УДК 37.013

Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста с речевой патологией на основе статистического анализа

Тимченко Кристина Викторовна – студент магистратуры Хакасского государственного университета имени Н.Ф Катанова.

Дорофеева Татьяна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного и специального образования Хакасского государственного университета имени Н.Ф Катанова.

Аннотация: В статье рассматривается понятие логопедической помощи, описываются взгляды ученых на данную проблему. Описана деятельность «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Абакана, раскрыты его основные направления работы. Приведены количественные показатели детей с речевыми нарушениями, получившие логопедическую помощь в 2018 и 2019 году в данном центре.

Ключевые слова: Логопедическая помощь, дети дошкольного возраста, речевая патология, нарушение речи, «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Речь является важнейшей психической функцией, присущая только человеку. Она является средством общения людей и формой человеческого мышления. На основе этого выделяют внешнюю – для общения людей друг с другом, и внутреннюю речь, которая развивается на основе внешней и позволяет человеку мыслить.

Современная реальностьдемонстрирует нам увеличение числа детей и подростков со всевозможными формами дизонтогенеза. В связи с этим в системе здравоохранения и образования все больше уделяется внимания мультидисциплинарному подходу в диагностике, коррекции и профилактике различных нарушений в психическом и физическом развитии.

Полноценное и своевременное овладение ребенком речью является важнейшим условием становления у него полноценной психики и дальнейшего развития, где своевременное овладение, значит начатое максимально рано, а полноценное значит достаточное по объему и побуждающее к овладению речью на каждой возрастной ступени.

Логопедическая помощь детям с разнообразными дефектами в развитии осуществлялась еще задолго до современного периода логопедической науки. Многие ученные рассматривали проблему помощи аномальным детям как актуальную в разные периоды времени, так как искали всевозможные пути помощи таким детям. Одним из направлений являлась педагогическая помощь, а в частности логопедическая. В современном мире данные проблемы являются все также актуальными. Ведь логопедическая помощь является одной из направлений комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В современной логопедии различают две классификации речевых нарушений клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Каждая из классификаций основывается на своих принципах и имеет ряд особенностей. Так клинико-педагогическая классификация включает в себя нарушения голосообразования, нарушение темпа и плавности речи, нарушения интонационной стороны речи и рассматривает нарушения с точки зрения медицины. А психолого-педагогическая классификация основывается на психолого-педагогических знаниях и подразделяется на нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Обе классификации переплетаются и дополняют друг друга.

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Абакана» оказывает комплексную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ. Деятельность центра направлена на профилактику, выявление, коррекцию недостатков развития детей, как физиологических, так и психологических. 

Большое количество детей дошкольного возраста остается без полноценного логопедического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях по разным причинам. Поэтому «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Абакана» является популярным местом получения помощи среди родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. В 2018 индивидуальные занятия в Центре посетило 43 ребенка, а в 2019 году – 48. При анализе данных выявлено, что мальчики чаще страдают нарушениями речи, чем девочки. Родители замечают, что у ребенка имеется дефект речи в основном у детей старшего дошкольного возраста, непосредственно перед школьным обучением. За ранней логопедической помощью обращается лишь в среднем 14% родителей. В результате более позднего обращения за логопедическим сопровождением динамика коррекции дефектов речевого развития более низкая. В основном дети страдают общим недоразвитием речи III уровня – наиболее часто встречаемый дефект. Также встречаются такие нарушения как, дизартрия, дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, задержка речевого развития, ринолалия и другие. Со всеми детьми была проведена работа, в результате которой, каждый ребенок, в силу своих индивидуальных особенностей и тяжести речевого дефекта показал результат, это положительная или незначительная динамика. По результатам итоговой диагностики, родителям (законным представителям) давались рекомендации по дальнейшей коррекционной работе.

Логопедическая помощь детям с речевой патологией активно оказывается в рамках «Центра психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи». Такая помощь доступна детям с различными речевыми нарушениями в форме индивидуальных занятий. А также родителям или законным представителям в форме консультирования и профилактических мероприятий.

Для высоких показателей коррекционной работы необходимо учитывать особенности развития ребенка и нарушенные компоненты речи. Это необходимо для определения задач индивидуальной работы с ребенком. Для этого требуется первичная диагностика речевого развития, результаты которой отражаются в диагностической карте ребенка. По результатам коррекционной работы с ребенком проводится итоговая диагностика, которая также фиксируется в дианостической карте. Анализируя данные до и после получения логопедической помощи, определяется дальнейший план работы с ребенком.

Каждый ребенок, имеющий речевое недоразвитие, имеет право на получение логопедической помощи. Чем раньше данная помощь начнет оказываться, тем эффективней будет коррекционная работа. Логопедическую помощь дети, имеющие речевую патологию, могут получить в учреждениях, ее оказывающую. Одним из таких примеров является «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г.Абакана». За помощью может обратиться любой желающий родитель или законный представитель, его заменяющий, при ряде жалоб, касаемых речевого развития.

Список литературы

  1. Логопедия: учебник для студентов дефектолог.фак. пед. ин-тов/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов-наДону: Феникс, 2017 - 174 с.
  3. Разуваева Е. В., Нагорнова Т. В., Козлова М. В. Обследование речи и других высших психических функций у детей дошкольного и школьного возраста. Изд. В. Секачев, 2018. - 44 с.
  4. МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» [Электронный ресурс]. – URL: http://мук.абакан.рф.