УДК 374

Влияние культурной среды на эстетическое самообразование будущих учителей

Ковалёва Наталья Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогического образования Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета.

Аннотация: Автор подробно описывает влияние культурной среды на эстетическое самообразовании будущих учителей. Определяет основные понятия «культурная среда» и её роль в освоении курса мировая художественная культура. Выделяет основные задачи для эстетического самообразования будущих учителей, где главным является приобщения обучающихся к ценностям мировой культуры и создания культурной среды в колледже.

Ключевые слова: Культура, культурная среда, самообразование, колледж, культурные ценности, мировая художественная культура.

В современных условиях обострилась потребность в творческих людях, специалистах с активной профессиональной и жизненной позицией, стремящихся к реализации своего личностного потенциала. Перед педагогическим образованием стоят задачи, не только оснастить будущих педагогов знаниями, умениями и навыками, но и сформировать у молодого человека духовное начало, его личностное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Наметившийся процесс гуманизации общества, его ориентация на гуманистические цели и ценности определяет интерес к средовой проблематике в педагогической науке. Именно среднее профессиональное образовательное учреждение являются той площадкой, на которой обучающиеся смогут сформировать и развивать свои профессиональные способности.

По мнению О. Н. Астафьевой, Е. Ю. Кашниковой Н. Б. Крыловой, О. В. Неценко, Ю. В. Своротовой, М. Д. Сметаниной, Е. И. Стрелковой, А. Я. Флиера и др. культурная среда образовательного учреждения отражает качество среды и помогает по-иному осознать возможности для развития и саморазвития личности обучающегося. Проектируя развивающее пространство учебного заведения, необходимо организовать среду, которая, во-первых, учитывала бы законы функционирования и развития личности обучающегося и, во-вторых, отражала условия саморазвития личности, в- третьих, формировала процесс потребления воспроизведения культуры и влияла на воспитание эстетически развитой личности.

Понятие культурная среда педагогическим сообществом рассматривается в различных аспектах. Так, А. Я. Флиер считает, что «культурная среда представляет собой саму культуру во всей ее полноте функций и процессов, форм и содержаний, но рассматриваемую под определенным углом, с акцентом на ее пространственном воплощении», и определяет культурную среду как «комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определенного пространства» [1].

Исследователь Н. Б. Крылова, подчеркивает, что культурная среда – это пространство деятельности, поведения и общения обучающихся в детско-взрослой общности, которое и создает материал для самообразования и самостроительства личности. Культурная среда, по мнению автора – динамическое явление. Она претерпевает различные изменения: она создается, развивается, сохраняется, расширяется, обогащается, истощается, охраняется, воспроизводится. Она не передается по наследству, не модернизируется. Н. Б. Крылова различает микро- и макросреду. Культурная макросреда – общество в целом, то есть социально- культурные объекты. Макросреда обладает некоторыми количественными характеристиками [2]. Следует, что окружающее человека пространство, «... и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где он активно действует и реализует себя как субъект культуры и где, главное, он выбирает наиболее значимое как материал для самообразования и самостроительства» [3, с. 190].

Исследователь Ю. В. Своротова выделяет основные факторы влияющие на культурную среду, где «с одной стороны, социокультурная среда рассматривается как условие формирования и развития личности, с другой стороны, она предполагает деятельностную активность человека по выстраиванию своего жизненного пространства, в частности профессионального [4, с. 131].

Перед учебными заведениями встает необходимость проектирования культурной среды как многомерного пространства, адекватного потребностям обучающихся и соответствующего тенденциям и динамике современной культуры. Необходим гибкий средовой подход. Становление индивидуальности происходит в пересечении различных культурных сред. Человек изначально развивается и действует в этой многообразной культурной среде. Чтобы организовать такую среду, необходимо максимально расширить структуру деятельности и общения студентов с искусством, создать для каждого студента ситуацию культурного самоопределения и выбора и на этой основе создать условия для самообразования. При этом как пространству деятельности, поведения и общения обучающихся, культурная среда является базой освоения ценностей культуры и создает материал для самообразования будущего педагога его творческой деятельности, а также как совокупность значимых критериев, в которых человек живет, обучается и работает. Так, Е. В. Ярвилянина выделяет компоненты культурной среды учебного заведения – люди, отношения, ценности, вещи и т. д. [5, с. 214]

Культурная среда в курсе мировой художественной культуры (МХК) определяется как социально-культурный объект, как взаимодействие интегрированной программы учебной дисциплины, средств обучения, учебного материала, который знакомит студентов с социально-культурными объектами и самостоятельной самообразовательной деятельности будущих педагогов в сфере культуры, которые являются основным материалом для освоения культурных ценностей. Освоение курса «Мировая художественная культура» – это один из путей самообразования воспитания эстетической культуры студентов. Во-первых, освоение ценностей культуры – это та область человеческой деятельности, которая развивает духовно-творческие способности, служит средством многостороннего эстетического воспитания. Во-вторых, эстетическое воспитание искусством приобретает сегодня первостепенное значение в самостроительстве личности.

Культурно-образовательная среда педагогического колледжа является обязательным организационно-педагогическим условием для самообразования будущего учителя. Е. И. Стрелкова акцентирует на том, что формирование культурной среды всегда рассматривается в контексте складывания социокультурной среды [6, с. 121]. В учебном плане курс МХК интегрирует знания различных гуманитарных наук и предметов искусства, имеющих общие теоретические концепции, принципы, подходы. Интеграция способствует становлению ценностных ориентаций студентов, их мировоззрению, отношению к миру, природе, обществу, искусству через точки соприкосновения [2].

