УДК 32

Либеральная идеология в современной России

Прокопенко Любовь Ивановна – студент Сургутского государственного университета.

Аннотация: Идеология занимает одну из ключевых мест в государстве. С 1991 года по настоящее время в России актуальна тема поиска национальной идеологии. Коммунистическая идеология утратила свой статус, а на ее смену стала внедряться «новая» либеральная идеология. В работе кратко анализируются труды отечественных авторов, которые считают, что население стало подвергаться массированному воздействию и внедрению в него ценностей либеральной идеологии.

Ключевые слова: Идеология, либерализм, идеологические установки, деидеологизация, коммунизм.

Идеология играет немаловажную роль для государства, она является неотъемлемой составляющей общественного сознания. Термин «идеология» трактовался и наполнялся разным содержанием на протяжении всего периода существования. Это было обусловлено различными социальными интересами, знаниями и идеологическими установками в тот или иной период времени. В современных исследованиях можно выделить несколько популярных определений, однако, все они имеют общую смысловую нагрузку: идеология - это система идей, взглядов, которые отражают те условия, в которых находится индивид, а также его интересы.

Современная Россия пережила множество процессов, которые оставили свой отпечаток на содержании и развитии политических ценностей, заложенных в идеологиях. Предшествующая коммунистическая идеология утратила свой статус, а новая идеология не пришла на ее смену. По мнению Р.А. Троско: «актуальность темы обусловлена тем, что в конце 80-х − начале 90-х гг. XX в. в СССР на государственном уровне началось распространение теории деидеологизации общественной жизни, которая прямо следовала из принципов плюрализма идей и гласности, легитимированных в период перестройки» [7, с. 19].

В этой связи важно упомянуть о процессах деидеологизации, происходящих в российском обществе, в начале 90-х годов. До 2000 года в политическом пространстве была популярна идея поиска новой объединяющей идеологии, которая чаще всего виделась в либерализме как образце нового свободного и перспективного жизнеустройства. В различных средствах массовой информации стали появляться упоминания о либеральной идеологии и внедрении в создание граждан, особенно молодежи, американского образа жизни. Но в России реализация западного либерального проекта не принесла положительных результатов. Как отмечает А.В. Головченко: «Идеологически либерализм (несмотря на титанические усилия отечественных интеллектуалов по популяризации достижений американской и западноевропейской политической теории и практики) не смог предложить массовому сознанию российского социума такой образ будущего, который по привлекательности мог бы идеологически конкурировать с коммунистической идеей и социалистическими ценностями, а в рамках повседневных социальных практик преобладать над консервативно-традиционалистскими установками массового сознания» [2, с. 123].

Исследователь В.С. Малицкий отмечает, что практически до настоящего времени идет процесс внедрения либеральных ценностей, хотя русского варианта либерально-консервативной идеологии не было выработано, о нем даже и не задумывались, считая, что для России вполне подойдет западный вариант либерализма [5, с. 41].

Схожей точки зрения придерживается и другой отечественный исследователь И.В. Кологривова в статье «Политические идеологии в современной России» отмечает, что политические идеологии в европейских странах и России имели разные пути развития. Так, автор отмечает, что трансформация идеологий в европейских странах происходила постепенно, в результате социальных изменений и идейном поиске путей развития общества в определенные исторические периоды. И.В. Кологривова считает, что появление политических идеологий в российском обществе произошло на фоне серьезных социальных потрясений: «бархатная революция» 1991 года, последующих радикальных экономических реформ» [3, с. 117]. Отметим, что идеи И.В. Кологривова схожи с мнением В.С. Малицкого. Так, автор считает, что ключевой протоидеологией с 1991 года становится либерализм. Либерализм, по мнению автора, сочетает в себе черты американской культурной программы и серию экономических реформ, приводящие к разрушению национальных устоев российского общества. «Однако идеям либерализма противостоит традиционализм, носителями которой является старая партийная элита, лишенная привилегий, а также часть населения, которая не смогла справиться с переменами с социальной и культурной жизни общества» [3, с. 117].

