УДК 37.013
Аржаных Екатерина Алексеевна – студент-магистрант Благовещенского государственного педагогического университета.
Аннотация: Разработаны упражнения по изучению причастия как грамматического класса для учащихся 6-7 классов.
Ключевые слова: Структурно-семантический принцип изучения частей речи, части речи, причастие, методика преподавания морфологии в школе.
Каждый учитель, проводя уроки по морфологии, должен следовать трём частно-морфологическим принципам: семантическому, морфологическому и синтаксическому. Лишь соблюдение этих условий способствует реализации главной цели обучения морфологии – формированию навыка различения частей речи и умения проводить морфологический разбор каждой части речи, а также пониманию системного характера грамматических форм.
В первую очередь, на уроках морфологии необходимо обучить школьников соотносить собственно лексическое значение слова с его категориальным значением как части речи. Например, стол – предмет, деревянный – признак, стоит – действие, стоящий – процессуальный признак или признак по действию и т.д.
Причастия и деепричастия являются одними из самых сложных частей речи, изучаемых в школе, хотя бы потому, что другие части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение) уже были изучены в начальной школе, а с причастием и деепричастием учащиеся 7 (в программе М.М. Разумовской – 6) классов сталкиваются впервые. Типичными ошибками школьников в изучении этой темы является то, что они путают причастия сначала с именем прилагательным и глаголом, затем – с деепричастием. Определения категориального значения «признак предмета по действию» или «процессуальный признак» являются для них новыми и непонятными.
Именно поэтому для того, чтобы избежать возможных ошибок, важно с самых первых уроков изучения причастия в 7 классе объяснить, в чём заключается отличие причастия от прилагательного или глагола. До объяснения учителем теоретического материала будет уместно привести такой пример, в котором присутствовали бы одновременно и причастие и прилагательное.
Например, предложение из рассказа В.А. Солоухина «Капля росы»: «Если идти по тропинке, ведущей к избушке лесника, то попадешь в густые заросли черемухи». В данном предложении используется два слова, по форме напоминающих прилагательное – «ведущий» и «густой». Определить разницу между ними поможет частичный морфологический разбор этих слов и наводящие вопросы учителя, на которые у учеников сначала не будет ответа. На этом этапе важно так формулировать вопросы, чтобы возникла потребность в новом знании – что же это за неизвестная, непонятная часть речи?
Пример рассуждения. «Густой» – это прилагательное, обозначающее признак предмета, отвечающее на вопрос «какой?», качественное, имеет возможность образовать степени сравнения и краткую форму. А «ведущий» – это разве признак? Или это больше похоже на действие? Что же это за «странное прилагательное»?
После того, как учитель представил теоретический материал по новой теме, в соответствии с тем, по какой программе идёт обучение, ученикам для лучшего его усвоения предлагается провести самостоятельное наблюдение над языковыми явлениями, а также дополнить своими примерами из художественной литературы.
Упражнение 1
Таблица 1. Задание для упражнения 1.
Имена прилагательные |
Причастия |
В итоге запись этого упражнения в тетради должна выглядеть следующим образом:
Таблица 2. Вариант записи упражнения 1 в тетради.
Имена прилагательные |
Причастия |
винная ягода, сделалась маленькая, плачевная фигура, бедного Иленьки, с бледненьким личиком, худеньким личиком, с продолговатым личиком, с большими глазами, с тёмными глазами |
сделанный из бумаги, дрожащей рукой, отуманенными глазами, заплаканное лицо, взъерошенными волосами, засучёнными панталонами, со злобно смотревшими глазами, расширенными зрачками, приподнимающую силу |
+ другие примеры употребления из художественной литературы |
|
Ответ ученика. Тёмные глаза – данное имя прилагательное выражает постоянный, конкретный признак предмета. Смотревшие глаза – несмотря на то, что формально (по вопросу, по типу окончания) слово «смотревшие» обозначает признак предмета, этот признак обладает ещё глагольным значением действия. |
После того, как усвоено грамматическое значение слова, необходимо выработать навык определения характеристик грамматической формы части речи. В основном, этому способствует сопоставление исходной формы слова со словоформами, если таковые имеются.
Характерной грамматической особенностью причастия как лексико-грамматического класса является то, что оно одновременно сочетает в себе черты имени прилагательного и глагола, что уже было выявлено школьниками во время работы над грамматическим значением причастия.
При грамматическом анализе учащиеся должны понять, что причастие имеет характеристики глагола (категории вида, времени, переходности) и имени прилагательного (изменение по числам, падежам и только в единственном числе по родам, наличие краткой и полной формы, согласованность с именем существительным).
Закрепить знания о двойственной природе причастия поможет выполнение практических упражнений.
Грамматический аспект морфологического анализа причастия, как правило, основывается на морфемном и частичном морфологическом разборе.
Список литературы