УДК 159.9
Кузнецова Екатерина Николаевна – студент магистратуры Московского политехнического университета.
Аннотация: В работе обозначены основные принципы, требующие внимания на начальных этапах подготовки психологического исследования. Рассматриваются и структурируются знания о психологическом эксперименте – его типы и этапы. Приводятся практические рекомендации, необходимые для составления плана эксперимента.
Ключевые слова: Психологическое исследование, эксперимент, причинно-следственные связи, планирование.
Психологическое исследование является способом научного познания сущности и критериев психических явлений.
В наши дни психологические исследования получили широкое применение во многих областях человеческой жизни – в работе, учебе, общественной деятельности и т.д. Психологическое исследование является совокупностью организационных, методических и методологических процедур, с целью получения информации об изучаемых психологических параметрах.
Любое психологическое исследование состоит из определенных этапов: определение цели и задач, разработка гипотезы, выбор методов и методик исследования, сам процесс исследования и получение выводов. Таким образом, каждое исследование невозможно произвести, предварительно не разработав его план.
Несмотря на существующие на данный момент учебные пособия по проведению психологических исследований, эта тема остаётся сложной в изучении для людей, не имеющих профессиональных навыков в сфере психодиагностики, экспериментальной психологии и математических методов.
Выделяют два вида психологических исследований – теоретическое и эмпирическое. Цель эмпирического исследования заключается в изучении явлений, теоретического – в выяснении сути и закономерности явления. Подробнее рассмотрим эмпирические исследования.
Существуют следующие подвиды эмпирического исследования:
В современной психологии эксперимент – основной метод сбора новой научной информации. Большая часть новой научной информации в области психологии в наше время получается в ходе проведения экспериментальных исследований.
Давайте выясним специфику эксперимента как метода. Раньше экспериментом называли любой процесс сбора эмпирических данных, с применением опытов. Сейчас под экспериментом понимают только специфический вид психологического исследования – экспериментальное исследование. Попытаемся ответить на вопрос – какое исследование может называться экспериментальным?
Выделим несколько признаков экспериментального исследования:
Мы можем сделать вывод, что экспериментальное исследование – это изучение каузальных связей в подконтрольных условиях, где экспериментатор имеет возможность управлять переменными, влияющими на созданные условия. Под переменными будем понимать некий выбранный параметр, который изменяется или может быть изменен в ходе проведения экспериментального исследования.
Разберем подробнее – что такое эксперимент?
В эксперименте выделяют две главные переменные – независимую (НП) и зависимую (ЗП). С их помощью обозначается наблюдаемая причинно-следственная связь, т.е. в эксперименте этими переменными обозначают выбранные психологические процессы. В качестве ЗП обозначают явление, которое будет измеряться в течение эксперимента – для наблюдения влияния тех или иных воздействий. Для причинно-следственных связей ЗП будет являться следствием.
Таким образом, зависимую переменную мы будем иметь ввиду как измеряемую в эксперименте переменную, изменение которой является следствием воздействия НП.
Независимая переменная – это воздействие, управляемая и активно изменяемая экспериментатором переменная. Под НП всегда понимается явление, которое предполагаемо влияет на ЗП.
Необходимо также учесть, что НП может по-разному задаваться в эксперименте. С этим связано наличие трех основных способов проведения экспериментального исследования:
Помимо ЗП и НП, существуют также и побочные переменные (ПП), которые могут являться причиной осложнений при проведении эксперимента. Для экспериментатора необходимо не только иметь ввиду возможный эффект ПП, но и по возможности контролировать их действие. Это необходимо для уменьшения шанса получения ложных фактов, на основе которых будут делаться выводы исследования.
Рассмотрим основные типы экспериментов по их критериям:
Что нужно знать про планирование, чтобы провести экспериментальное психологическое исследование?
Эксперимент состоит из нескольких этапов. Основные этапы исследования можно обозначить следующим образом:
Данный этап позволяет ограничить область исследований, объектов и методов. После выбора темы осуществляется первичная постановка проблемы.
Ознакомление с работами других психологов, их исследованиями, а также информацией из открытых источников позволяет приобрести базовые знания в выбранной теме. В результате данной работы происходит уточнение проблемы, возникновение гипотезы и идеи плана исследования, определяется актуальность проблемы.
На данном этапе необходимо разработать экспериментальную гипотезу, которая должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания «если А, то Б». Переменные, входящие в гипотезу, должны контролироваться в эксперименте, т.е. «А» будет меняться под влиянием экспериментатора, а «Б» измеряться.
Выбираются методики и аппаратура эксперимента для управления условиями исследования и измерения выбранных параметров.
Этап является центральным для всей процедуры исследования, на нем выделяются побочные переменные, способные повлиять на ЗП и результаты эксперимента. Планирование создается с целью контроля внутренней и внешней валидности эксперимента.
Распределение испытуемых необходимо проводить в соответствии с выбранным ранее планом.
Сам эксперимент делится условно на три части:
Этап направлен на преобразование заданной экспериментальной гипотезы в статистические данный, полученные от испытуемых.
Итоговым этапом является опровержение или подтверждение экспериментально гипотезы, связанной с каузальной связью между переменными «А» и «Б».
В работе представлены структурированные знания о психологических экспериментальных исследованиях – подробно рассмотрено понятие эксперимента в психологии, выделены его типы и этапы. С помощью принципов, обозначенных в работе, можно составить план эксперимента.
Стоит отметить, что статья не содержит в себе всю информацию, требующуюся для проведения психологического экспериментального исследования, она может служить только в качестве ознакомительного материала для людей, имеющих целью проведение психологического эксперимента.
Список литературы