УДК 378:614
Дюсенова Сандугаш Болатовна – доктор медицинских наук, профессор кафедры Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.
Тукбекова Бибигуль Толеубаевна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.
Серикова Гульмира Бергентаевна – ассистент-профессор кафедры Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.
Курилова Вероника Викторовна – ассистент кафедры Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.
Жетписбаева Рымкуль Эбынияновна – ассистент кафедры Педиатрии и неонатологии Медицинского университета Караганды.
Аннотация: В настоящее время учебным заведением предстоит вести обучение в дистанционных условиях для набора образовательных элементов и личностного роста обучающихся. Цель работы – изучение дистанционных образовательных технологий в педагогической практике магистрантов в медицинском вузе.
Ключевые слова: Дистанционные образовательные технологии, онлайн обучение, магистранты.
В условиях глобализации многие из сегодняшних вызовов не знают границ и не могут быть решены странами по отдельности – глобальные вызовы требуют коллективных решений. Способность реагировать на все более неотложные проблемы – изменение климата, здравоохранение, продовольственная безопасность и бедность - зависит от новых форм международного сотрудничества. Не является исключением и сфера образования [1]. По последним данным, в Европе более 90% студентов вовлечены в учебный процесс посредством электронного обучения. Более 80% вузов предоставляют услуги с использованием дистанционных образовательных технологий [2].
В течение последних нескольких десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования в наукоемкой образовательной среде во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционных образовательных технологий, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования, подключением наукоемких сервисов и многим другим. Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования, дистанционные образовательные технологии являются ведущим инструментом совершенствования системы образования в вузе, осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения качества и доступности для различных категорий людей. Система дистанционного обучения в наукоемкой образовательной среде представляет собой многофункциональную, педагогическую, управляемую, социальную, целостную, открытую, саморазвивающуюся систему. Система дистанционного обучения способствует организации учебного процесса таким образом, чтобы сформировать у студента активное отношение к учебно-познавательной, учебно-профессиональной, научной и инновационной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения [3].
Дистанционное обучение является одной из наиболее прогрессивных систем подготовки специалистов, в том числе и медицинского профиля. Это обусловлено тем, что учебный процесс в условиях высшего профессионального медицинского образования подчинен не столько задаче информационного насыщения материалами медицинского характера, сколько формированию продуктивного мышления будущих медицинских работников, развитию интеллектуального потенциала личности, способной к самообразованию и самоорганизации в условиях будущей сложной медицинской профессиональной деятельности [4].
Цель работы: определения дистанционные образовательные технологии в педагогической практике магистрантов в медицинском ВУЗЕ
Материалы и методы на кафедре Педиатрии и неонатологии 2019 -2020 учебном году научно-педагогическую практику проходили 3 магистрантов.
Основной целью научно-педагогической практики магистрантов является формирование их научно-методологической и практической готовности к реализации профессионально-педагогической деятельности как базового компонента формирования соответствующей компетентности путем освоения научных знаний и знакомства с сущностью научно-исследовательской и педагогической деятельности, формирования опыта ее осуществления в образовательном учреждении.
Результаты и обсуждение
С 16 марта2020 года в учреждениях образования Республики Казахстан, в связи с карантином и профилактикой распространения коронавируса, занятия начали вестись в онлайн, удаленном режиме. Основной особенностью данной технологии является осуществление процесса обучения с сохранением определенной дистанции или расстояния. Как правило, для дистанционного обучения как основное средство коммуникации используется сеть Интернет, общение в которой возможно как в реальном времени, так и с использованием электронных площадок для коммуникации и передачи информации, необходимой для изучения дисциплины.
