УДК 376.3

Роль семьи в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи

Васильева Анна Алексеевна – студент заочного отделения магистратуры Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье выявлена связь нарушений развития речи у детей и их негативных последствий для развития когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, что вызывает изоляцию, сдержанность, чувства неполноценности и другие психологические изменения. Обобщается теоретический опыт, который позволяет сделать выводы о том, что непонимание речи ребенка взрослыми, неприятие собственной речи ведут к трудностям в установлении и поддержании контакта с окружающими, что приводит к вторичному дефекту, который проявляется в искажении развития эмоциональной сферы.

Ключевые слова: Общее недоразвитие речи, тревожность, страхи, произвольность, коррекция, психологическое сопровождение, семейное воспитание.

В настоящее время возрастает количество детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) в совокупности с чрезмерным беспокойством, отсутствием уверенности, эмоциональным дисбалансом. Дети подвержены необоснованным страхам, излишне застенчивы, произвольность поведения имеет отклонения. Из этого следует, что проблема психологического сопровождения детей, имеющих диагноз ОНР в совокупности с отклонениями в эмоциональном или волевом плане, приобретает огромную актуальность и практическую значимость.

Если обобщить детей с подобным диагнозом, удастся отметить примечательные особенности, присутствующие у дошкольников: отсутствие сформированной эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, отсутствие структурированности эмоциональных процессов, чрезмерная активность, раздражение, вспышки ярости, необоснованный страх и беспокойство.

Подобная ситуация объясняется своеобразием формирования поведенческих и личностных особенностей. Под ударом оказываются коммуникативные способности. Серьезные отклонения присутствуют в образовании нравственности, этичности. Детям чрезвычайно трудно наладить контакт с окружающим миром и людьми, проживающими в нем, они могут отдалиться и замкнуться от родственников, так как их ориентированность в нравственно-этических нормах поведения далека от минимального уровня. Если эмоциональная сфера развивается с отклонениями, возникает серьезная психологическая проблема, а именно торможение или остановка личностного становления – формирования системы «Я».

Продуктивность речевой стимуляции определяется огромным диапазоном детерминант. Весомые позиции занимает личная предрасположенность ребенка, воздействие учебы, личностные аспекты. Квалификация и умения специалистов, а также их способность устанавливать общий язык с ребенком, определяют успешность проводимого мероприятия. Алалия, считающаяся тяжелейшим отклонением речевого аппарата, воздействует не только на физиологию, но и психосоциальное функционирование ребенка. То, как дети относятся к одногодкам с отклонениями в речевом аппарате, воздействует не только на когнитивные и мотивационные процессы, в том числе и восприятия, внимание, память и т.д., но и помогает преобразовать поведение в социуме. Считается, что для достижения успеха потребуется проводить множественные оперативные и коррекционные процедуры, подразумевающие детское взаимодействие с различными сферами, позволяющее достигнуть собственных целей, получить полноценное личностное развитие.

Отечественная логопедия взяла «на вооружение» определение «системное речевое и языковое недоразвитие» (на англ. SLU). Алалия относится к таким проблемам, считаясь сложным дефектом развития речевого и языкового аппарата. Стоит заметить, что это отклонения воздействует непосредственно на речь, оставляя нетронутым слуховой аппарат. Мыслительные процессы протекают в прежнем режиме. В основе этого отклонения, а именно алалии, происходит сбой в образовании элементов всей языковой лексической, грамматической и лексической системы, поражается диалогическая и монологическая речь [3;7].

Отклонения, их цикличность, глубина проблемы – все это свидетельствует про уникальные поведенческие особенности, включая негативизм. Это выступает основополагающим отличительным фактором данной категории детей от сверстников [2; 3; 10; 12]. Р. Е. Левина, в рамках своего исследования, выразила подобную мысль в отношении ОНР. С точки зрения ученой, дефекты речевого аппарата не смогут существенно повлиять на психическое и психологическое развитие ребенка. Это отклонение блокирует возможность полноценной коммуникации с окружающими людьми. Подобный аспект провоцирует развитие новых личностных черт – формируется замкнутость, отсутствие уверенности в себе, проявляются негативные эмоции, усугубляющие воздействие неполноценной речи на образование детской психики [11]. Представления о специфичности развития личности, как и об определенных процессах при развитии когнитивной сферы, если присутствуют серьезные отклонения в речевом аппарате, соотносимы с концепцией специфических закономерностей развития детей с речевым дизонтогенезом [9].

Ребенок не воспринимает речь взрослого человека, отторгает собственную речь, что вносит деструктивные черты во взаимодействие с окружающим миром. Это ведет к формированию нового дефекта, но уже психического характера – деформации развития эмоциональной сферы [6]. Взаимодействие с взрослыми людьми и одногодками позволяет сформировать устойчивую эмоциональную сферу. Стоит обозначить ещё одну разновидность тревожность, а именно «речевую тревожность», формирующаяся у детей при условии, что они не могут взаимодействовать с другими людьми, соответственно, так выражается их негативная реакция на происходящее [1].

 И. Ю. Кондратенко провела исследование, в ходе которого рассматривалась специфика развития эмоциональной лексики у детей с дефектами речевого аппарата. Ученая считает, что лексика – обособленная семантическая система, напрямую зависящая от интеллектуального развития дошкольника, сопутствующих когнитивных процессов: мышления, внимания, коммуникативности, мотивации и т.д. [7; 8]. Автор пришла к выводу, что эмоциональная лексика чрезвычайно важна для детей, так как она позволяет взаимодействовать и общаться ребенку со сверстниками. Требуется проводить соответствующие коррекционные работы, чтобы сформировать эмоциональную лексику у дошкольников, имеющих отклонения речевого аппарата. Это поспособствует увеличению их коммуникативных навыков.