Подобное мнение высказывает и автор работы «Феномен идеологии в современной России» О.В. Вольтер, как и В.С. Малицкий он, считает, что либерализм и его основные ценности были навязаны российскому обществу. О.В. Вольтер пишет, что политические события 1991 года спровоцировали развал советской идеологической системы. По мнению исследователя, в условиях поиска новых идеалов и экономических реформ, важную идеологическую функции стали выполнять СМИ [1, с. 135]. Средства массовой информации на начальной стадии проведения реформ в России занимались пропагандой западного образа жизни.

Исследователь В.Е. Никифорова, также как и предыдущие отечественные авторы убеждена в том, что состояние ценностно−нормативного вакуума после реализации в начале 90−х годов концепции «деидеологизации» привело к тому, что идеологическая структура России под влиянием глобальных сетей СМИ стала подвергаться массированному воздействию ценностей либеральной идеологии, и, поскольку попытки создания интегративной идеологии, по нашему мнению, лишь скрывают попытки адаптации ценностей либеральной идеологии, современная Россия нуждается в новой, антропоцентрической идеологии, обладающей перспективой развития в глобальном масштабе [6, с. 22].

Автор статьи в работе «Конструирование «Либерализма» в постсоветской России. Наследие 1990−х в идеологических битвах 2000−х годов» О.Ю. Малинова, подмечает, что, к сожалению, осознание необходимости дополнить устоявшиеся смысловые схемы прошлого темой свободы пришло лишь в 2000−х годах, когда былые ресурсы для влияния на общественное мнение оказались утрачены [4, с. 10].

Рассуждая о генезисе современной российской идеологии можно отметить, что с 1991 года по настоящее время тема поиска национальной идеологии России является актуальной, поэтому многие отечественные исследователи посвящают свои научные труды описанию данной темы. Политические потрясения в 90−е годы XX века и потери прежних идеологических идеалов советской эпохи привели к потере национальной самобытности России. Анализируя публикации различных авторов, можно сделать вывод о том, что, несмотря на попытки внедрения либерализма, оно оказывает достаточно слабое влияние на население современной России.

Список литературы

  1. Вольтер, О.В. Идеология и политика: определение стратегических перспектив развития современного общества / О.В. Вольтер// Вестник Омского университета. − 2013. − №3. − С. 193−198.
  2. Головченко, А.В. Особенности реализации либерального проекта в постсоветской России / А.В. Головченко // Власть. − 2017. − № 3. − С 123-128.
  3. Кологривова И.В. Политические идеологии в современной России // Вестник Томского государственного универси-тета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2008. № 2 (3). С. 116–124
  4. Малинова,О.Ю. Конструирование «Либерализма» в постсоветской России. Наследие 1990−х в идеологических битвах 2000−х / О.Ю. Малинова // Полития. − 2017. − № 1. − С. 1−23.
  5. Малицкий, В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: Социально − философский анализ: автореферат дисс. докт. фил. наук: 09.00.11: защищена 17.02.2006: утв. 19.04.2006 / Валентин Семенович Малицкий. − Ростов-на-Дону.: − 2006. − 296 с.
  6. Никифоров,В.Е. Глобальная идеология: сущность, тенденции и перспективы: автореферат. дисс. кандидата философских наук: 09.00.11: защищена 18.03.2006: утв. 02.04.2006 / Владимир Евгеньевич Никифоров. − Ростов-на-Дону.: − 2006. − 384 с.
  7. Троско, Р.А. Содержание, структура и функции научной идеологии: особенности анализа в современной социальной философии :автореф. дис. кан. философских наук: 09.00.11: защищена 13.02.2006: утв. 07.03.2006 / Роман Александрович Троско. − Барнаул.: − 2006. − 324 с.