Пашинина Марианна Анатольевна – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Аннотация: В статье рассматриваются основные характеристики сотрудничества России и Великобритании в области образования. Автор обращает внимание на то, что сотрудничество России и Великобритании организовывается наилучшим образом только для узких, локальных вопросов в образовательной сфере. В целом же двустороннее сотрудничество данных стран организовывается неэффективно по причине отсутствия адекватного политического дискурса, разницы в образовательных системах и процессах.
Ключевые слова: Образовательная система, Болонская система, межкультурное сотрудничество, soft power.
Россия и Великобритания имеют очень сильные образовательные институты, представленные различными ступенями образования, образовательными учреждениями, работниками в сфере образования и науки. Этот факт говорит о заинтересованности в межкультурных обменах с данными странами со стороны мирового сообщества, а также в непосредственной заинтересованности Великобритании и России друг в друге с точки зрения выявления и имплементации уникального научного и образовательного опыта.
На сегодняшний день у России и стран Европейского союза существует общее пространство в науке, исследованиях, образовании, культуре. Это пространство основывается на давних отношениях с Россией через ее участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах ЕС, а также в рамках программы TEMPUS [7].
Несмотря на выход Великобритании из Европейского союза, во многом сотрудничество России и Соединенного Королевства выстраивалось в соответствии с принципами вышеуказанного общего пространства с некоторыми особенностями.
Сотрудничество в рамках этой программы, а также глобально в рамках «дорожной карты» направлено на то, чтобы поддерживать исследовательские сообщества ЕС и России, а также сохранять культурное и интеллектуальное наследие путем укрепления связей между странами. Достичь этого можно, например, путем сближения учебных программ и квалификаций университетов, что также закладывает прочную основу для сотрудничества в сфере культуры.
«Дорожная карта» представлена несколькими составными частями. В рамках исследования нам наиболее интересна вторая часть «дорожной карты», в которой рассматриваются вопросы, касающиеся построения общего образовательного пространства. Достижение единства в этой сфере подтверждает тот факт, что в Российской Федерации произошли существенные изменения в сфере образования и переход к Болонской системе.
Изначально Болонская система – это добровольный институт, согласно которому определенным образом выстраивается образовательная система. Однако для того, чтобы достичь единства, необходимо принять принципы данной системы и унифицировать деятельность в этой сфере. Результатом такой унификации на сегодняшний день является:
Несмотря на очевидную необходимость для обеих сторон осуществлять активные действия в реализации договоренностей, на практике существуют некоторые сложности. К примеру, Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, однако переход во многих отношениях был медленным и неопределенным.
Самым явным практическим недостатком болонской системы стало то, что
российские работодатели периодически не признают степень бакалавра, отдавая предпочтение степени специалиста при трудоустройстве. В то же время российский термин «специалист» плохо вписывается в международную образовательную систему, что осложняет трудоустройство российских выпускников вузов за границей. Эта медлительность и неравномерность в принятии Болонской системы неизбежно стала препятствием для интернационализации, особенно в тех условиях, когда большая часть мира уже перешла к Болонской модели, унифицировав большинство образовательных процессов и процедур.
Главной проблемой в рамках сотрудничества в образовательной сфере в прошлом было признание российских образовательных степеней в других странах и иностранных квалификаций в России. Была большая надежда на то, что именно Болонская система решит эту проблему.
Наиболее важной задачей в этой сфере является обеспечение качества образования и признание научной или образовательной степени. Фактически, российские степени не признаются в развитых странах или в ряде развивающихся стран, таких как Индия, которые отказались признавать российские дипломы в 2002 году [1]. Именно поэтому обучение в России фактически не имеет смысла для многих студентов. Тем не менее, присоединение к Болонскому процессу, которое произошло в 2003 году, должно было способствовать конвертируемости российских степеней и укреплению позиции России на международном образовательном рынке.
Были предприняты конкретные меры для решения этой проблемы, в частности, с рядом стран были заключены двусторонние соглашения о взаимном признании документов об образовании [5]. Здесь особо стоит отметить, что в 2018 году Великобритания заблокировала соответствующее соглашение с Россией. Это означает, что, по сути, Великобритания не признает авторитетность российского образования по каким-либо причинам.
Такое решение Великобритании, конечно, во многом было обусловлено напряженной политикой между странами. Однако последствия выходят далеко за пределы политики и перетекает в межкультурное взаимодействие в рамках soft power – обучение российских граждан в Великобритании в дальнейшем может резко сократиться по причине того, что российские выпускники вузов, по сути, рискуют «обнулить» свое образование на территории Соединенного Королевства, а российские абитуриенты, понимая недружественное отношение британцев к русским, будут выбирать для себя вузы иных стран.
По мнению некоторых авторов, основное препятствие для эффективной интеграции России в мировую образовательную среду и расширения экспорта образовательных услуг - отсутствие четко очерченной национальной политики по продвижению именно российской системы высшего образования [1].
Это отсутствие какого-либо политического направления очевидно на веб-сайте Министерства образования и науки, который очень бюрократичен и сложен для понимания. Эта политика резко контрастирует с политикой правительства Великобритании, которое, несмотря на сокращение числа иностранных студентов, выступило с очень успешной инициативой премьер-министра по улучшению и координации международного образовательного обмена [1].
