УДК 159.9
Исаева Елена Анатольевна – аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Аннотация: В статье рассматривается вопрос об оценки предрасположенности личности студента к деструктивному поведению. Проведен обзор теоретических аспектов деструктивного поведения личности. Рассмотрены теории о природе зла, таких философов, как Гоббс, Имануил Кант, Вильгельм Райх и Эрих Фромм. Освещены социально-психологические факторы экстремизма, описаны признаки вовлечения студента в экстремистскую и террористическую организацию. Проведено теоретическое исследование для формирования социально-психологических стратегий предупреждения молодежных экстремистских проявлений.
Ключевые слова: Деструктивное поведение, экстремизм, психопрофилактика экстремизма, социально-психологические факторы экстремизма, девиантное поведение.
В современном обществе с каждым днем все больше внимания уделяется вопросу безопасности личности, в частности, вопросу профилактики экстремизма в молодежной среде. В России вопрос об экстремизме и терроризме стоит очень остро, поэтому все российские вузы начинают внедрять в образовательную систему программы по профилактике экстремизма, так как большая часть преступлений экстремистской направленности совершается людьми до тридцати лет. Исследований в данной области не так много, однако, данная тема в мире набирает обороты и стремительно начинает развиваться.
Современные учёные многих стран мира изучают этот феномен и пытаются понять, что движет молодыми людьми и почему они вступают на путь деструктивного поведения и как следствие переходят к экстремизму.
Данную проблему активно изучали философы XX века.
Так, к примеру, «Вильгельм Райх (1897-1957) австрийский и американский психолог, один из основоположников американской школы психоанализа, ученик Фрейда, написал свою работу «Психология масс и фашизма» (1933), описывая в ней фашизм как определенный тип общественного порядка, который продуцируется «невротическим характером» и коренится в деструктивном слое личности современного человека». [3]
В дальнейшем понятие «невротический характер», фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, стал развивать немецко-американский философ Эрих Фромм (1900-1980). Рассуждая на тему природы зла в человеке, в 1973 году выпускает антропологическую и социально-психологическую монографию, посвящённую причинам человеческого насилия под названием «Анатомия человеческой деструктивности».[6]
В своей работе он утверждал, что человека отделяет от низших существ разум, который дает возможность мыслить предметно, осознавать себя и свое место в мире. В отличие от человека животные живут природными инстинктами, что позволяет им жить гармонично на этой планете. Для человека же свобода от инстинктов порождает чувство изолированности и страха. И все же, человеческую природу нельзя делить на «добрую» или «злую». Стремление человека к разрушению, также равно стремлению к любви.
Э. Фромм показал, что «причина кроется в воздействии на разум именно влечений и желаний, против влияния которых человек не в силах устоять». [6]
Так каким же образом в разумном индивиде просыпается жажда к деструктивному поведению и разрушениям?
Исследований в данной области не так много. Данная тема только набирает обороты и стремительно начинает развиваться. Ученые всего мира изучают этот феномен и пытаются понять, что движет молодыми людьми. Как пол, возраст, вид занятости могут влиять на распространение экстремизма среди молодежи, какие факторы влияют на этот феномен.
Анализ социально – психологической литературы позволяет выделить следующие факторы экстремизма:
Кроме того, для молодых людей свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях социального кризиса является основой для агрессивности и молодежного экстремизма. Поэтому так важно более глубоко проанализировать природу и сущность девиантного и деструктивного поведения молодых ребят.
Психологи вуза задаются вопросом, как сделать оценку предрасположенности личности к деструктивному поведению и экстремизму? Единого психологического портрета экстремиста или террориста нет. Есть лишь общие психологические характеристики.
В целом социально-психологические предпосылки предрасположенности личности студента к деструктивному поведению и экстремизму условно можно разделить на три группы:
Каждому психологу вуза необходимо учитывать эти предпосылки и выстроить свою систему работы, особенно со студентами, которые проявляют агрессию, нетерпимость в отношении других людей.
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
Особенно данная тема очень актуальна в эпоху интернета, с помощью которого террористические и экстремистские группы вовлекают молодежь в свои ряды, поэтому изучение вопроса деструктивного поведения среди молодежи особо значим.
Список литературы