Предупреждение нарушений письменной речи у первоклассников в условиях общеобразовательной школы

Елкина Алина Евгеньевна – студентка магистратуры специального (дефектологического) образования Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: Данная статья, посвященная проблеме предупреждению нарушений письменной речи у первоклассников. В статье рассмотрена проблема важности разработки программы, которая поможет первоклассникам с нарушениями письменной речи, обучающимся в общеобразовательной школе. Описаны результаты исследования сформированности сенсомоторного развития, интеллектуальных функций, личностных особенностей. Взаимосвязь профилактического и обучающего процесса способствует успешному усвоению учащимися материала в целом.

Ключевые слова: Предупреждение, развитие, особенности, нарушение, письменная речь.

Данная статья посвящена актуальной теме исследования: «Предупреждение нарушений письменной речи у первоклассников в условиях общеобразовательной школы».

В связи с тем, что число первоклассников с нарушениями письменной речи увеличивается, возникает необходимость разработки программы для успешного обучения школьника. Считается, что появление нарушений письменной речи обусловлено несформированностью ряда психических функций, важных для формирования навыков письма [2]. На письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания [4].

При анализе проблемы нарушения письменной речи педагоги, логопеды и психологи выделяют разные ее варианты, в основе которых лежат такие механизмы, как трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы, смешение букв, близких по написанию и др.

Для понимания основного механизма связанного с нарушением письменной речи необходимо проводить анализ соотношения специфических ошибок разных типов, изучать взаимосвязи нарушений письма и психических функций [3].

Современные исследователи подчеркивают, нарушение письменной речи ограничивает усвоение учебных предметов, поэтому работа по предупреждению нарушений письменной речи должна вестись комплексно, учитывая психологическую, логопедическую, нейропсихологическую составляющие.

Аргументом в пользу важности разработки программы по предупреждению нарушений письменной речи у первоклассников в условиях общеобразовательной школы служит возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Образовательная программа для первоклассников ориентирована на определенный уровень развития психических процессов, сформированность у детей познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.

Цель работы - разработка программы по профилактике нарушений письменной речи у первоклассников в условиях общеобразовательной школы.

Для достижения цели в работе были решены задачи:

  • проведена комплексная диагностика первоклассников с нарушениями письменной речи;
  • разработана и апробирована программа по предупреждению нарушений письменной речи у первоклассников в условиях общеобразовательной школы.

Решение обозначенных задач позволило сформулировать теоретические выводы и получить эмпирические результаты. К основным теоретическим выводам относятся следующие:

  • нарушение письменной речи – это нарушение процесса письма;
  • особенности нарушения письменной речи у первоклассников заключаются в том, что чаще всего у детей имеются фонетические и фонетико-фонематические ошибки на письме, замены, пропуски букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

Организовано и проведено эмпирическое исследование, которое позволило применить программу по предупреждения нарушений письменной речи у первоклассников в общеобразовательной школе [1].

В эмпирическом исследовании приняли участие две группы первоклассников (контрольная 10 человек и экспериментальная 10 человек) в количестве 20 человек.

Анализ ошибок в письменной речи учащихся позволил определить, что дисграфические ошибки присутствовали во всех работах учащихся. Большее количество ошибок было связано с пропусками согласных, добавлением букв, перестановками слогов и букв в слове, слитным написанием служебных и самостоятельных слов с последующим словом.

Результаты показали, что нарушения языкового анализа и синтеза у первоклассников возникает в следствие несформированности звукового, слогового анализа и синтеза, анализа состава предложения и синтеза слов в предложение, а также при неправильном восприятии и произношении звуков на письме. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит.

Чтобы устранить нарушения письменной речи в первом классе возникает необходимость создания программы, которая будет включать в себя применение логопедических, нейропсихологических, психолого-педагогических и клинико-психологических средств, с учетом особенностей психофизической деятельности первоклассников. Так же программа должна быть последовательной и целенаправленной на формирование письменной речи у первоклассников на уровне слова, предложения, текста. Разработка данной программы поможет в формировании грамотной письменной речи первоклассников.

Для проведения формирующего этапа эксперимента была разработана программа и проведены занятия с первоклассниками, которые направлены на развитие всех форм языкового анализа и синтеза.

По окончанию данного эксперимента состоялась повторная комплексная диагностика детей двух групп. У первоклассников экспериментальной группы изменились результаты всех психических и сенсомоторных функций в положительную сторону.

Исходя из полученных результатов повторной диагностики, можно увидеть, что программа по предупреждению нарушений письменной речи у первоклассников, оказалась эффективной. Так как письменная речь носит системный характер и требует взаимодействия всех высших психических функций – моторных функций, интеллектуальных и познавательных функций, а также языковых операций.

В завершении профилактической работы у первоклассников наблюдаются значительные улучшения процесса письма, о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики. У детей экспериментальной группы заметно повысился уровень выполнения проб на состояние сенсомоторного развития, интеллектуальных функций, в особенности.

Взаимосвязь профилактического и обучающего процесса способствует успешному усвоению учащимися материала в целом. Учитывая то, что дети с нарушением письменной речи уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, необходимо с первого класса начинать работу по предупреждению дисграфии.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // МПСИ. 2014. С. 779 – 783. Режим доступа: https://www.studmed.ru/ahutina-tv-pylaeva-nm-preodolenie-trudnostey-ucheniya-neyropsihologicheskiy-podhod_a401036263b.html (дата обращения 05.09.2019).
  2. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие //М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ. 2017. С.127. Режим доступа: https://www.klex.ru/fh3 (Дата обращения 1.02.2020).
  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда// М.: Просвещение. 2015. С. 239. Режим доступа: http://idrincentr.aiq.ru/_private/pedagogam/shkoln_pmpk/log/doki/missarenko.htm (Дата обращения 11.10.2019).
  4. Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // 2017. – С.241-242. Режим доступа: https://studopedia.ru/8_36170_klassifikatsiya-orfinskoy.html (Дата обращения 12.12.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими: