Клокова Дарья Александровна – студент Сургутского государственного университета.
Аннотация: В статье описаны условия развития творческих способностей будущих специалистов. Рассмотрены проблемы развития творческих способностей студентов, и возможные пути их решения.
Ключевые слова: Творческие способности, будущий специалист, развитие творческих способностей, способности.
Современные методы и подходы обучения будущих специалистов должны быть направлены на развитие творческих способностей. Большая конкуренция в сфере труда, неоднозначность профессиональных задач и запросы работодателей требуют от специалиста, помимо профессиональных знаний и умений, креативности и развитых творческих способностей.
Таким образом, развитие творческих способностей является одной из важных задач в подготовке специалиста. Творческие способности не привязаны, к какой либо специализации, они имеют общенаправленный характер, их можно назвать компетенциями, необходимыми для современных специалистов. Так, некоторые авторы считают, что высшая форма профессионализма проявляется в творческой форме труда. Следовательно, развивать творческие способности можно у студентов любой специализации.
Рассмотреть условия развития творческих способностей будущих специалистов в высших учебных заведениях на основе психолого-педагогической литературы.
Творческие способности – это способность индивида синтезировать оригинальные идеи и новые решения. Их относят к общим, то есть, как правило, они имеются у большинства индивидов в различных возрастных категориях, а также применяются во многих видах деятельности. Общие способности – это система интеллектуальных качеств личности, обеспечивающая продуктивность обучения различным видам деятельности. Способности можно развить по мере освоения определенных знаний и умений. В психологии творческие способности относят к научным. Определенные способности должны включать в себя конкретные психологические свойства и качества личности, соответствующие конкретной деятельности. Способность можно развить посредством таких внешних условий, как воспитание, обучение, общественные требования. По исследованиям отечественных психологов Д.Б. Богоявленской и Л.С. Выготского, было выявлено, что развитие творческих способностей состоит из двух фаз. Первая фаза – «первичная», является общей для всех индивидов, то есть, проявляется у большинства людей в возрасте от трех до пяти лет. Она характеризуется отсутствием усвоенных стереотипов у индивида, и, следовательно, большей способностью к творческому мышлению. Вторая фаза – «специализированная», проявляется от тринадцати до двадцати лет. Вторая фаза характеризуется направленность на определенную сферу деятельности, данные творческие способности дополняют «первичные» способности. В специализированной фазе большую роль играет внешняя среда.
Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов выводят другие этапы развития творческих способностей: на первом этапе индивид накапливает сенсорный, эмоционально-интеллектуальный опыт; на втором этапе идет освоение принципов творческого мышления; на третьем перенос полученного опыта в новые условия; на четвертом трансформация опыта под индивидуальные особенности; индивидуализация творческой деятельности.
Из вышеперечисленных аргументов, можно сделать вывод, что большая часть студентов подходит для развития профессиональных качеств и творческих способностей. Ряд исследований зарубежных психологов показал, что, придерживаясь некоторых принципов, можно успешно способствовать развитию творческих способностей обучающихся. Так, педагогу необходимо быть внимательным и своевременно обращать внимание на творческую активность обучающихся. Педагог должен быть заинтересован в творческом становлении обучающихся, придерживаться индивидуального подхода. Включать обучающихся в различные виды деятельности, для выявления творческих способностей. Так же, отечественный педагог В.В. Сериков, отмечает, что развитие творческих способностей необходимо реализовывать в педагогическом процессе. Он предлагает создание таких условий как: возможность выбора в учебном процессе, саморефлексия обучающихся, понимание ответственности обучающимися, высокая социальность обучающихся, саморегуляция обучающихся, стимулирование обучающихся к творческому процессу, самореализация обучающихся в творческом процессе. Для развития творческих способностей студента, можно придерживаться нескольких принципов американского психолога Э. де Боно. Он выделил пять принципов: создание условий решения задачи, отказ от прошлого опыта, разносторонний подход, синтез идей в решении задачи, развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной задачи.
Из анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей достигается посредством постоянной практической деятельности, которая заключается в выведенных алгоритмах творческого решения задач. Помимо алгоритмов творческого подхода, существует ряд методов, способствующих развитию творческих способностей, одним из которых является метод переноса. Посредством, каких либо упражнений в одной области, индивид добивается успеха и в других областях. То есть, происходит общее развитие способностей. В отечественной педагогике разработано множество методов, способствующих развитию творческих способностей. В их список входят такие методы, как проблемное обучение, развивающее обучение, эвристические методы решения проблем, технологии игрового и контекстного обучения, научные методы, проектное обучение.
Будущий специалист должен обладать определенными качествами, обеспечивающими успешное выполнение профессиональных задач, постоянное саморазвитие личности и общества. Данную совокупность качеств называют моделью личности специалиста. Она включает в себя такие уровни, как: индивидуальность личности, личность как субъект государства, личность как субъект деятельности. Специалист должен обладать как индивидуальными качествами и интересами, обладать моральными ценностями, мировоззрением, так и профессиональными интересами, интересами развития в профессиональной деятельности. Соответственно, развитию правильной модели личности выпускника, способствуют преподаватели, и именно на них ложится ответственность за качество подготовки выпускников. Педагогам необходимо осваивать методы развития творческих способностей и включать их в свою педагогическую деятельность. Для создания условий профессионального роста преподавателей, серьезное влияние могут оказать методические советы, методические конференции, семинары, издание научных работ, стремление преподавателей к профессиональному росту.
Список литературы