УДК 340.11:32

Модель национальной безопасности Республики Казахстан

Мамонов Василий Владимирович – доктор юридических наук, доцент, сотрудник Академии Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

Базаров Ердан Тохтарович – сотрудник Академии Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, доктор PhD.

Аннотация: Статья подготовлена в рамках развития дискуссии о модели национальной безопасности Республики Казахстан, как объекта научного изучения. В отличие от существующих исследований, предложенная модель опирается на политико-правовые идеи, заложенные в Закон от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан». Для определения отличительных черт соответствующего концепта, термин «национальная безопасность», а также другие ключевые понятия, использованные при построении модели, сравниваются с теми же понятиями ранее действующего Закона от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан».

Ключевые слова: Национальная безопасность, документы Системы государственного планирования, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, система обеспечения национальной безопасности.

Обретение Казахстаном независимости обусловило необходимость выработки собственной стратегии и тактики защиты национальных интересов в кардинально изменившихся экономических и общественно-политических условиях. Для определения их параметров, обеспечение национальной безопасности, как и любая сфера общественных отношений, опирается на научные знания.

Проблемы национальной безопасности изучаются многими науками: философией, экономикой, политологией, менеджментом и др.

Исходя из своего предмета, каждая наука характеризует различные свойства национальной безопасности. При этом насколько многогранна жизнь, настолько велико количество моделей национальной безопасности в попытке выразить ее сущность. Как следствие, многообразие различных «отраслевых» концепций приводит к дискуссии не только относительно системы основных понятий национальной безопасности, но и по поводу практической деятельности по ее обеспечению.

Вместе с тем национальная безопасность целостное явление, требующее единой точки опоры в подходах к познанию и преобразованию соответствующей сферы общественных отношений, с учетом ее мультипликативного характера.

В условиях разности точек зрения относительно построения модели национальной безопасности Республики Казахстан, в решении данной проблемы в качестве исходной точки приняты законодательные нормы.

Нормы закона отражают официально принятые взгляды и по сути являются результатом крупных теоретических обобщений в отдельных областях научных знаний.

Преимуществом использования законодательных норм служит также то, что они позволяют достаточно легко проследить логику современного концепта национальной безопасности, хотя и не претендуют на исчерпывающую полноту картины и могут отставать от достигнутого уровня развития общественных отношений. Данный недостаток успешно компенсируется знаниями других наук, которые после их апробации общественной практикой, также включаются в механизм правового регулирования, трансформируясь из определенных «умозаключений» в общеобязательные правила поведения.

В указанном контексте законодательные нормы выполняют не только, регулятивные и охранительные функции (социальное назначение права). Они являются «каркасом», к которому прирастают все существующие научные знания. Эти знания, собственно, и объясняют почему государство видит национальную безопасность именно такой, чем обусловлены соответствующие подходы, каковы исторические предпосылки к их возникновению, современное состояние и перспективы развития.

  1. Стратегические ориентиры модели национальной безопасности Республики Казахстан

В рамках законодательных норм, первая модель национальной безопасности Республики Казахстан была создана в 1998 году [1]. Данная модель характерна для этапа становления государственности и со временем претерпела изменения.

Вторая модель, отражающая современный уровень развития государства, увидела свет в 2012 году, в новой редакции Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан» [2].

Сравнивая названные модели, прежде всего, необходимо обратить внимание на изменившейся стратегические установки в обеспечении национальной безопасности.

В настоящее время национальная безопасность определяется как «состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства» [2].

В отличие от прежнего аналогичного понятия, рассматриваемое определение дополнено указанием на то, что состояние защищенности национальных интересов, обеспечивает «динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства».

Тем самым, как установлено ранее проведенным исследованием, защищенность национальных интересов в целом, либо в отдельных отраслях государственного строительства, ориентирована, прежде всего, на полную и последовательную реализацию приоритетов и целей, предусмотренных документами Системы государственного планирования [3, с.61].

Документы Системы государственного планирования представляют собой целостную систему, где необходимость и правомерность разработки документов нижестоящего уровня вытекают из документов, стоящих на уровне выше, а разработка, реализация, мониторинг, оценка и контроль документов, стоящих на уровне выше, осуществляются на основе документов нижестоящих уровней [4].

На вершине иерархии документов Системы государственного планирования находится Стратегия развития государства. С 1997 по 2012 годы глобальное видение развития страны определялось Стратегией «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение безопасности всех казахстанцев» («Казахстан-2030») [5]. С 2012 года таким документом является Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» («Казахстан-2050») [6].

