Особенности применения технологии «Телекоммуникации» в образовании в условиях информатизации общества – социальный и философский аспекты

Бытый Дмитрий Эдуардович – студент Донского государственного технического университета.

Газизов Андрей Равильевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Вычислительных систем и информационной безопасности Донского государственного технического университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния распространения телекоммуникационных технологий на социальные и философские аспекты образования. В ней рассматривается применение технологий дистанционного обучения и онлайн курсов в контексте всеобщей информатизации общества, делаются выводы об их достоинствах и недостатках, а также о влиянии на образование в целом.

Ключевые слова: Телекоммуникационные технологии; дистанционное образование, онлайн курсы, социальные сети.

Современные средства телекоммуникации включают в себя широкий спектр систем, так или иначе связанных с передачей данных на расстоянии. На разных этапах развития науки и техники преобладал тот или иной вид телекоммуникационных систем, например, телеграф, телефон, радио, телевидение, однако, в современном мире, основу систем коммуникации составляют цифровые сети связи и строящиеся на их основе компьютерные сети, системы IP-телефонии и мобильной связи. Их совместное использование значительно расширяет возможности применения информационных систем и технологий практически в каждой сфере человеческой жизни и деятельности [1].

Основу развития интернета в любой стране составляют три основополагающих фактора: это его стоимость, скорость и масштабы проникновения среди населения.

Согласно статистическим данным, представленным социологическими организациями We Are Social и Hootsuite в отчёте Digital 2020 [2], количество интернет-пользователей в России составило 118 млн, то есть интернетом пользуются 81% россиян. Сегодня средняя скорость широкополосного интернета в России составляет 53,4 Мбит/с — по этому показателю наша страна занимает 9-е место в мире. При этом по соотношению цена/скорость Россия находится, если не на первом месте, то одном из первых. Отдельно аналитики отмечают, что до 50% пользователей выходят в интернет с мобильных устройств.

Перечисленные факты говорят о том, что на сегодняшний день создана техническая база, достаточная для обеспечения практически любому человеку быстрого и надёжного доступа ко всему множеству цифровых сервисов, предоставляемых через интернет, независимо от его местонахождения, социального статуса или уровня доходов. Отдельно следует отметить эффективность использования технологий телекоммуникации в области образования, где перечисленные преимущества раскрываются в полной мере [3].

Основные направления использования телекоммуникаций в образовании — это дистанционное образование и онлайн курсы, то есть те две области, в которых требуется постоянное поддержание связи между педагогом и обучающимся, в отличие, например, от использования электронных учебников или интерактивных обучающих программ, которое доступно офлайн.

Дистанционное образование включает в себя набор информационных технологий для организации взаимодействия участников образовательного процесса между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты [4]. До недавнего времени такая форма обучения считалась вспомогательной, однако события первой половины 2020 года показали, что в экстренных ситуациях дистанционное обучение может стать единственным возможным видом работы образовательных учреждений. В результате всеобщего перехода школ и университетов на данную форму обучения, её достоинства и недостатки проявились в полной мере.

Так, например, многие из существующих сервисов для организации видеоконференций, как основной замены классическим аудиторным занятиям, оказались неспособны справиться с резкой возросшей в десятки раз нагрузкой. В результате снизилось качество предоставляемых ими услуг, что выразилось в низком битрейте видео и аудио потоков, периодических пропаданиях фраз или кадров, а также искажениях речи. Разумеется, ответственность за низкое качество связи лежит не только на сервисах дистанционного образования, но и на пользователях, а точнее их интернет-провайдерах. Указанные ранее цифры средних скоростей подключения к интернету не гарантируют, что у какого-либо конкретного пользователя не окажется медленный интернет-канал, подключённый по устаревшей технологии, скорости которого не хватит для передачи видео в режиме реального времени. Если такая ситуация произойдёт у ученика, то он по сути выпадет из образовательного процесса, а если у преподавателя, то форма онлайн-лекций станет недоступной для всех его учеников. Как правило, такие ситуации имеют объективные причины и обусловлены отсутствием либо технической, либо финансовой возможности организации более быстрого подключения. Таким образом, дистанционное обучение, с одной стороны действительно помогает стереть многие границы, связанные с удалённостью места жительства учеников, и делает образование более доступным, а другой создаёт новые барьеры, обусловленные доступностью телекоммуникационных технологий.

Помимо упомянутых уже платформ видеоконференций, большие возможности для организации дистанционного обучения предоставляют социальные сети [5]. Они позволяют смоделировать в виртуальном пространстве реальные социальные связи, существующие в образовательном процессе. Большинство социальных сетей дают возможность пользователям организовываться в группы и гибко управлять в них ролями, определяющими возможности каждого участника по управлению общей для группы информацией. При этом пользование социальными сетями не предъявляет каких-либо существенных требований как к качеству связи, так и к мощности используемого аппаратного обеспечения — для этого подойдёт даже самый простой смартфон, уведомления на который будут приходить сразу же при появлении новой информации в группе или при поступлении нового личного сообщения. Всё это, вместе с возможностями обмена файлами, уведомлениями о доставке сообщений и высоким онлайном, позволяет формировать устойчивые связи обучающихся как между собой, так и с преподавателем.

Отдельным аспектом применения телекоммуникационных технологий в образовании являются обучающие онлайн курсы, каждый из которых представляет собой относительно небольшой набор учебных материалов, выполненный, как правило, в форме видеоуроков и посвящённый отдельной теме. Особую популярность такой формат обучения имеет в области информационных и телекоммуникационных технологий, дизайна и некоторых гуманитарных направлений.

Наблюдаемая в последнее время отчётливая тенденция цифровизации образования и его переноса в виртуальную сферу создаёт практически неограниченные возможности по получению знаний для любого человека. Сегодня житель любой страны может смотреть и слушать переведённые на его родной язык лекции по программированию Гарвардского или Массачусетского Технологического университетов, а практические навыки получать, выполняя задания на одном из соответствующих сайтов, например, JavaRush.ru или проект Эйлера (euler.jakumo.org).

Однако, чтобы воспользоваться всеми преимуществами указанным способов получения знаний, человеку необходимо решить следующие проблемы: самостоятельного формирования образовательной траектории, самоорганизации и самодисциплины. Первую проблему создают доступность интернета и многообразие информации в нём, из-за чего человеку, желающем изучить какой-либо предмет или область профессиональной деятельности, необходимо самому выбрать, какие именно навыки ему понадобятся и где (из каких курсов) их получить. Грамотно осуществить осознанный выбор таких вещей, не имея базовых навыков или, хотя бы, минимального опыта, может оказаться затруднительным, а ошибка на самом раннем этапе приведёт к бесполезности всех остальных усилий по изучению материала. Эти усилия должны служить решению двух других проблем — самоорганизации и самодисциплины, которые в отсутствие чёткого расписания и постоянного контроля со стороны учителя, являются ключевыми для успешного освоения любой учебной дисциплины.

В случае успешного решения всех перечисленных проблем, использование дистанционных онлайн курсов может оказаться очень эффективным инструментом получения актуальных знаний в востребованных областях деятельности в сжатые сроки при минимальных затратах. При этом может сложиться впечатление, что перечисленные выше факты ставят под вопрос необходимость классического высшего профессионального образования или, по крайней мере, является серьёзным конкурентом ему. Однако никакие, даже самые современные телекоммуникационные технологии не способны заменить социальную составляющую обучения классических университетах, точно также социальные сети и другие интернет-технологии не заменят живого общения в коллективе единомышленников при выполнении научного проекта или обсуждении вопроса на семинаре. В связи с этим можно предположить, что классически университеты и школы ещё долгое время будут оставаться основным способом получения образования, а возросшая конкуренция со стороны дистанционных технологий, усиливающаяся благодаря развитию систем телекоммуникаций, заставляет надеяться на повышение качества образования.

Список литературы

  1. Михеева, Е.В.: Информационные технологии в профессиональной деятельности // М.: Академия, 2011. – 384 с.
  2. Digital 2020. Global digital overview / We are Social. – 2020 [Электронный ресурс] – URL: wearesocial.com/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social-media (дата обращения: 10.06.2020).
  3. Горюнов В. С. Информационные системы в образовании / В. С. Горюнов // Молодой ученый. – 2010. – № 5 (16). – Т. 2. – с. 159-161.
  4. Чернышев П.М. Информационные и телекоммуникационные технологии в современном образовании // Марийский юридический вестник. – Йошкар-Ола: изд-во ФБГОУ «Марийский государственный университет», 2017. – с. 14-17.
  5. Абрамова О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 9 (113). – с. 1055-1057.