником имущества должника унитарного предприятия, третьих лиц, обратившихся с соответствующим ходатайством о введении процедура наблюдения к первому собранию кредиторов или непосредственно в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве с предполагаемым графиком погашения задолженности, обеспечением от третьих лиц во исполнение графика и сроком, на который предполагается введение процедуры. Вопрос о введении финансового оздоровления в данном случае рассматривается на общем собрании кредиторов и принимается большинством голосов. На основании решения общего собрания кредиторов арбитражный суд вводит финансовое оздоровление, указывая на его срок и график погашения, утверждает административного управляющего.

Таким образом можно сделать вывод, что финансовое оздоровление юридических лиц является добровольной процедурой, применяемой в деле о банкротстве юридического лица, инициируемой по ходатайству уполномоченных на то органов управления.

Иным образом обстоят дела с финансовым оздоровлением кредитных организаций. Так, согласно ст. 189.18 Закона о банкротстве – ходатайство о введении мер по финансовому оздоровлению является обязанностью единоличного исполнительного органа кредитной организации, который, при наличии предусмотренных Законом оснований для введения финансового оздоровления и невозможности их устранения исполнительными органами кредитной организации, обязан в течение десяти дней обратиться с соответствующим заявлением в совет директоров кредитной организации.

Совет директоров, в свою очередь, с момента получения указанного ходатайства, обязан принять решение в отношении полученного ходатайства и проинформировать о нем Банк России. Меры могут быть также введены по требованию Банка России.

Данные правоотношения, складывающиеся между кредитными организациями и Банком России, указывают на статус таких правоотношений как публично-правовых, подчеркивая особую роль регулятора [2].

Процедура финансового оздоровления юридических лиц реализуется посредством оказания учредителями юридического лица и третьими лицами финансовой помощи. Дополнительно накладываются ограничения распоряжения имуществом должника и совершения сделок, способных привести к выводу денежных средств и имущества из конкурсной массы [3].

Реализация финансового оздоровления кредитной организации предполагается посредством следующих мер: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации; изменение организационной структуры кредитной организации; приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала) – приведенный в Законе перечень является открытым.

В то время как финансовое оздоровление юридических лиц предполагает исключительно оказание юридическому лицу финансовой помощи, финансовое оздоровление кредитных организаций представляет более глубокий подход к восстановлению платежеспособности, предполагая помимо оказания финансовой помощи проведение дополнительных восстановительных мер, описанных в ст. 189.9 Закона о банкротстве.

Лицом, реализующим процедуру финансового оздоровления юридических лиц, является административный управляющий, утверждаемый арбитражным судом по общим правилам утверждения арбитражных управляющих.

Среди особых обязанностей административного управляющего, отличающего его от арбитражного управляющего в целом, можно выделить такое полномочие, как контроль за ходом исполнения утвержденного графика погашения задолженности.

Между тем, в осуществлении финансового оздоровления кредитной организации принимает участие целый ряд субъектов. Публичный характер мер по финансовому оздоровлению кредитной организации подчеркивается участием в осуществлении мероприятий Банка России, который осуществляет контроль за поведением процедуры. В частности, Комитет банковского надзора Банка России утверждает план мер по финансовому оздоровлению (ст. Закона о банкротстве).

Помимо Банка России процедуру финансового оздоровления кредитной организации сопровождают Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора в рамках полномочий, предусмотренных Главой X.2 федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [4], ранее процедура сопровождалась государственной корпорацией Агентство по страхованию вкладов (далее соответственно – Управляющая компания и ГК АСВ).

Управляющая компания выступает в форме общества с ограниченной ответственности, но в рамках своей деятельности она наделена специальными функциями, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций [5], например, согласно ст. 76.10 Закона о Центральном Банке, она наделена полномочиями по управлению акциями (долями) кредитной организации, правами требования последних.

ГК АСВ в свою очередь, из смысла ст. 189.49 Закона о банкротстве привлекается Банком России при утверждении Комитетом банковского надзора плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и выступает также в качестве арбитражного управляющего.

Заключая, можно сделать вывод, что субъекты, сопровождающие финансовое оздоровление юридических лиц и кредитных организаций, наделены принципиально различными правовыми полномочиями. В то время как административный управляющий выступает лицом, координирующим процедуру банкротства юридического лица, в отношении кредитных организаций привлекается целый ряд субъектов публично-правовых отношений, осуществляющих свою деятельность в рамках процессов правового регулирования, императивно утверждающих мероприятия по финансовому оздоровлению.