В соответствии с этим научно-педагогическая практика магистрантов ориентирована на применение профессиональных знаний, полученных в комплексе дисциплин общенаучного и методического плана, развитие исследовательского типа мышления и получение ими новых объективных научных знаний через призму научно-педагогической практики. Педагогическая практика в системе высшего образования является видом учебной деятельности, который предоставляет возможность моделировать собственное научное исследование, видение системы образования, а также осваивать технологию исследовательских процедур, что необходимо для становления компетентного специалиста [5-7]. Выступая связующим звеном между теоретическим обучением и будущей профессиональной деятельностью, практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, дает возможность углубить и закрепить полученные знания, апробировать их в реальных педагогических ситуациях. Содержание практики магистров ориентирует на научный поиск, инновационную деятельность и проектирование индивидуальной образовательной траектории, включает все составляющие научно-исследовательской деятельности, которые осваиваются на протяжении всего обучения [8]. Оценка магистранта складывается из его практической деятельности и теоретической подготовки. В связи с внедрением дистанционного образования возникает необходимость изменить построение учебного процесса магистранта. Важную роль в этом процессе имеет профессионализм и компетентность руководителя практики, так как дистанционные методы обучения значительно расширяют и обновляют его роль, делают его наставником, координирующим познавательный процесс [9].
По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения: видеоконференции, аудиоконференции, компьтерные телеконференции, видеолекции, занятия в чате Веб-уроки, видео по теме, комментарии [10].
Медицинское образование – особая отрасль, требующая значительных усилий и затрат времени со стороны обучающихся, бóльшая часть которого отводится на освоение практических навыков, поэтому возможности электронного обучения используются в виртуальной обучающей среде. Теоретическая подготовка магистрантов на основе программного комплекса электронного обучения Moodle (Modular Object Oriented dynamic Learning Environmen).
Задачи дистанционной практики магистрантов включают:
1) Ознакомление с нормативно-правовой документацией в области медицинского образования на уровне республики, ВУЗа, школы медицины.
2) Работа в школе медицины.
Изучение:
3) Разработка учебно-методических материалов
4) Посещение лекций
5) Самостоятельное проведение учебного занятия, в том числе с использованием дистанционных методов
6) Участие в мероприятиях школы по созданию учебно-методических комплексов дисциплин образовательной программы.
Проведение занятий дистанционно осуществляется магистрантом согласно расписанию студентов. Передача задания для студентов и передача выполненной работы для преподавателя (магистранта) осуществляется либо через WhatsApp, платформу zoom, и\или по электронной почте (по согласованию со студентами). Есть много преимуществ в программе Zoom видео и аудио связь с каждым участником, можно делиться экраном (screensharing) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делиться не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. Очень удобная программа для онлайн-обучения. Для обмена информацией используются Power Point презентации, you tube видео материалы, видеоклипы, тестовые задания. Занятия в онлайн режиме, интерактивные занятия проходят с обсуждением клинических случаев. Для итогового контроля студентов предпочтителен устный экзамен (каждый студент перед камерой с микрофоном) и/или письменный экзамен в платформе Session.kz.
Роль магистранта в дистанционной практике по научно-педагогической практике магистрантов также сводится к тому, что он имеет возможность участвовать в создании дистанционного курса, методических разработках. А также постоянно поддерживать электронную среду обучения, в которой работают и развиваются студенты. При этом магистрант выступает в роли полноправного участника процесса обучения и участвует в подготовке необходимых учебных материалов и управлении ходом дискуссий через постановку проблемных вопросов.
Выводы
В дистанционном образовании, как и в любом явлении есть минусы и плюсы.
Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения.
Минусы дистанционного обучения.
Учиться всю жизнь, совмещая это с работой? Именно это делает магистранты во время технологии дистанционного образования необходимыми. Достоинства такого подхода к образованию очевидны. Прежде всего, это практически неограниченная масштабность. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то курс, записанный на видео и переданный через Интернет, может в принципе прослушать любое количество желающих. А это, в свою очередь, означает, что студенты имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и компетентных. На сегодняшний день отношение студентов к дистанционному обучению пока двояко и неоднозначно. С одной стороны, они понимают его преимущества, а с другой еще немного опасаются того, что будет потеряно качество получаемых знаний, скажется отсутствие личных контактов с преподавателем и диплом будет иметь меньшую значимость. Грамотно выстроенная система дистанционного обучения (с использованием последних технологических достижений, проработанной методологической базой, интерактивным взаимодействием и т.д.) может существенно увеличить вес дистанционной формы обучения [10].
Список литературы