В общей проекции на сферу обеспечения национальной безопасности указанное означает, что с учетом изменения стратегических приоритетов и целей государственного строительства будет меняться и содержание деятельности государства по обеспечению национальной безопасности. 

В послании «Казахстан-2030» было определено, что «изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранение государственности». Национальная безопасность, как первый в числе долгосрочных приоритетов данного документа, предусматривала прежде всего обеспечение развития Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности [5].

В настоящее время Республика Казахстан перешла на новый уровень своего развития. Подводя итоги реализации «Казахстан-2030», ставя соответствующие современному этапу приоритеты и цели в «Казахстан -2050», Президент – Лидер Нации Н.А. Назарбаев отметил, что наше главное достижение – мы создали независимый Казахстан. Сегодня Казахстан – это сильное успешное государство. Согласно достигнутым результатам «сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста» [6].

Применительно к обеспечению национальной безопасности из указанного следует, что Республикой Казахстан в целом создана безопасная внутренняя и внешняя среда. Казахстан решил задачу обеспечения суверенитета и территориальной целостности и в дальнейшем должен сосредоточить усилия не только на защите, но и на активном продвижении национальных интересов.

Согласно действующей Стратегии развития государства, Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира. При этом подчеркивается, что «среди развивающихся стран конкуренция за место в этом клубе будет ожесточенной. Нация должна быть готова к глобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим» [6].

В отличие от «Казахстан-2030» в «Казахстан-2050» национальная безопасность не обозначена в качестве первого из приоритетов. В видении основных направлений Стратегии «Казахстан 2050» вопросы обеспечения безопасности занимают шестую позицию в формулировке «Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности» [6].

Тем самым акцент в политике безопасности Казахстана достаточно явно сместился на внешний контур, где обеспечение национальной безопасности, не теряя своей актуальности, выступает в роли неотъемлемого элемента развития всех сфер государственного строительства в векторе конкурентного противоборства с другими развивающимися странами.

Из изложенного последовательно вытекают следующие выводы:

  1. Характеристика основных элементов модели национальной безопасности Республики Казахстан

В соответствии с приведенным выше законодательным определением, национальная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз [2].

Таким образом, анализ понятия «национальная безопасность» изначально предполагает характеристику двух ключевых элементов, раскрывающих содержание данного термина – национальные интересы и угрозы.

Под национальными интересами Республики Казахстан понимается совокупность законодательно признанных политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества и основ конституционного строя [2].

Из данного определения следует, что национальные интересы приставляют собой потребности страны, нашедшие отражение в законодательстве.

Такой подход исключает выдвижение в качестве «национальных» любых других интересов (личных, групповых и т.п.), которые не соответствуют модели казахстанской государственности, нашедшей закрепление в Конституции и законодательных актах, чем бы они не мотивировались.

В правовом поле указанное делает незаконными любые действия по реформированию государства и общества, если они осуществляются вне установленных законодательными актами процедур.

Еще одним важным аспектом является то, что «законодательное признание» соответствующих потребностей, обеспечивает связь закона с иными законодательными актами, затрагивающими вопросы обеспечения национальной безопасности. То есть, положения Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан» в рамках установления национальных интересов, являются основными, но не исчерпывающими. В частности, законом предусмотрено, что национальные интересы Республики Казахстан могут дополняться законодательными актами и детализироваться документами Системы государственного планирования Республики Казахстан [2].

В свою очередь, угрозами национальной безопасности является совокупность внешних и внутренних факторов (процессов и явлений), препятствующих или могущих препятствовать реализации национальных интересов Республики Казахстан [2].

Понятие «угрозы национальной безопасности» в сравнении с прежней законодательной редакцией содержит указанием на то, что относящиеся к данным угрозам факторы (процессы и явления) могут быть внешними и внутренними.

Это означает, что одни и те же угрозы могут формироваться как вне, так и на территории Республики Казахстан.

Изложенный подход, повлиял не только на формирование перечня угроз, но и на видовую классификацию национальной безопасности.

В частности, из видов национальной безопасности, которые были обозначены в прежней редакции закона [1], были исключены «внешняя безопасность» и связанная с ней «безопасность государственных институтов».

Обе названные категории теперь охватываются новым законодательным понятием «политическая безопасность» [2]. В то же время, и «внешняя безопасность» и «безопасность государственных институтов» по-прежнему характеризуют основную составляющую родового объекта наиболее опасных противоправных посягательств на «государственные интересы» в рамках главы «Уголовные правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства» Уголовного кодекса Республики Казахстан (например, государственная измена, шпионаж) [7].

Таким образом, выбор терминологии как в Законе «О национальной безопасности Республики Казахстан», так и в его проекции на Уголовный кодекс следует признать сбалансированным и адекватным складывающейся обстановке.

Далее, раскрывая семантические связи между национальными интересами и угрозами необходимо отметить, что в рамках законодательного определения, национальная безопасность есть «состояние защищенности национальных интересов от реальных и потенциальных угроз» [2]. Как следует из выводов, сделанных по результатам ранее проведенного в статье анализа стратегических ориентиров модели национальной безопасности Республики Казахстан, такое «состояние» определяется документами Системы государственного планирования. Из этого вытекает другой вывод: национальная безопасность представляет собой результат государственной политики в соответствующей сфере, который должен иметь конкретные (измеримые) количественные и качественные показатели [3, с.61].

Априори, национальная безопасность как в роли результата на уровне стратегического целеполагания, так и в отдельных сферах общественных отношений (включая конкретные временные отрезки) достигается не сама по себе, а посредством функционирования системы обеспечения национальной безопасности. При этом мониторинг, анализ, оценка и прогнозирование влияния угроз на национальные интересы, в рамках разработки и реализации документов Системы государственного планирования, непосредственно определяют структурно-функциональное содержание системы обеспечения национальной безопасности на текущей период и ее перспективы в будущем.

Таким образом, даже при отсутствии своего упоминания в законодательном определении «национальная безопасность», система обеспечения национальной безопасности, наряду с национальными интересами и угрозами, выступает в качестве неотъемлемого элемента модели национальной безопасности Республики Казахстан. Об этом, в частности, свидетельствуют положения главы 2 «Система обеспечения национальной безопасности и ее основные функции» Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан», которая охватывает 2/3 регуляторных и охранительных норм данного закона [2].

Под системой обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан понимается совокупность правовых, организационных, экономических, технических и иных мер, реализуемых субъектами национальной безопасности, в рамках государственной политики в области национальной безопасности [2].

С точки зрения глобального видения, развитие мер обеспечения национальной безопасности подчинено лишь одному нормативному требованию – «Республика Казахстан обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами [2].

В свою очередь, субъективный состав системы обеспечения национальной безопасности, осуществляющий соответствующие меры, также подлежит постоянной модернизации.

 Одной из главных новаций действующей редакции Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан» [2] явилось закрепление полномочий государственных органов в области обеспечения национальной безопасности.

Установление сфер ответственности государственных органов, включая отраслевые (министерства и ведомства), позволяет исключить распространенное ранее восприятие обеспечения национальной безопасности как деятельности только Сил обеспечения национальной безопасности (спецслужб, Вооруженных Сил, правоохранительных органов) или же в еще более зауженной трактовке – органов национальной безопасности.

Одновременно получили развитие координационные механизмы совместной работы государственных органов по защите национальных интересов, предусматривающие возможность создания межведомственных комиссий, советов или штабов по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения.

С учетом проводимых реформ, в настоящее время, на вершине механизма, обеспечивающего согласованность действий государственного аппарата, находится конституционный орган – Совет Безопасности Республики Казахстан. Данный орган координирует проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности в целях сохранения внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, государственной независимости, территориальной целостности и национальных интересов Казахстана на международной арене[8].

В целом, обобщение основных выводов настоящей статьи позволяют представить современную модель национальной безопасности Республики Казахстан следующим рисунком:

1

Рисунок 1. Модель национальной безопасности Республики Казахстан.

Модель национальной безопасности Республики Казахстан отражает новые подходы к защите интересов личности, общества и государства, сохраняя при этом преемственность ранее сложившихся и проверенных временем идей. Она направлена на системное решение крупных общегосударственных задач при активном участии всех наделенных соответствующими полномочиями государственных органов, организаций и граждан. Указанное, на наш взгляд, должно предопределять стратегический вектор исследований в различных областях научных знаний, посвященных данной проблематике.

Список литературы

  1. Закон Республика Казахстан от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» (утратил силу) // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/dock/Z980000233 (дата обращения 21.03.2020).
  2. Закон Республика Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/dock/Z1200000527 (дата обращения 21.03.2020).
  3. Мамонов В.В. Комментарий к законодательному определению понятия «транспортная безопасность»//Вестник КазНУ. Серия юридическая. –2014. №3(71). С.60-64.
  4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан// ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000790 (дата обращения 20.03.2020).
  5. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»// ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K970002030 (дата обращения 19.03.2020).
  6. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (г. Астана, 14 декабря 2012 год) // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (дата обращения 26.03.2020).
  7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 (дата обращения 26.03.2020).
  8. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «О Совете Безопасности Республики Казахстан» // ADILET.ZAN.KZ: Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/dock/Z180000178 (дата обращения 26.03.2020).