УДК 37.013
Тимченко Кристина Викторовна – студент магистратуры Хакасского государственного университета имени Н.Ф Катанова.
Дорофеева Татьяна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного и специального образования Хакасского государственного университета имени Н.Ф Катанова.
Аннотация: В статье рассматривается понятие логопедической помощи, описываются взгляды ученых на данную проблему. Описана деятельность «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Абакана, раскрыты его основные направления работы. Приведены количественные показатели детей с речевыми нарушениями, получившие логопедическую помощь в 2018 и 2019 году в данном центре.
Ключевые слова: Логопедическая помощь, дети дошкольного возраста, речевая патология, нарушение речи, «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Речь является важнейшей психической функцией, присущая только человеку. Она является средством общения людей и формой человеческого мышления. На основе этого выделяют внешнюю – для общения людей друг с другом, и внутреннюю речь, которая развивается на основе внешней и позволяет человеку мыслить.
Современная реальностьдемонстрирует нам увеличение числа детей и подростков со всевозможными формами дизонтогенеза. В связи с этим в системе здравоохранения и образования все больше уделяется внимания мультидисциплинарному подходу в диагностике, коррекции и профилактике различных нарушений в психическом и физическом развитии.
Полноценное и своевременное овладение ребенком речью является важнейшим условием становления у него полноценной психики и дальнейшего развития, где своевременное овладение, значит начатое максимально рано, а полноценное значит достаточное по объему и побуждающее к овладению речью на каждой возрастной ступени.
Логопедическая помощь детям с разнообразными дефектами в развитии осуществлялась еще задолго до современного периода логопедической науки. Многие ученные рассматривали проблему помощи аномальным детям как актуальную в разные периоды времени, так как искали всевозможные пути помощи таким детям. Одним из направлений являлась педагогическая помощь, а в частности логопедическая. В современном мире данные проблемы являются все также актуальными. Ведь логопедическая помощь является одной из направлений комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
В современной логопедии различают две классификации речевых нарушений клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Каждая из классификаций основывается на своих принципах и имеет ряд особенностей. Так клинико-педагогическая классификация включает в себя нарушения голосообразования, нарушение темпа и плавности речи, нарушения интонационной стороны речи и рассматривает нарушения с точки зрения медицины. А психолого-педагогическая классификация основывается на психолого-педагогических знаниях и подразделяется на нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Обе классификации переплетаются и дополняют друг друга.
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Абакана» оказывает комплексную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ. Деятельность центра направлена на профилактику, выявление, коррекцию недостатков развития детей, как физиологических, так и психологических.
Большое количество детей дошкольного возраста остается без полноценного логопедического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях по разным причинам. Поэтому «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Абакана» является популярным местом получения помощи среди родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. В 2018 индивидуальные занятия в Центре посетило 43 ребенка, а в 2019 году – 48. При анализе данных выявлено, что мальчики чаще страдают нарушениями речи, чем девочки. Родители замечают, что у ребенка имеется дефект речи в основном у детей старшего дошкольного возраста, непосредственно перед школьным обучением. За ранней логопедической помощью обращается лишь в среднем 14% родителей. В результате более позднего обращения за логопедическим сопровождением динамика коррекции дефектов речевого развития более низкая. В основном дети страдают общим недоразвитием речи III уровня – наиболее часто встречаемый дефект. Также встречаются такие нарушения как, дизартрия, дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, задержка речевого развития, ринолалия и другие. Со всеми детьми была проведена работа, в результате которой, каждый ребенок, в силу своих индивидуальных особенностей и тяжести речевого дефекта показал результат, это положительная или незначительная динамика. По результатам итоговой диагностики, родителям (законным представителям) давались рекомендации по дальнейшей коррекционной работе.
Логопедическая помощь детям с речевой патологией активно оказывается в рамках «Центра психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи». Такая помощь доступна детям с различными речевыми нарушениями в форме индивидуальных занятий. А также родителям или законным представителям в форме консультирования и профилактических мероприятий.
Для высоких показателей коррекционной работы необходимо учитывать особенности развития ребенка и нарушенные компоненты речи. Это необходимо для определения задач индивидуальной работы с ребенком. Для этого требуется первичная диагностика речевого развития, результаты которой отражаются в диагностической карте ребенка. По результатам коррекционной работы с ребенком проводится итоговая диагностика, которая также фиксируется в дианостической карте. Анализируя данные до и после получения логопедической помощи, определяется дальнейший план работы с ребенком.
Каждый ребенок, имеющий речевое недоразвитие, имеет право на получение логопедической помощи. Чем раньше данная помощь начнет оказываться, тем эффективней будет коррекционная работа. Логопедическую помощь дети, имеющие речевую патологию, могут получить в учреждениях, ее оказывающую. Одним из таких примеров является «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Абакана». За помощью может обратиться любой желающий родитель или законный представитель, его заменяющий, при ряде жалоб, касаемых речевого развития.
Список литературы