УДК 37.013
Кашфразыева Гульнара Камилевна – аспирант Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета.
Кашфразыев Айтуган Илдусович – аспирант Елабужского института (филиала) Казанского федерального университета.
Аннотация: В статье рассматриваются понятия инновации и инновационных процессов в образовании. Основные направления инновационной деятельности и наиболее актуальные инновационные технологии. Рассмотрены примеры интеграции различных уровней образования.
Ключевые слова: Инновации, инновационные технологии, инновационный процесс, профессиональное обучение.
Инновации и инновационные процессы в системе профессионального образования оказывают непосредственное влияние на такие существенные характеристики профессионального педагогического образования, как: сочетание и взаимосвязь отраслевой, психолого-педагогической подготовки и подготовки рабочих кадров специальностей, на основе интеграции политехнических, психолого-педагогических и профессиональных знаний.
Инновации в профессиональном образовании — это процесс целенаправленных изменений, обеспечивающих качественное обновление и развитие профессионального образования. К ним можно отнести технико-технологические, педагогические, организационно-управленческие, социально-экономические инновации.
Целостное понимание сущности инноваций в профессиональном образовании начинается с раскрытия противоречивых, заключающихся в стремительных изменениях в научно-технической, технической, экономической, социальной, культурной сферах и темпами инновационных изменений в подготовку будущих специалистов.
Таким образом, профессиональное образование развивается через целенаправленные, управляемые инновационные процессы. Современные направления инновационных процессов в системе образования направлены на обеспечение соответствия темпов развития образования темпам развития общества.
Для достижения нового качества профессионального образования в настоящее время проводятся следующие мероприятия: структурные преобразования профессионального образования, апробация различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования; использование инновационных технологий.
Примером интеграции начального среднего и высшего образования является - четырехлетняя творческая работа коллектива ЯГИТИ. Создано высшее инновационное образовательное учреждение, интегрирующее начальное, среднее и высшее профессиональное образование в одном образовательном учреждении. Основой его функционирования является созданное в нем интегрированное образовательное пространство, в котором коренным образом изменились содержание, технология обучения и воспитания, структура управления высшими учебными заведениями. Учебный процесс организован на новой основе.
Также примером интеграции разных ступеней образования можно считать организацию школ и лицеев при университетах, примером такого симбиоза можно считать лицеи при К(П)ФУ. На базе данных лицеев реализуются инновационные образовательные проекты студентов и полколлектива КФУ, таким образом, являясь источниками инноваций в педагогической деятельности.
В настоящее время в образовании используются различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
ИКТ имеют широкий функционал применения при организации учебной деятельности. Это может быт и демонстрация наглядного материала, технических процессов опасного производства без риска; при реализации групповых проектов могут применяться облачные сервисы с возможности предоставления возможности редактировать документ нескольким пользователя.
Особенно актуальными стали ИКТ при реализации дистанционного обучения. При переходе на дистанционное обучение образовательные Web-сервисы стали основным инструментом большинства преподавателей на всех ступенях образования
Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей образовательной системы школы, обеспечивая комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития, реализации его природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии является не только субъектом, но и субъектом приоритета; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо абстрактной цели. Она проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Использование такой инновационной технологии, как информационно-аналитическая методика управления качеством образования, позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.
Технология портфолио реализует в учебном процессе следующие функции:
Как видно из выше сказанного инновационные процессы образования не ограничиваются исключительно применением инновационных технологий в обучение или разработке данных технологий. Инновации могут заключаться и в новых подходах к структуре образовательного учреждения, менеджмента, организации психолого-педагогического сопровождения и т.д.
Список литературы