Адаптация подростков с множественными нарушениями развития

Шапошникова Виктория Сергеевна – студентка кафедры Клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета.

Научный руководитель Свистунова Екатерина Владимировна – доцент кафедры Клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией подростков с множественными нарушениями развития. Обосновывается важность в оказании своевременной помощи при адаптации. Показана значимость социально-психологической адаптации подростков с множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: Подростки, социально-психологическая адаптация, множественные нарушения развития.

В нашем обществе существует проблема с адаптацией у подростов с множественными нарушениями развития. Подростковый возраст сам по себе считается сложным периодом, в становлении личности. У подростков имеющих особенности в развитии все еще осложняется их сопутствующими заболеваниями. Вместе с тем, по некоторым оценкам невозможность адаптироваться к условиям школьной жизни может привести умственно отсталого подростка к эмоциональному срыву [2]. Наиболее важной проблема социально-психологической адаптации становится в те периоды жизни подростка, которые характеризуются сменой социального окружения, статуса личности и приобретением новой социальной роли [3]. Практический опыт позволяет констатировать тот факт, что у подростков с умственной отсталостью в большинстве случаев страдают все виды школьной адаптации: организационная, учебно-мотивационная, психологическая и социальная. На основе изученных теоретических данных мы выяснили, что при наличии определенных условий можно регулировать условия адаптации у людей с нарушениями развития. Социальная сфера нашей жизни имеет сильное влияние на формирование личности, вне зависимости от ее особенностей.

Эффективная адаптация – это соответствие минимальным требованиям. В процессе роста требования к социализированной личности становятся все более сложными. Исходя из этого, мы можем предположить, что человек во время перехода от состояния полной зависимости к независимости и принимая на себя ответственность за благополучие других.

Получается, что адаптированность это:

  1. принятие и эффективный ответ на социальные ожидания, которые каждый встречает в зависимости от возраста и пола.
  2. гибкость и эффективность в удовлетворении новых и потенциально опасных условий, умение придавать событиям желаемое направление. Поэтому адаптация означает, что человек успешно использует созданные условия для достижения своих целей и стремлений.

Целью исследования было изучить особенности социально-психологической адаптации подростков с множественными нарушениями развития в условиях школы.

В нашем исследовании мы провели эксперимент, с помощью которого доказали, что при создании специальной среды и с помощью накопления опыта процесс адаптации может проходить легче. Нами были протестированы 20 подростков с множественными нарушениями развития. Общим заболеванием данной группы стало, то, что у них всех есть умеренная умственная отсталость. С испытуемыми были проведены следующие методики: диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и диагностика уровня личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. При опросе мы получили данные, интерпретировав которые стала ясна взаимосвязь между адаптацией и тревожностью.

Определены значимые для адаптации факторы влияния. Такие как создание благоприятной, дружественной атмосферы, постепенно включение в жизнедеятельность класса, научение навыкам и умениям, необходимым для успешного включения в социум, выработка навыков способствующих прохождению адаптационного периода.

Список литературы

  1. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // М., 2009.
  2. Драгунова, Г.В. Некоторые психологические особенности личности подростка/ Г.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. - СПб. - 2008. - 72 с.
  3. Колосова Т.А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков /Вестник ОГУ №2 (138) / февраль 2012. С.86-89.
  4. Тарасова, С. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика -Теревинф - 2016 – 72 с.