Организация деятельности отдела по делам несовершеннолетних

Задорожный Дмитрий Александрович – студент Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

Аннотация: Целью данного исследования является повышение научно-методического уровня сотрудников отдела по делам несовершеннолетних. С помощью разработки научно-методического тренинга, который будет проводиться для сотрудников отдела по делам несовершеннолетних в составе начальника отдела, а также главных и ведущих специалистов, с целью выявления негативной роли родителей или лиц, их заменяющих, в воспитании несовершеннолетнего, а также выработки рекомендаций по работе с такими родителями.

Ключевые слова: Отдел по делам несовершеннолетних, несовершеннолетние, правонарушители, родители и законные представители, деятельность отдела по делам несовершеннолетних.

В Российской Федерации усиливается вопрос общественно-демографических процессов, изменения в социально-экономической, политической, а также социальной жизни, которые весьма отрицательно сказываются на большие доли жителей. К количеству наиболее восприимчивых и слабых категорий жителей относятся лица, не достигшие совершеннолетия.

В данный период количество детей, оставшихся без попечения, увеличивается, и все чаще сотрудникам служб, занимающимся выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения отца и матери приходится обращаться к соответствующему законодательству. Один из первых органов, занимающихся проблемами детей, оставшихся без попечения родителей, считается отдел по делам несовершеннолетних. По этой причине актуальным является рассмотрение целей и задач отдела, а так же анализ ключевых положений деятельности отдела.

Наиболее значимой причиной повышения семей на учете в отделе по делам несовершеннолетних считается нехватка у работников отдела высококвалифицированной профессиональной подготовки, нехватка современных знаний психологии, педагогики, ювенальной психологии, криминологии, юриспруденции и т.д. А еще отсутствие научного подхода в деятельности работников по осуществлению превентивных мер по отношению к несовершеннолетнему правонарушителю.

Непосредственно по этой причине условия к кадрам системы профилактики обязаны быть самыми высокими, так как работникам необходимо работать как с родителями несовершеннолетнего, так и лично с несовершеннолетним, что невозможно без знания возрастной психологии отклоняющегося поведения и знаний правовых дисциплин.

Принимая во внимание, что во целях выполнения профилактической работы работникам отдела по делам несовершеннолетних требуется зачастую общаться с различными категориями людей, к примеру, с несовершеннолетними, их родителями, учителями и т.д., появляется необходимость повышения их профессиональной подготовки во сфере психологии, позволяющей целенаправленно оказывать воздействие на людей, формировать у них определенные качества, понимать механизмы, оказывающие большое влияние на возникновение отклоняющегося поведения и т.д.

Затем нами будет разработан научно-методический треннинг, который будет проводиться для сотрудников отдела по делам несовершеннолетних в составе начальника отдела, а также главных и ведущих специалистов, с целью выявления негативной роли родителей либо лиц, их заменяющих, в воспитании несовершеннолетнего, а также формирования рекомендаций по работе с такими родителями. Этот треннинг ориентирован на повышение эффективности и качества работы субъекта системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

План тренинга:

  1. Организационный этап: приветствие сотрудников отдела по делам несовершеннолетних, знакомство
  2. Ход работы:
  1. Заключительный этап: применение полученных знаний и навыков на практике, при помощи такого метода, как деловая игра.

В программу семинара включены вопросы:

  1. Действия отдела по делам несовершеннолетних по защите прав и законных интересов детей;
  2. Выявление раннего семейного неблагополучия;
  3. Социальная реабилитация семьи, находящейся в социально-опасном положении;
  4. Факторы снижения подростковой преступности в семейном воспитании;
  5. Эффективные методики работы одела по делам несовершеннолетних с несовершеннолетними и их семьями;
  6. Взаимодействие с родителями несовершеннолетних правонарушителей как повышение правового воспитания среди подростков и снижение преступности.

В ходе тренинга затрагиваются проблемы, с которыми непосредственно сталкиваются, в той или иной степени, все участники тренинга. Получение информации в ходе тренинга еще раз должно подтвердить, что все сотрудники системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних действуют в правильном направлении. Также важно то, что разработано теоретически, должно найти применение в практической деятельности.

В ходе обсуждения над вопросом «Действия отдела по делам несовершеннолетних по защите прав и законных интересов детей» поднимаются проблема определения полномочий, которые закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 3.07. 2016 года), целей и задач деятельности отдела по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений; анализируется законодательная база в области профилактики; поднимается вопрос определения компетенции отдела по делам несовершеннолетних как субъекта системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К вопросу о выявлении раннего семейного неблагополучия прилагаются рекомендации работы с семьёй, находящейся в социально-опасном положении, где названы основные отличительные признаки детей группы риска. О роли стадии социальной реабилитации семьи говорят многие учёные-практики, а также важность данной стадии и её необходимость подтверждаются нормативно-правовыми актами.

Участники тренинга делятся опытом своей профессиональной деятельности. Возможность перенять негативные тенденции в деятельности какого-либо отдела повысит качество и эффективность его работы.

Список литературы

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
  2. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ (ред. 21.03.2017)
  3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. 11.05.2016)
  4. Беженцев А.А. Особенности нормативно-правового регулирования государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. - №1. – С.126-139
  5. Винниченко Е.О. Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних// Вестник Забайкальского государственного университета. – 2013. - №10. – С.162-190.
  6. Науменко Е.А. Организационная психология. Учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета - 2011. - 264 с.