Ключевая особенность эмоциональной сферы дошкольников заключается в том, что ребенок начинать демонстрировать различные эмоции, руководить собственным настроением, психика приобретает черты произвольности. Учитывая данные факторы, необходимо выстраивать коррекционную работу, предназначенную для образования и развития эмоционально-волевой сферы у алаликов. С точки зрения Л.С. Выготского, задача коррекционных мероприятий состоит в том, чтобы предотвратить развитие вторичных отклонений [5]. Д.Б. Эльконин полагал, что достигнуть подобного возможно, если активно развивать творческие наклонности дошкольника [11].

Учитывая структуру дефекта, наличие коррекционных возможностей, каждый случай рассматривается отдельно. Для ребенка подбираются специализированные занятия, способствующие его развитию. Занятия с психологическим сопровождением помогают сформировать вербальную и невербальную лексику у детей с ОНР, включая эмоциональную лексику. В ходе занятий подавляются негативные поведенческие особенности, улучшается эмоциональный контакт.

Рассмотрим пример занятия, предназначенного для создания эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР: «Занятие для детей 5 – 8 лет, длительность мероприятия варьируется (в пределах получаса)». Цель состоит в развитии эмоциональной лексики. Ребенку даются базовые познания об эмоциях. Вторая цель заключается в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Задача: научить определять текущее эмоциональное состояние, оперируя лексическими средствами; научить демонстрировать окружающим собственные эмоции, проводить параллели с соответствующей картинкой. Оборудование: пиктограмма, разнообразные изображения, картинки, на которых содержатся стандартные эмоциональные проявления (гнев, испуг, удивление и т.д.), кубик, зеркало. Проведение работы. Ребенок приходит к специалисту. После того, как они обменяются приветствиями, специалист спрашивает ребенка про его настроение.

– У меня такое (улыбается), так как меня ничего не тревожит. Я рада, что ты сегодня пришел ко мне. Покажи, какое настроение сейчас у тебя? (Ребенок, оперируя мимикой, показывает собственное настроение, стоя перед зеркалом.)

– Смотри, что есть у меня! Это кубик, он мягкий. Каждая из сторон отображает определенное настроение. На какой из сторон изображается твой настрой? Покажи еще раз собственно настроение.

– Да, «Улыбка».

– Давай подумает вместе с тобой, когда можно испытать радость. (Рассматриваются картинки с сюжетом, на которых присутствуют ситуации с различными эмоциями. Если ребенок не в состоянии дать характеристику конкретному состоянию, необходимо описать его вместо него.)

Нужно похвалить ребенка, подчеркнуть, что он молодец, справился.

Коррекционные работы могут включать методики личной или семейной консультации, которые позволяют сформировать подходящую атмосферу в семье, где растят детей с отклонениями речевого аппарата. Родители должны принимать активное участие в процессе, они должны верить в собственные силы, воспринимать происходящие события [5].

Если ребенок будет частью реальных, но независимых отношений (к примеру, семья), он сможет сформировать собственную самоидентичность. Исследование научной литературы позволило прийти к выводу, что компоненты, характеризующие проживание в семье как в малой социальной ячейке, сопоставляемые с созданием самооценки, обязательно содержат отношения детей и родителей. Если родители и их чадо смогли найти общий язык, прийти к пониманию, это поспособствует дальнейшей социализации ребенка. Недостаточно просто беседовать или взаимодействовать с ребенком, потребуется сформировать условия для его полноценного психического развития.

В семейном кругу родителям необходимо дублировать занятия, проводимые в детском саду. Необходимо постоянно контактировать с детьми, совершать совместные прогулки, объяснять заинтересовавшие их вещи и т.д.

Образование эмоционально-волевой сферы ребенка зависит от того, какое воспитание будет дано в семье. То, как ребенок будет оценивать себя, зависит от взаимоотношений между детьми и родителями. Активное развитие происходит в результате коммуникативной деятельности. М. И. Лисина смогла доказать это на практике. Детское «Я» формируется на основе совокупности трёх критериев: личный опыт ребенка, его взаимодействие с взрослыми людьми, контакт с одногодками. Эти критерии существенно влияют на детский образ, выполняют различные функции. Значимость функций варьируется с взрослением человека. [1]

Список литературы

  1. Валявко, С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития // С. М. Валявко // Системная психология и социология. – 2014. – № 2 (10). – С. 48–57.
  2. Валявко, С. М. Почему дошкольники с общим недоразвитием речи резистентны к логопедическому воздействию? / С. М. Валявко // Дефектология. – 2009. – № 2. – С. 59–65.
  3. Валявко, С. М. Феномен речевого не­гативизма у детей с алалией / С. М. Валявко, Я. Е. Казьмина // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 22–29.
  4. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М.: АСТ Астрель: Транзиткнига, 2015. – 384 с.
  5. Выготский, Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Сочинения. В 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5 : Основы дефектологии. – С. 196–218.
  6. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / И. Ю. Кондратенко. – М.: Айрис – Пресс, 20015. – 154 с.
  7. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. – 1971. – № 6. – С. 15–19.
  8. Овчинникова, Т. С. Организация управления дошкольным образователь­ным учреждением в системе коррекционного образования / Т. С. Овчинникова, С. М. Валявко // Вестн. ун-та (Гос. – ун-т управления). – 2018. – № 12. – С. 104.
  9. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Про­свещение, 1967. – 368 с.
  10. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
  11. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. – 416 с.