Положительное воздействие на воспитание эстетической культуры студентов оказывает учет особенностей личности, социальной и культурной среды, в которой развивается обучающийся – будущий педагог: возрастных особенностей; региональных особенностей; индивидуальных черт личности студентов; культурных потребностей, интересов и способов их удовлетворения; способности к самообразованию; творческой деятельности.

Курс МХК диалогичен по своей сути. Это проявляется в том, что в курсе в определенной связи существует все виды искусства как единое целое – «мировая художественная культура», и в том, что «диалог искусств» является одновременно и «диалогом культур», и в том, что представляет возможность для возникновение диалога между каждым обучающимся и каждым произведением, отмечает. Значимость курса МХК заключается в том, что его освоение предполагает восстановление целостного полотна культуры, ибо целостность присуща искусству и вытекает из его эмоционально-образовательной природы. При этом активизация эстетического потенциала личности будущих педагогов, обеспечивает гармоничное познание окружающей действительности [7, с. 73].

Культурное взаимодействие субъектов образования способствует развитию коммуникативной культуры студенческой молодёжи, которая, в свою очередь, реформирует культурную среду – сначала микро-, а затем и макросреду. Особенности феномена воспитания культурой определяются глубиной общения и его культурными смыслами для обучающегося и педагога, «потому потенциал воспитания зависит от глубинных слоев общения и взаимодействия [8, с. 167].

Сущность духовно-нравственной атмосферы, как компонента культурной среды, заключатся во влиянии культуры и искусства на эмоционально-ценностное состояние как общества в целом, так и отдельного индивидуума. В человеке зарождается культурная идея, и он растет вместе с ней. Содержание мировой культуры – это целостные художественные модели мира, в которых средствами всех искусств воплощаются различные представления об идеальном мире, добре и зле, жизни и смерти, природе, космосе, религии, любви, красоте и других основных ценностях бытия. Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий педагога и воспитанника, как особенность их внутренней и внешней жизни. Духовно-нравственная атмосфера культурной среды ставит человека в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы. В данном случае и начинается самообразование личности.

Главной целью педагогической культурной среды в колледже является приобщение обучающихся к ценностям мировой культуры; создание определенной деятельности, которая обеспечивает формирование средствами различного рода искусств духовного мира обучающийся, их эстетической, нравственной воспитанности. Эта цель должна быть достигнута посредством таких задач как способствовать «живому» общению обучающихся с шедеврами мирового искусства; предоставить возможность приобретения богатого опыта встреч с произведениями различных видов, жанров искусства, художественных стилей и направлений, научить чувствовать и понимать эти различия; развивать способность адекватно воспринимать художественное произведение; развивать способность воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развивать целостное представление о национальной художественной культуре и её месте в мировой культуре; развивать способность видеть авторскую позицию и вступать в творческий «диалог» с автором; показать бесконечное многообразие культур; развивать стремление общаться с художественной культурой в течение всей дальнейшей жизни; развивать способность к общему и эстетическому самообразованию, самостроительству личности. И главным результатом эстетического самообразования являются эстетическое саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализация и самореализация личности [9, с. 38].

Итак, курс МХК способен создать необходимую культурную среду как условие для эстетического самообразования будущих учителей, который включает социально-культурные объекты, культурное взаимодействие и духовно-нравственную атмосферу, то есть педагогически-образовательную среду. При этом под материалом самообразования мы понимаем овладение знаниями культуры и искусства по инициативе самой личности, а также выбора формы удовлетворения потребностей и интересов. Эффективное самообразование личности невозможно без сознательного стремления к построению себя как личности. «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования», – писал русский книговед и писатель Н. А. Рубакин.

Таким образом, влияние культурной среды на эстетическое самообразовании будущих учителей характеризуется приобщение личности к эстетическим и художественным ценностям посредством изучения курса «МХК», что определяет духовное развитие человека, направленное на реализацию идеалов культуры, в результате чего возникает новое качественное состояние личности, изменяющее ее структуру от самопознания к самореализации.

Список литературы

  1. Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2 URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ (дата обращения: 10.06.2020).
  2. Иванов А. В. Феномен культурной среды образовательной организации в освоении детьми духовных ценностей // Педагогическое образование в России. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kulturnoy-sredy-obrazovatelnoy-organizatsii-v-osvoenii-detmi-duhovnyh-tsennostey (дата обращения: 18.06.2020).
  3. Крылова Н. Б., Печко Л. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз.- М.: Знание, 1986. - 64с.
  4. Своротова Ю. В. Социокультурная среда колледжа как средство подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 3 (39). С. 127–140.
  5. Ярвилянина Е.В. Образовательная среда колледжа как пространство формирования общих компетенций студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kolledzha-kak-prostranstvo-formirovaniya-obschih-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 20.06.2020).
  6. Стрелкова Е. И. Культурная среда и ее системообразующие компоненты // Теория и практика общественного развития. 2014. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-sreda-i-ee-sistemoobrazuyuschie-komponenty (дата обращения: 15.06.2020).
  7. Ковалёва, Н. С. Эстетизация учебно-воспитательного процесса в профессиональной подготовке будущих учителей Актуальные вопросы модернизации российского образования: Мат. XXII междунар. науч.-практ. конф. 27 мая 2015г. / Сб науч. трудов – М.: Из-во «Перо», 2015. – С.72-79
  8. Сметанина, М. Д. Феномен культурной среды // Общество: философия, история, культура. 2019. № 3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kulturnoy-sredy (дата обращения: 17.06.2020).
  9. Кашникова, Е. Ю. Эстетическое самообразование студентов гуманитарного вуза / Е. Ю. Кашникова // Искусство и образование. – 2011. - №2 (70). – С.36-44.