УДК 34

Некоторые вопросы предупреждения коррупции в сфере государственных и мунииципальных закупок

Хондкаров Давид Липаритович – студент магистратуры Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Безусловным фактом является то обстоятельство, что коррупция в сфере государственных закупок в настоящее время является одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации. Так, согласно оценкам Transparency International ежегодно в мире не менее 400 млрд долл. утрачивается в результате коррупционных преступлений и взяточничества в сфере государственных закупок, что существенно увеличивает государственные затраты [1]. В соответствии с мнением главы управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа, коррупционная составляющая государственного заказа составляет порядка 10 % его годового объема, или около 1 трлн руб. в год [2]. При этом совершенно очевидно, что наиболее эффективным средством противодействия коррупции будет являться ее предупреждение и недопущение и именно некоторым вопросам предупреждения коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок посвящено настоящее исследование.

Ключевые слова: Коррупция в сфере государственных закупок, предупреждение коррупции в сфере государственных закупок.

Коррупция является одной из угроз национальной безопасности России, и вопросы противодействия данному негативному социальному явлению все более актуализируются в современном мире. Коррупционные деяния разнообразны по своей форме и проникают во все сферы деятельности общества и государства. По данным ГИАЦ МВД России количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности составило в 2014 году – 36470, в 2015 году – 42506, в 2016 году – 32204, в 2017 году – 32455, в 2018 году – 32924 [5]. Таким образом, уровень зарегистрированных преступлений указанного вида за последние пять лет не имел резкую тенденцию к изменению.

Чем опасна коррупция? Ведь на первый взгляд данное социальное явление прямо не причиняет вред какому-либо человеку (в отличии, например, от убийства, причинения тяжкого вреда здоровью и иных преступлений против личности), либо отношениям собственности (хотя предметом коррупции и являются «материальные блага», все же они переходят от одного лица к другому на добровольной основе при коррупции, а не посредством хищения, обмана и т.д.). Однако если разобраться в данном явлении, то получается, что коррупция являет собой крайне негативное социальное явление.

Во-первых, коррупция всегда подразумевает под собой нарушение норм закона. Т.е. это априори всегда противоправное явление. Во-вторых, коррупция в небольшом размере может прямо и не влиять на жизнь, здоровье и иные конституционные права человека и гражданина, однако коррупция в большом размере всегда ущемляет данные права, причем у неопределенно большого круга лиц (скажем средства которые должны были быть направлены на строительство больницы, в результате коррупционных схем направляются на иные нужды, соответственно те люди, которым нужна была современная медицинская помощь – остаются без нее). В-третьих, коррупция всегда формирует такие явления в обществе как правовой нигилизм, недоверие к правоохранительным (да и к любым государственным) органам, неверие в справедливость – как следствие этого в обществе возникает социальная напряженность и создается благоприятная среда для развития преступности различных видов.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можем сказать о том, что коррупция есть всегда негативное социальное явление, с которым необходимо бороться не только в определенные промежутки времени, но постоянно, т.к. представляется, что данное явление так или иначе будет сопровождать развитие любого человеческого общества, просто в большей или меньшей степени. Необходимо стремиться к меньшей.

Как мы указали в аннотации к данной статье, особые масштабы коорупция приобретает в сфере государственных закупок. Так, в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд генерируется несправедливое распределение, разрешающее менее эффективному контрагенту, имеющему возможность подкупать государственных служащих, быть гарантированно получателем государственных контрактов. Государственными аудиторами, проводившими мониторинг системы госзакупок, были выявлены множественные нарушения на этапах размещения и реализации контрактов, повлекших за собой многомиллиардный ущерб государственному бюджету. Россия существенно уступает экономически развитым зарубежным странам в борьбе с проявлением данного вида коррупции [6, c. 33].

