Понятие интеллекта. Методы оценки уровня интеллекта. Примечательные черты индивида с высоким уровнем интеллекта

Солодонова Виктория Дмитриевна – студент-магистр Московского политехнического университета.

Аннотация: В работе рассматривается понятие интеллекта, приведены и рассмотрены самые популярные методы определения уровня интеллекта. Составлен обзор существующих методов оценки уровня интеллекта. Рассмотрены отличительные черты индивидов имеющих уровень интеллекта выше среднего.

Ключевые слова: Интеллект, Айзенк, Амтхауэр, эргономика, IQ, отличительные черты.

Введение

На сегодняшний день снижение рисков негативного проявления человеческого фактора и оптимизация функциональной нагрузки человека во многом зависит от объективной оценки и контроле когнитивных способностей участников процесса. Количественная оценка таких способностей позволила бы в условиях современного мира решать большой объем задач связанных с эффективным управлением как социальных, так и технологических процессов. Это является предметом пристального внимания многих областей как науки, таких ее сфер как психофизиология, психология, когнитивная психология, эргономика и др., так и других областей, например отбор перспективных сотрудников для компаний.

Понятие «Интеллект» слишком обширно, поэтому сразу возникают вопросы «Что такое интеллект?», «Как измеряется интеллект(IQ)?», «Какие отличительные черты у человека с высоким коэффициентом интеллекта?».

В рамках данного исследования основное внимание уделено способам измерения интеллекта и рассмотрению отличительных черт человека, имеющего уровень интеллекта выше среднего. 

Основная часть

Термин «Интеллект» мы часто используем, когда хотим дать характеристику личности. Говоря об интеллекте, подразумевают умственные способности, умственное развитие, также соотносят интеллект с разумом, знаниями, одаренность и т.д. Многие психологи рассматривают интеллект как устойчивую структуру умственных способностей.

Но если попытаемся найти классическое или научное определение интеллекта, то мы его просто не найдем. Поскольку то, что не материально, становится зависимым от научных воззрений и теоретических позиций исследователей[1].

Поскольку понятие интеллекта не имеет точного определения, то обозначим, что интеллект отражает способности человека к познанию, пониманию и мышлению. Такую конструкцию (на содержательном уровне) мы и примем в качестве рабочей гипотезы.

Человеку доступны различные способы мышления в силу того, что полушария нашего головного мозга функционально различаются и доминирование одной из частей определяет стратегию мышления – абстрактно-логического или наглядно-образного.[2]

Основным инструментом исследования когнитивных способностей человека является инструмент тестирования. Тесты, как модели отдельных когнитивных свойств, важных в профессиональной деятельности человека, вполне успешно используются как в исследовательских целях, так и при решении практических задач.

Существует несколько популярных тестов по определению коэффициента интеллекта(IQ), рассмотрим несколько из них.

Например, тесты Ганса Юргена Айзенка, предназначенные для людей в возрастной группе от 18 до 60 лет. Они представленные в виде 8 тестов, 5 из которых довольно похожи между собой и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что будет четкое следование инструкциям. Также имеются три специализированных теста.

Чем же хорош метод определения уровня интеллекта, предложенный Айзенком? Дело в том, что благодаря существованию нескольких способов тестирования можно выровнять шансы на уровне определения интеллекта у разных типов личностей. Таким образом, например, человек, который достаточно хорошо решает арифметические задачи, но словесные задания даются ему с трудом, не имеет преимуществ перед тем, кто, наоборот, с легкостью справляется со словесными тестами. То есть, в тестах разные типы задач используются в равной доле. Так, достаточно известный психолог внес большой вклад в исследование и изучение интеллектуальных способностей человека. Разработанные Айзенком тесты сегодня широко применяются для определения уровня IQ.

Также рассмотрим тест структуры интеллекта принадлежащий Рудольфу Амтхауэру. Его групповой тест предназначен для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года. Автор включил задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Интеллект понимался Амтхауэром как субструктуру в структуре личности человека, как структурированную целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру и их нельзя понимать как изолированные элементы. Методика выполнения теста структуры интеллекта состоит из девяти разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. На основании тестирования интеллекта можно отметить определенные физико-математические и естественно-научные способности испытуемого, возможна реализация в технической сфере. Для более точной профессиональной ориентации следует рассмотреть интересы испытуемого.

Мы сформулировали понятие интеллекта и рассмотрели несколько основных способов оценки интеллекта. Но как же высокий уровень интеллекта отображается на привычках, поведении и психологии человека?

Например, находить и видеть ассоциации и связи в неочевидных местах, что для других людей может представиться сложным или занять значительно дольше времени. К примеру, люди с достаточно высоким коэффициентом интеллекта могут быстро определить, что общего между арбузом и блюдом сашими (ягода и блюдо употребляется в сыром и холодном виде). Способность видеть и находить параллели и общие схемы неразрывно связано с интеллектом, и сюда же относится креативность как способность представить нечто старое с новой стороны.

Также люди с высоким уровнем интеллекта проявляют большую любознательность. К примеру, Альберт Эйнштейн говорил о себе, что он не слишком одарен, но зато весьма любопытен. Чаще всего "обычные" люди принимают "обычные" вещи как должное или вовсе не обращают на них внимание, в то время интеллектуалы могут ровно этими же вещами восхищаться и задаваться вопросами как это сделано или как оно работает.

Определенное место занимает следующая черта - легкая и быстрая адаптация. Интеллект неразрывно связан со способностью изменять и подстраивать свое поведение, для возможности действовать в сложившейся ситуации наиболее эффективно.

Также индивиды с высоким уровнем интеллекта обладают умением концентрироваться на мелких деталях. Это подтвердило небольшое исследование, проведенное в 2013 году. В ходе экспериментов оказалось, что людям с высоким IQ (коэффициентом интеллекта) сложнее заметить, как на большом изображении медленно меняется фон — потому что они концентрируются на более мелких деталях.

Перечисленные выше черты позволяют индивидам с интеллектом выше среднего считаться перспективными сотрудниками, поскольку они могут быстро сориентироваться в сложной ситуации и принять необходимые решения, хорошо держат концентрацию на определенных задачах , могут предложить нестандартное решение для обычной ситуации/проблеме.

Заключение

В данном исследовании было рассмотрено обширное понятие интеллекта и в качестве рабочей гипотезы что интеллект отражает способности человека к познанию, пониманию и мышлению.

Также были рассмотрены несколько наиболее популярных теста по определению коэффициента интеллекта и рассмотрены несколько основных черт личности индивида с уровнем интеллекта выше среднего, которые позволяют охарактеризовать такого индивида как перспективного, ответственного, быстро адаптирующегося к стрессовым ситуация работника.

Поэтому можно сделать вывод, что определение коэффициента интеллекта помогает обеспечить снижение рисков негативного проявления человеческого фактора и оптимизировать функциональной нагрузки человека.

Список литературы

  1. Сычев М.М. Генетика интеллекта. СГУ – Смоленск -
  2. Трофимов, Е.А. Записки об интеллекте /Е.А. Трофимов. — 1-е изд. — Барнаул: Новый формат, 2019. — 204с.
  3. 13 признаков высокого интеллекта [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2017. — Режим доступа: https://www.pravda.ru/news/society/1353096-intellekt/, свободный.
  4. Диагностика интеллектуальных способностей индивида [Электронный ресурс] /. — Электрон. Текстовые дан. — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003146, свободный
  5. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. Е.Е.Туник, 2009 - 96с.
  6. Тесты интеллекта (зарубежные и отечественные) [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/testy-intellekta-zarubezhnye-i-otechestvennye, свободный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: