УДК 376

Использование методов нейростимуляции в процессе восстановительного обучения больных с афазией

Иванова Александра Сергеевна – магистрант Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.

Аннотация: Актуальность данной работы обусловлена высокой распространенностью сосудистых заболеваний головного мозга у взрослого населения. Одним из наиболее серьезных последствий сосудистых заболеваний является афазия, т. к. она ведет к инвалидности пациента. Наиболее трудной и необратимой для реабилитации является группа пациентов, в которой, вследствие развития афазии, преобладают впечатляющие нарушения речи. Цель состоит в том, чтобы найти наиболее эффективный способ реабилитации пациентов с последствиями инсульта в виде афазии.

Ключевые слова: Афазия, нейростимуляция, сосудистые заболевания, восстановительное обучение, высшие психические функции.

Сосудистые заболевания головного мозга по-прежнему остаются актуальной проблемой в современном обществе, поскольку они являются одной из основных причин смерти и инвалидности среди населения. Инвалидность характеризуется нарушением речевого мышления, проявляющимся в форме афазии, которая является серьезным нарушением высших психических функций, вызванным локальным повреждением головного мозга [3].

Изучение проблемы восстановления речи и других психических функций у больных с очаговыми поражениями головного мозга имеет большое значение для нейрореабилитации. В связи с этим вопрос повышения эффективности реабилитационного обучения, особенно восстановления речи при афазии с использованием методов нейростимуляции, является одной из наиболее актуальных проблем реабилитации больных после инсульта. Восстановление речи при афазии у пациентов, перенесших инсульт, является результатом сложной проблемы, поэтому время восстановления при афазии индивидуально и зависит от многих факторов.

В настоящее время под афазией понимается «системное расстройство» речи, возникающее при органическом повреждении мозга, охватывающее разные уровни организации речи, влияющее на ее взаимоотношения с другими психическими процессами и приводящее к распаду всей психической системы и нарушению коммуникационной функции речи [2]. Афазия включает в себя четыре компонента: нарушение собственно речи и устного общения, нарушение других психических процессов, изменение личности и личных реакций на болезнь. Клиническая картина афазии разнообразна.

Сложность речевого расстройства при афазии в большинстве случаев зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, а также реакции личности больного на речевой дефект. Афазия может иметь разную этиологию: сосудистую, травматическую и опухолевую. Наиболее часто афазия имеет сосудистую (инсульты) и травматическую (черепно-мозговые травмы) этиологию, но также может возникнуть в случае регресса симптоматики в течение суток на транзиторную ишемическую атаку (ТИА) [4].

С целью выявления факторов, определяющих результативность восстановительного обучения больных с афазией, было проведено экспериментальное исследование. Исследователи указывают на различные факторы и методы нейростимуляции в процессе реабилитационной подготовки пациентов с афазией, которые влияют на динамику регенерации речи [1]. Однако не все авторы сходятся во мнении, что наиболее важными условиями динамики речи при афазии являются локализация и объем повреждения головного мозга, возраст и уровень обучения пациентов, начальная степень нарушения и форма афазии, а также меры, принятые для исправления ошибки.

Целью исследования является выявление методов нейростимуляции на ранних стадиях выхода пациента из болезни, что помогает оптимизировать процесс выздоровления и в целом повысить его эффективность.

Для этого определены основные задачи исследования:

  1. Найти методы нейростимуляции, которые помогают вывести пациентов из застойных явлений.
  2. Определить оптимальные сроки для разных видов нейростимуляции.
  3. Провести реабилитационное обучение и оценить его эффективность, определив состояние пациента и возможности позитивных изменений в будущем.

В настоящее время методы нейропедагогики, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении нарушений высших психических функций и в оптимизации коррекционной работы.

Высокая информационная стимуляция во время реабилитационных тренировок приводит к заметному увеличению областей коры головного мозга, слоя серого вещества, которое больше всего связано с высшими функциями мозга. Нейропедагогика основана на сенсорной педагогике, т. к. воздействие на органы чувств пациента (зрение, обоняние, слух, осязание) и его эмоциональное состояние могут регулировать поведение в процессе обучения. К нейропедагогическим принципам оптимизации обучения относятся:

  1. Создание благоприятной среды для обучения и реализации потенциала. Оптимизация мозговой деятельности возможна только путем стимулирования формирования новых нервных связей. Высокие затраты энергии, связанные с обучением, должны быть приняты во внимание.
  2. Опора на предыдущий опыт и поиск смысла как врожденного свойства мозга. Мозг всегда работает таким образом, чтобы передать предыдущий опыт в новую ситуацию.
  3. Сенсорная интеграция в образовании. Обучение через мультимодальное «погружение» путем участия в разговоре, аудировании, чтении, наблюдении, оценке, моделировании, игре.
  4. Эмоциональный фактор. Мотивация стимулирует мышление и творческий потенциал. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Эмоциональное обучение необходимо как детям, так и взрослым. Развитие мозга стимулируется в условиях творческой свободы и блокируется в условиях принуждения и угрозы.
  5. Активная неопределенность в образовании, стимулирование поиска, проблемное обучение. Повышение эффективности обучения при решении интеллектуальных задач путем создания ролевых моделей.
  6. Эксплуатация целого и его части. Учебный материал представляется в режиме постоянного взаимодействия целого и конкретного анализа и обобщения поступающей информации.

Рассмотрим некоторые методы нейростимуляции, которые, воздействуя на каналы восприятия информации, могут повышать эффективность восстановительного обучения больных с афазией.

  1. Метод биологической обратной связи. Использование метода BOS позволяет разрушить преобладающие патологические стереотипы (частое, поверхностное, подключичное, неравномерное дыхание, общее и артикуляционное напряжение мышц, боязнь включения в речевой акт), создавая новые стереотипы, соответствующие индивидуальной норме. Благодаря использованию сеансов биологической обратной связи пациент в значительной степени освобождается от эмоционального напряжения. Баланс между симпатической и парасимпатической частями вегетативной нервной системы нормализуется благодаря созданию адекватных механизмов адаптации [5].
  2. Метод Бобата. Это современная методика реабилитации, которая позволяет восстановить мышечный тонус и моторную функцию моторного устройства, а также развить мелкую моторику рук. Техника Бобата направлена на обновление нервных клеток с помощью физических и умственных упражнений.
  3. Нейростимуляция по методике швейцарского психолога Ауглина. Современный детский психолог Фриц Р. Ауглин разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого обусловлены влиянием внешних импульсов на кору головного мозга. У этого вида массажа есть другое название – интеллектуальный массаж. В логопедии массаж часто используется для достижения наилучших результатов в коррекции детских расстройств. Массаж влияет на процессы, происходящие внутри организма, и оказывает разностороннее воздействие на организм, особенно на нервную систему, которая координирует жизнедеятельность всех других систем и в то же время усиливает его защиту. Кроме того, в отличие от традиционного массажа, логопедический направлен на исправление речевых и поведенческих проблем, которые затрагивают большинство детей с нарушениями речи.
  4. Стимуляция мозга. Это комплекс физических упражнений, направленных на развитие областей мозга, отвечающих за речь и поведение ребенка. Цель этих упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить речевые навыки, почерк, развить математические навыки, способность читать, сосредотачиваться, стимулировать развитие памяти и понимания.
  5. Нейростимуляция методом биоэнергопластики. Биоэнергопластика – это метод нейростимуляции, который заключается в движении суставов рук и суставных органов. Использование биоэнергопластов позволяет повысить мотивацию детей в классе, улучшить их двигательные навыки, синхронизировать работу полушарий головного мозга и повысить нейропсихологические показатели умственной деятельности.

Таким образом, высокая информационная стимуляция во время тренировок приводит к заметному увеличению областей коры головного мозга, особенно слою серого вещества, которое связано с высокими функциями мозга. Использование методов нейростимуляции в логопедии и дефектологии повышает эффективность и результативность коррекционной работы.

Список литературы

  1. Ананьева И.Н., Трофимова Т.Н. КТ- и МРТ- диагностика острых ишемических инсультов. – СПб: Медицина, 2005. – 135 с.
  2. Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. – СПб: «Питер Пресс», 1994. – 456 с.
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2005. – 240 с.
  4. Пурцхванидзе О.П. Психолого-логопедическая диагностика больных с афазией в ранней постинсультной стадии // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». – – № 7.
    – 132-136 с.
  5. Basso A. Therapy for Aphasia in Italy // Aphasia Tteatment: World Perspectives / A.L Holland and M.M Forbes. – San Diego: Singular Press, 1993.
    – 1-30 Р.