Таким образом, очень большое значение на отношения между Россией и Великобританией оказывает политический диалог, который в последнее время осложнился как по причине ухудшения двусторонних отношений в различных сферах – оборонной, энергетической, инвестиционной, торгово-экономической и т.д., так и по причине введения карантинных мер из-за распространения коронавируса в большинстве стран мира.
Тем не менее, несмотря на отсутствие стратегически важных двусторонних соглашений в области образования между Россией и Великобританией, страны предпринимают попытки более узкого, точечного сотрудничества.
Например, в ноябре 2019 года состоялся первый форум ректоров российских и британских вузов. Данный форум был организован Российским союзом ректоров, Ассоциацией университетов Великобритании, Посольством Российской Федерации в Великобритании, Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Британским Советом. В мероприятии приняли участие представители сорока российских университетов и двадцати высших учебных заведений Великобритании [2].
Двухдневная программа включала обсуждение актуальных проблем и перспектив развития сотрудничества в образовательной и научной сферах.
Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что данный форум - это уникальная возможность укрепить дружбу между двумя странами. По его словам, форум может стать поворотным пунктом в истории вузов России и Великобритании. Он отметил, что история сотрудничества между университетами МГУ и Великобритании коренится в создании первого российского университета. И с тех пор это продолжалось на протяжении всего существования МГУ [2].
Глава Британского совета Кирон Девайн пригласил российских ректоров совершить повторный визит в Великобританию в июне 2020 года для того, чтобы познакомиться с университетами страны и принять участие в глобальной конференции по высшему образованию. Данное мероприятие по причине распространения коронавируса переносится на неопределенное время, но самое главное, что существует явное намерение сторон сотрудничать в данной сфере.
Наиболее важным с точки зрения перспектив сотрудничества оказалось то, что в рамках форума Виктор Садовничий и директор Ассоциации университетов Великобритании Вивьен Стерн подписали Соглашение о сотрудничестве между Российским союзом ректоров и Ассоциацией университетов Великобритании.
В формате круглых столов и дискуссий российские и британские участники подробно обсудили практические пути дальнейшего межвузовского сотрудничества. По итогам переговоров и встреч коллеги из России и Великобритании выразили готовность к сотрудничеству и взаимовыгодному сотрудничеству.
Еще одной важной инициативой, обусловливающей сотрудничество в области образования, является Ассоциация World Cities World Class University (WC2). Данная Ассоциация была основана по инициативе Сити, Лондонского университета в 2012 году. Каждый год в рамках WC2 проводится Международный научный симпозиум, в котором принимают участие более 100 студентов и молодых ученых.
Например, в 2019 году на сайте Политехнического университета прошел форум WC2 под девизом «Умные города и цифровое общество». Участниками форума стали около 150 гостей из 9 ведущих университетов мира. Ассоциация объединяет ведущие университеты мира и, привлекая к проектам аспирантов и студентов и молодых ученых, решает насущные проблемы и задачи крупных мегаполисов.
Очень важным со стратегической точки зрения также стало проведение в 2017 году Года науки и образования Великобритании и России, который стимулировал научное сотрудничество между двумя странами. В рамках данного Года было запланировано проведение ряда центральных мероприятий [3]. В частности, 23-27 октября 2017 в школах России и Великобритании прошла «Неделя науки в школах» [4].
Для проведения данного мероприятия была организована специальная онлайн-платформа, на которой были собраны интерактивные, увлекательные и яркие материалы для обучения школьников. Важно, что разработкой занимались обе стороны – и Россия, и Великобритания, что способствовало обмену опытом в области образования.
В рамках Недели науки в школах были организованы стимулирующие мероприятия – конкурсы, по результатам которых ученики и учителя могли получить выигрыш в виде поездки в Великобританию.
Также был организован Проект Researcher Links [8] для британских и российских молодых ученых, который представлял собой двусторонние научные семинары. Данный проект берет начало с 2013 года и проводится по самым актуальным темам. По состоянию на 2019 год было проведено 10 мероприятий, в которых приняли участие более 250 молодых ученых из Великобритании и России.
В рамках данного проекта организованы мастерские Researcher Links, которые могут дать возможность молодым ученым из Великобритании и России установить прочные межгосударственные связи и улучшить качество своих исследований. Работа мастерских непосредственно опирается на планомерное междисциплинарное научное сотрудничество.
В результате анализа можно сделать вывод о том, что сотрудничество России и Великобритании организовывается наилучшим образом только для узких, локальных вопросов. В целом же двустороннее сотрудничество данных стран организовывается неэффективно по причине отсутствия адекватного политического дискурса, разницы в образовательных системах и процессах.
По нашему мнению именно инструменты soft power, к которым относится и сотрудничество в сфере образования и науки, могут помочь в выстраивании двусторонних отношений между странами, которые до этого момента развивались достаточно сложно. Это актуально и для Великобритании, которая переживает сложный период после Brexit, и для России, которая нуждается в крепких и дружественных отношениях со странами Европы.
Список литературы