Успешное проведение процедуры финансового оздоровления юридического лица приводит к погашению требований всех кредиторов и прекращению процедуры банкротства. В случае, если по результатам финансового оздоровления требования кредиторов остаются неудовлетворенными, собрание кредиторов должника принимает решение об обращении с ходатайством о введении внешнего управления или признании должника банкротом и ведении конкурсного производства.

Однако на практике процедура финансового оздоровления юридических лиц применяется крайне редко. Как отмечается исследователями, из всего числа юридических лиц, находящихся в процедуре банкротства по всей стране, число которых по состоянию на вторую половину 2019 года превышало 50 тыс., в I-II кварталах 2019 года процедура финансового оздоровления вводилась лишь 8 раз [6].

Можно предположить, что низкие показатели применения процедуры отражают незаинтересованность кредиторов инвестировать в неплатежеспособного должника.

Результатом процедуры финансового оздоровления кредитной организации является восстановление её платежеспособности.

Механизмы финансового оздоровления кредитной организации носят важную функцию для экономики, так как именно банки позволяют обеспечить граждан и юридических лиц жизненно-важными банковскими продуктами и долгосрочными финансовыми ресурсами [7].

В настоящее время существуют позитивные примеры успешного завершения мер по финансовому оздоровлению. Так, летом 2019 г. Банком России была завершена программа предупреждения банкротства в отношении банка ФК «Открытие». По мнению исследователей, применимые к кредитной организации меры показали себя эффективными и смогли стабилизировать финансовое положение организации на банковском рынке [8].

Однако в том случае, когда применение мер финансового оздоровления не приводит к поставленным целям, в отношении кредитной организации возбуждается арбитражное судопроизводство по делу о несостоятельности (банкротстве), приводящее к её последующей ликвидации.

Подходя итог, можно отметить, что финансовое оздоровление юридических лиц и финансовое оздоровление кредитных организаций являются принципиально отличными друг от друга процедурами, одинаково поименованными в Законе о банкротстве.

Между тем, как отмечается в литературе, финансовое оздоровление в двух своих видах является «частью реабилитационной концепции законодательства о банкротстве» [9], и с этой позицией нельзя не согласиться исходя из сравнения смысла введения процедур: недопущения введения конкурсного производства и ликвидации хозяйствующего субъекта.

Однако нельзя не отметить отличия сравнимых процедур, делающие некорректным их одноименное наименование.

Как отмечает А.Ю. Самохвалова: «Разночтение финансового оздоровления не способствует единообразию в правовой терминосистеме. Финансовое оздоровление представлено как «двуликое» правовое явление: перед нами экономическая категория, которая используется по-разному в зависимости от правового оформления. В нарушении правил юридической техники разные правовые явления названы одним и тем же термином, причем в одном нормативном акте».

В целях избежания такого недостатка юридической техники, как наименование различных правовых явлений единым термином, следовало бы изменить одно из понятий, данных Законом о банкротстве.

По нашему мнению, корректировкам мог бы подвергнуться термин «финансовое оздоровление юридических лиц», который имеет сходства с процедурой реструктуризации долгов, применяемой в рамках процедуры банкротства граждан [10], а также реже встречающийся на практике в процентном соотношении.

Список литературы

  1. Сильченко Е.С. Наблюдение и финансовое оздоровление как процедура банкротства юридического лица // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2018. Т. 6 № 1 (21)
  2. Колесников А.С. Анализ проблем, возникающих на стадии предупреждения и в процессе банкротства кредитных организаций // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2019
  3. Давтов Б.Р. К вопросу о финансовом оздоровлении // Проблемы науки – 2018.
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
  5. Пивоваров Н.Ю. Анализ публичных функций управляющей компании фонда консолидации банковского сектора в контексте принципа баланса частных и публичных интересов // Юридическая наука – 2018.
  6. Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать [электронный ресурс] / Гарант.ру информационно-правовой портал (http://www.garant.ru). Режим доступа: http://www.garant.ru/article/1301745/ (дата обращения: 05.03.2020).
  7. Малахов И.О. Тимерханов Р.Ш. Значение региональных банков в развитии реальной экономики ПФО // Вести научных достижений. Экономика и право – 2020 г.
  8. ЦБ объявил о завершении санации «ФК Открытие» [электронный ресурс] (www.rbc.ru) / Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/02/07/2019/5d1b858c9a7947ed0ee3c54f (дата обращения: 01.03.2020).
  9. Самохвалова А.Ю. Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации: монография / под ред. И.П. Кожокаря. М.: Проспект, 2018. 184 с.
  10. Щербович И.А., Макаренко О.В. Перспективы финансового оздоровления должника в рамках банкротства граждан // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал – 2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими: