УДК 37.013
Базылева Татьяна Валерьевна – бакалавр образовательной программы «Изобразительное искусство» факультета Начальных классов Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
Научный руководитель Митасова Светлана Алексеевна – доктор культурологии, доцент кафедры Музыкально-художественного образования Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
Аннотация: В статье рассматриваются различные способы развития наглядно-образного мышления младших школьников. Описывается художественная техника «флюид-арт» как одно из эффективных средств, помогающее ученикам формировать и развивать данный тип мышления.
Ключевые слова: Наглядно–образное мышление, младший шко льник, изобразительное искусство, техника «флюид-арт».
Актуальная проблема на сегодняшний день – это интеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста. В активизации умственного потенциала личности путем формировании образного компонента мышления, за которым стоит тренировка мыслительных актов, и совершенствование качеств самой мысли, видим мы путь к решению основной задачи обучения.
В современной литературе существует множество определений мышления. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых, можно получить новые знания.
Выделяется три основных вида мышления, такие как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное). Рассматрим понятие наглядно-образное мышления более подробно.
Наглядно–образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря ему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета. Развитие этого вида мышления связано с процессом «децентрации», который описал Ж. Пиаже. Децентрация – это преодоление детского эгоцентризма и способность занимать позицию другого человека, сопоставляя со своей собственной позицией [5, 70с]. Первая особенность наглядно-образного мышления это обратимость воображаемых операций и возможность мысленно воспроизводить операции, которые на самом деле не возможны. Вторая особенность заключается в том, что этот вид мышления практически не отличим от воображения и выступает в роли креативности.
Наглядно-образное мышление характеризуется особыми средствами и способами осуществления и выполняет специфические функции в процессе умственного развития младших школьников:
Развитие наглядно-образного мышления анализируется различными авторами именно с точки зрения усложнения и совершенствования средств и способов познавательной деятельности: преобразующих, воспроизводящих и классификационных. Рассмотрим несколько авторских позиций.
Н.Н. Поддьяковым в процессе изучения наглядно-образного мышления выделены несколько взаимосвязанных линий развития:
«Основная линия развития наглядно-образного мышления, - пишет Н.Н. Поддьяков,- заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы» [6, 157с].
И.С. Якиманской изучалось развитие образного мышления младших школьников на основе пространственных характеристик. Создание образов и
оперирование ими – это уровни развития пространственного мышления. Деятельность представления характеризуется особыми условиями создания образа (отвлечением от наглядной основы разного вида), содержанием деятельности представления (типами преобразования образов), уровнем сложности (числом и характером преобразований), качественным своеобразием способов преобразования образов. Уровень развития самой деятельности представления проявляется в степени ее развернутости, произвольности, осознанности, в типе оперирования пространственными образами. И.С. Якиманской были выделены три типа оперирования образами [7, 68с]:
Одним из главных способом развития наглядно-образного мышления является деятельность, которая позволяет воплощать в реальности задуманное. Для младшего школьника игровая деятельность еще активна. Школьная программа направлена на развитие разных типов мышления, но одним из важнейшим является наглядно-образное мышление. Формированию и развитию способствуют следующие занятия: прохождение лабиринтов, упражнения на развитие межполушарных связей, чтение с дальнейшим анализом характеров главных героев, упражнения направленные на развитие творческого воображения, описывание предмета по памяти, упражнения с придумыванием ассоциаций.
Таким образом, способов развития наглядно-образного мышления младших школьников существует очень много, однако, все они напрямую связаны с изобразительным искусством. Мы предлагаем для этой цели использовать технику «Флюид-арт».
Флюид-арт – это техника рисования жидким акрилом, с английского переводится как жидкое искусство. Этот вид абстрактной живописи основан на рисовании акриловой краской, которой придают жидкую текучую консистенцию. Живопись Флюид-арт – это сочетание психологии и творчества, где используется язык цвета, символов и образов – вместо привычного вербального языка. Такая техника живописи позволяет обратиться к внутренним ресурсам, которые были до сих пор не востребованы. Исследования психологов также показали, что творческое освоение данной техники повышает креативность учащихся, они начинают активно участвовать в творческих делах, они быстрее и разными способами достигают результата, они детально оценивают свое решение и активно совершенствуют его. Наглядно – образное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития посредством освоения техники «Флюид-арт». Поэтому, мы считаем, что техника «Флюид–арт», как искусство будет результативным методом развития наглядно–образного мышления младшего школьника.
Список литературы