Анализ отечественных подходов показал недостаточность и неэффективность существующих превентивных мер выявления и противодействия коррупции в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, направленных на заблаговременное выявление рисков мошенничества и злоупотреблений. С.А. Воронцовым, А.В. Понеделковым, С.Г. Зыряновым в исследовании был представлен, с их точки зрения, один из наиболее действенных методов выявления коррупционной деятельности, подразумевающий выявление коррупционных рисков в органах государственной власти и местного самоуправления с помощью использования индикаторов коррупционной деятельности. Индикативный метод заключается в составлении перечня часто используемых представителями власти коррупционных действий в разных государственных сферах [7, c. 30]. Сопоставление действий государственных служащих с индикаторами из составленного перечня позволяет предвидеть риски коррупционной направленности совершаемых чиновниками действий. Включение индикативного метода в список применяемых внутренними аудиторами мер по выявлению мошенничества и злоупотреблений, по мнению авторов, может позволить быстро идентифицировать действия чиновников как рискообразующие.

Анализ зарубежных методов позволил найти идентичный индикативному метод выявления коррупции, применяемый развитыми зарубежными странами при проведении мониторинга системы госзакупок, а именно этапа размещения государственных и муниципальных контрактов. Метод «красные флаги» имеет широкое распространение в западных странах из-за удобства его применения к любому виду размещаемых государственных заказов. «Красные флаги» - сигналы опасности или те же индикаторы, свидетельствующие о вероятном присутствии коррупционных действий в определенном государственном контракте. Европейскими исследователями был составлен список коррупционных проявлений, в который входят следующие «красных флаги»: пери- од между открытием торгов и датой подписания контракта составляет более семи месяцев; переговоры по контракту длятся дольше трех месяцев; проходит более трех месяцев между присуждением заявки и фактической датой и подписания контракта; стоимость работ увеличивается более чем на 20 процентов в ходе реализации; превышение времени реализации составляет более 30 процентов от первоначально заключенного периода; половина или более профильных компаний не участвуют в аукционе; разница между выигрыш- ной ставкой и следующей наименьшей ставкой находится в пределах 2 процентов; победившая ставка не является самой низкой ставкой; стоимость проекта в 2 раза или более превышает стоимость аналогичной работы [4, c. 636].

Таким образом, адаптация и апробирование европейского метода выявления коррупции позволяет сделать вывод о возможности его внедрения в систему отечественного мониторинга государственных закупок для уменьшения количества нарушений в исследуемой сфере и их пресечения на этапе размещения государственных заказов.

В заключении также следует отметить, что большое значение будет иметь предупреждение предупреждению коррупционных проявлений в органах государственной власти при осуществлении государственных закупок по государственному и муниципальному заказу. В связи с возникшей проблемой органы государственной власти в системе государственной и муниципальной службы могут: сформировать в коллективе служебную культуру, которая требует поступать в соответствии с установленными правилами антикоррупционного поведения; принять меры по осуществлению строгого и эффективного внутреннего контроля; организовать проведение занятий по вопросам этики и противодействия коррупции; обеспечить работу конфиденциальной «горячей линии» для сообщений о служебных злоупотреблениях; поощрять сообщения об имеющих место коррупционных проявлениях; вменить всем служащим в обязанность информировать руководство о случаях коррупционного поведения.

Список литературы

  1. Официальный сайт Трансперенси Интернешнл Россия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://transparency.org.ru. (дата обращения: 13.03.2020г.).
  2. Государственные закупки [Электронный ресурс] // Режим доступа: gov.ru. (дата обращения: 13.03.2020г.).
  3. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1 (63). С. 30.
  4. Феофилова Т.Ю. Зарубежные методы противодействия коррупции в сфере государственных закупок // Цифровая экономика и индустрия 4.0: тенденции 2025. 2019. С. 636.
  5. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.мвд.рф. (дата обращения: 13.03.2020г.).
  6. Рукина И.М. Влияние коррупции на состояние экономики государства// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. С. 33.
  7. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1 (63). С. 30.