УДК 37.013
Еременко Ульяна Васильевна – магистрант Сургутского государственного педагогического университета.
Говорухина Алена Анатольевна – доктор биологических наук, доцент, зав. кафедры Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета.
Орлов Михаил Сергеевич – магистрант Сургутского государственного педагогического университета.
Аннотация: В статье освещается актуальная на сегодняшний день проблема толерантного поведения. Анализ научной литературы позволил выделить принципы и этапы формирования толерантного поведения. Также определяется дефиниция толерантности.
Ключевые слова: Толерантность, толерантное поведение, формирование толерантного поведения, обучающиеся.
Сегодня в России происходят не малые изменения почти во всех сферах жизни таких как: экономической, политической, а также духовной, что приводит к социальной напряженности и разногласиям. К более детальному изучению проблемы воспитания у молодого поколения толерантности привели национальные конфликты, социальные конфликты сегодня в России, ксенофобия, различные формы дискриминации, а также экстремизм, так как именно толерантность на современном этапе должна выступать моральным, духовным, а также этическим фактором укрепления и развития сплоченности молодого поколения [3].
Научная литература настолько широка, что в ней достаточно определений слова «Толерантность». Толерантность в научной литературе рассматривается как признание равенства и уважение, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от доминирования и насилия, отказ от сведения данного многообразия к единообразию, а также преобладанию какой-либо одной точки зрения, все это было рассмотрено благодаря анализу Хугаевой Ф.В. [8]. В своем исследовании Н.Л. Кобесашвили пришел к такому выводу, что толерантность характеризуется как целенаправленное намерение принять с уважением иную точку зрения, другую личность, признавая при этом ее право на свои ценности, образ жизни, а также формируется в межкультурном общении, благодаря которому происходит воспитание чувства уважения к другим народам, ценностям, их традициям, осознание непохожести и принятие всего этнокультурного многообразия мира в общем его виде [5].
В статье «Этническая толерантность», которая принадлежит Баранову С.Т указаны такие черты толерантной личности, как [1]:
Опираясь на мнение автора книги «Этнопедагогика» Г.Н. Волкова, толерантность выступает одним из гарантов общественной стабильности на современном этапе развития обществе в целом. На начальных стадиях формирование толерантности, как нравственного качества, закладывается с детства в кругу семьи, а также в образовательных организациях. Одной из главной цели воспитания толерантности выступает формирование у молодежи потребности и полной готовности к компромиссному взаимодействию с людьми и группами людей вне зависимости от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, интересов, взглядов, стилей мышления, мировоззрения, а также поведения [2].
Многие психологи сегодня уже досконально изучили проблемы толерантности, один из них это А.Г. Асмолов, благодаря его взглядам были написаны основные принципы формирования толерантности такие, как [7]:
Благодаря основным взглядам Добромысловой К.С. формирование толерантности делится на 4 этапа такие, как [7]:
Существуют и другие мнения по поводу формированию толерантно личности, например Янкина Н.В. считает, что формирование толерантной личности представляет собой целенаправленный процесс по привитию уважения и понимания особенности других народов, многообразия их культур и всевозможных исторических особенностей и систематическое обучение отказу от насилия [9].
Таким образом, толерантность как нравственное качество нельзя назвать врожденным. Все необходимые нравственно-ценностные установки формируются на этапах развития личности. Благодаря семье, учреждениям образования, культуры, досуга, а также институты воспитания признаны реализовывать поставленную выше цель. По мнению Кукушкина В. С. причинами несформированности толерантности у школьников могут выступать социально-экономические проблемы как в семье так и в обществе, а также природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям. Автор считает, что устранить данные причины невозможно, однако необходимо их «затмить» посредством воспитания сопереживания, умения общаться и находить компромиссы из различных конфликтных ситуаций, быть милосерднее к различным нациям, а также проявлять заинтересованность и уважительность к другим народам, путем музейной педагогики, развитием способности жить в мире разных людей и идей [6].
Список литературы