УДК 37.013

Организационно-педагогические условия развития образного мышления учащихся средней специальной (коррекционной) школы

Мустафаева Данайя Рустамовна – студент Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: В данной статье раскрывается понятие «организационно педагогические условия» и их влияние на развитие образного мышления учащихся с умственной отсталостью. Также, в статье рассматриваются организационно-педагогические компоненты, влияющие на функционирование образовательной среды.

Ключевые слова: Организационно-педагогические условия, умственно отсталые, специальная (коррекционная) школа.

Процесс обучения во все времена строился по определенной системе, которая невозможна без организационно-педагогических условий. Проанализировав научно-педагогические источники, стало ясно, что не существует единого определения «организационно-педагогические условия», однако, оно часто встречается в научных трудах и педагогической литературе. Само понятие «организационно-педагогические условия» состоит из двух частей: «организационные условия» и «педагогические условия».

Под «условием» понимают совокупность определенных факторов (явлений) от которых зависит комплекс объектов (вещей, состояний, взаимодействий). Общепринято понимать под «условием» существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на формирование среды, в которой протекает феномен [4, с. 83].

Принимая во внимание понятие «условия», можно дать точное определение «организационным условиям». Под «организацией» понимается совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Исходя из вышесказанного следует, что «организационные условия» - это комплекс объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обуславливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющие на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен.

Свою точку зрения на определение понятия «педагогические условия» высказывали многие ученые, педагоги и психологи, так, например, В.И. Андреев писал, что, «педагогические условия – это комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания». Так, Н.В. Ипполитова в своем исследовании утверждает, что педагогические условия - это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие [3, с. 50].

Отражением педагогических условий является объединение возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые влияют как положительно, так и отрицательно на ее функционирование. Как и в любой другой системе, в структуре педагогических условий присутствуют внешние и внутренние элементы, которые влияют на развитие личностной сферы и педагогической системы. Данные факторы обеспечивают полноценное и эффективное функционирование педагогической системы.

Таким образом, под педагогическими условиями мы понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что организационные условия являются важной составляющей системы педагогических условий и выступают как ее разновидность. Объединение педагогических и организационных условий считается успешным, поскольку помогает в решении образовательных задач. По мнению С.Н. Павлова, организационно-педагогические условия – это совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, а также обстоятельств взаимодействия субъектов педагогического процесса [2, с. 7].

В системе специального образования, организационно-педагогические условия являются важным звеном. Учащиеся специальных (коррекционных) школ, имея особенности поддаются тем же компонентам образовательной среды, что и учащиеся общеобразовательных школ. К таким компонентам можно отнести семью и ее деятельность в домашней среде. Особенно ярко выражено их влияние на развитие образного мышления учащихся специальных школ. Развитию образного мышления учащихся в значительной степени призван содействовать внешне школьный компонент образовательной среды (к нему относится семья и их целенаправленная деятельность в домашней среде).

Для определения организационно-педагогических подходов к решению проблемы развития образного мышления учащихся с умственной отсталостью, необходимо отметить, что их целью является создание гармоничной и структурированной среды. Такая среда должна быть научно обоснованной, спроектированной и оптимально педагогически используемой.

Организационно-педагогические компоненты, влияющие на функционирование образовательной среды:

Указанные факторы должны найти отражение в материально-техническом оснащении и оборудовании кабинетов, содержании учебно-методических комплексов, направленности организационной, учебной и методической работы педагога, его многосторонних связей с другими специалистами, социумом, который окружает учащихся, форм и методов, применяемых в процессе обучения и воспитания. Так же не мало важную роль играет верное взаимодействие педагога и родителей, которое имеет единый путь в обучении и воспитании учащихся.

Изучение научной литературы и специально проведенные педагогические исследования позволяют определить приоритетные условия создания образовательной среды, благоприятствующей развитию воображения как компонента образного мышления. Среди них – обеспечение максимальных возможностей воспринимать учащимися образцы проектной деятельности во всем богатстве ее проявлений как строительный материал для собственных идей.

Источниками идеи проектировании могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности: произведения архитектуры, машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно-прикладного искусства (стекло, металл, керамика, дерево), бионика, растительные формы. Пищей для образа могут быть блеск льда, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне, художественная литература, кино, театр, цирк, события в мире. Кроме того, источниками образа может служить прием стилизации в сторону упрощения при сохранении узнаваемости, метод цитат (выхватывание фрагмента из целого и перенесение его в новую форму, в новый комплекс), метод эклектики (смешение разных стилей, форм, фрагментов), прием пародии и трансформации.

Развитию образного мышления учащихся с умственной отсталостью способствуют: проектирование и макетирование предметов среды, поиск новых образов, творческих проектов.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5 / Гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. - С. 49 - 62.
  2. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. 2003. - № 4. - С. 7 - 11.
  3. Мишина Г.А. Особенности организации предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. 2000. № 5. - С. 48-55.
  4. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. № 5. - С. 86-96; 2001, № 1. С. 80-86
  5. Цахаева А.А. Восстановление нравственного здоровья личности подростка как акмеологическая проблема // InternationalJournal of Medicine and 2019. Том 2. №3. С. 227 – 233.
  6. Филатова О.Ф. Психологическая характеристика учебной мотивации // Обзор педагогических исследований. 2019. Том 1. №3. С. 33 – 39.