УДК 316

Профориентационные риски молодёжи

Давиденко Валерия Алексеевна – студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются определенные факторы, которые воздействуют на молодежь при совершении выбора профессионального самоопределения. Вопрос профориентации на данный момент является актуальным, поскольку выбор профессии подразумевает неопределенность, которая может сопровождаться рисками, оказывающие значительное влияние на жизнь человека. 

Ключевые слова: Профориентация, риски, самоопределение.

В настоящее время выбор профессиональной ориентации оказывает влияние на жизненное самоопределение молодежи. Риск профессионального самоопределения имеет место быть среди множества молодых людей. Им приходится делать ответственный выбор, с которым будет связана профессиональная карьера, трудоустройство и дальнейшая жизнь в целом. Исходя из этого, профориентационные риски можно характеризовать как вероятные опасности, возникающие в случае неправильно сориентированного направления будущей деятельности человека, приводящее к повторному самоопределению, неопределенности, несоответствию требованиям рынка труда и др.

В процессе социализации каждый индивид погружается в профессионально-образовательную среду, где получает информацию о профессиональной ориентации с помощью СМИ, института семьи, образовательных учреждений. В дальнейшем зачастую каждый сталкивается с выбором высшего учебного заведения, который оказывает влияние на жизненное самоопределение.

Огромный поток информации, ограничения рамками сдачи вступительных экзаменов, страх неудачи, навязывание мнений со стороны близкого окружения, - все это является преградой к грамотному, осознанному выбору профессиональной ориентации.

Также существуют условия, которые влияют на процесс самоопределения личности в будущей профессии. Ими являются: возрастные особенности молодежи, перспективы развития, социальная и экономическая обстановка, взаимоотношения в профессиональном коллективе, материальные трудности и многое другое.

В силу слабой развитости профориентационной системы, выбор происходит слишком поздно. Существует потребность в профессиональной ориентации молодежи, а также необходимость формирования профессиональных качеств в соответствии с интересами молодежи. Поскольку большинство из них ориентируются на престиж тех профессий, которые нужны государству. Зачастую профессия для молодежи необходима для материального благополучия, повышения социального статуса. Именно поэтому большинство из них делает выбор в пользу престижности, статусу ВУЗа и уровню образования. Таким образом, они считают, что им гарантировано трудоустройство. Но, не смотря на престижность, существует риск серьезной конкуренции на рынке труда. И, как следствие, разочарование, отрицательные последствия для личности и общества в целом.

Сознательный выбор осуществляется в условиях отсутствия мотивации и жизненных целей молодежи. Необходима подготовка к осознанному жизненному выбору, который оказывает значительное влияние на все стороны жизни человека. Молодежь находится в узких рамках выбора. Многие не знают о разнообразии профессий или о существовании профориентационных центров, которые с помощью индивидуального подхода к каждому человеку помогают определиться, направить в нужную сферу деятельности.

Риск разочароваться в выбранной профессии также имеет место быть. Это может произойти в случае несоответствия ожиданий с реальностью. Далеко не каждый осмелиться сделать еще один выбор в пользу повторного самоопределения. Другие же будут продолжать свой путь или трудоустраиваться на совершенно другую специальность, где будут недостаточно квалифицированными кадрами. Недостаточный уровень знаний, квалификации обуславливает невозможность конкурировать со специалистами высокого уровня и, как следствие, тяжелый путь для вертикальной мобильности.

Существует также невозможность желаемого выбора в связи с финансовой составляющей молодежи. Многим талантливым, умным личностям приходится делать выбор в силу финансовой возможности оплачивать выбранное направление. Необходимость трудоустройства при самом обучении является причиной недостаточного погружения в учебный процесс. Это возникает в случае материальных трудностей и неуверенности в завтрашнем дне. Поэтому зачастую молодые люди не могут принять верное решение.

Объективные и субъективные факторы, влияющие на индивида и приводящие к определенным рискам, можно изобразить следующим образом:

1

Рисунок 1. Факторы, влияющие на формирование профориентационных рисков.

Таким образом, в жизни каждого человека наступает момент выбора жизненного самоопределения и реализации предпочтений, что происходит слишком поздно в условиях инфантилизма молодежи. Данные обстоятельства могут привести к ложному выбору профессии из-за неправильной профориентации следствием этого возникает риск трудоустройства и не соответствие требованиям рынка труда. Существует противоречие между предпочтениями молодежи и не соответствием их ожиданий, приводящим к определенным последствиям профориентационных рисков.

Список литературы

  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  2. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность. С. 109.
  3. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Учебник — М.: Издат. центр «Академия», 2013.