gototopgototop

УДК 159.9

Предрасположенность личности студента к деструктивному поведению: введение в проблему

Исаева Елена Анатольевна ­– аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос об оценки предрасположенности личности студента к деструктивному поведению. Проведен обзор теоретических аспектов деструктивного поведения личности. Рассмотрены теории о природе зла, таких философов, как Гоббс, Имануил Кант, Вильгельм Райх и Эрих Фромм. Освещены социально-психологические факторы экстремизма, описаны признаки вовлечения студента в экстремистскую и террористическую организацию. Проведено теоретическое исследование для формирования социально-психологических стратегий предупреждения молодежных экстремистских проявлений.

Ключевые слова: Деструктивное поведение, экстремизм, психопрофилактика экстремизма, социально-психологические факторы экстремизма, девиантное поведение.

В современном обществе с каждым днем все больше внимания уделяется вопросу безопасности личности, в частности, вопросу профилактики экстремизма в молодежной среде. В России вопрос об экстремизме и терроризме стоит очень остро, поэтому все российские вузы начинают внедрять в образовательную систему программы по профилактике экстремизма, так как большая часть преступлений экстремистской направленности совершается людьми до тридцати лет. Исследований в данной области не так много, однако, данная тема в мире набирает обороты и стремительно начинает развиваться.

Современные учёные многих стран мира изучают этот феномен и пытаются понять, что движет молодыми людьми и почему они вступают на путь деструктивного поведения и как следствие переходят к экстремизму.

Данную проблему активно изучали философы XX века.

Так, к примеру, «Вильгельм Райх (1897-1957) австрийский и американский психолог, один из основоположников американской школы психоанализа, ученик Фрейда, написал свою работу «Психология масс и фашизма» (1933), описывая в ней фашизм как определенный тип общественного порядка, который продуцируется «невротическим характером» и коренится в деструктивном слое личности современного человека». [3]

В дальнейшем понятие «невротический характер», фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, стал развивать немецко-американский философ Эрих Фромм (1900-1980). Рассуждая на тему природы зла в человеке, в 1973 году выпускает антропологическую и социально-психологическую монографию, посвящённую причинам человеческого насилия под названием «Анатомия человеческой деструктивности».[6]

В своей работе он утверждал, что человека отделяет от низших существ разум, который дает возможность мыслить предметно, осознавать себя и свое место в мире. В отличие от человека животные живут природными инстинктами, что позволяет им жить гармонично на этой планете. Для человека же свобода от инстинктов порождает чувство изолированности и страха. И все же, человеческую природу нельзя делить на «добрую» или «злую». Стремление человека к разрушению, также равно стремлению к любви.

Э. Фромм показал, что «причина кроется в воздействии на разум именно влечений и желаний, против влияния которых человек не в силах устоять». [6]

Так каким же образом в разумном индивиде просыпается жажда к деструктивному поведению и разрушениям?

Исследований в данной области не так много. Данная тема только набирает обороты и стремительно начинает развиваться. Ученые всего мира изучают этот феномен и пытаются понять, что движет молодыми людьми. Как пол, возраст, вид занятости могут влиять на распространение экстремизма среди молодежи, какие факторы влияют на этот феномен.

Анализ социально – психологической литературы позволяет выделить следующие факторы экстремизма:

  • потеря надежды на улучшение материального положения среди определенных слоев населения;
  • потеря у людей ощущения своей ценности для государства. Отсутствие возможности качественного участия в политической жизни страны;
  • негативное влияние и популяризация жестокости в СМИ;
  • разрушение моральных и духовных устоев;
  • отсутствие понимания чужих культур и традиций.

Кроме того, для молодых людей свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях социального кризиса является основой для агрессивности и молодежного экстремизма. Поэтому так важно более глубоко проанализировать природу и сущность девиантного и деструктивного поведения молодых ребят.

Психологи вуза задаются вопросом, как сделать оценку предрасположенности личности к деструктивному поведению и экстремизму? Единого психологического портрета экстремиста или террориста нет. Есть лишь общие психологические характеристики.

В целом социально-психологические предпосылки предрасположенности личности студента к деструктивному поведению и экстремизму условно можно разделить на три группы:

  1. социально-психологические особенности макросреды;
  2. индивидуально-личностные особенности человека;
  3. склонности лица к террористической или экстремистской деятельности.

Каждому психологу вуза необходимо учитывать эти предпосылки и выстроить свою систему работы, особенно со студентами, которые проявляют агрессию, нетерпимость в отношении других людей.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

  1. психологу вуза необходимо постоянно анализировать психологический климат студенческих групп, а также создать свою программу по психопрофилактике экстремизма. Держать на контроле студентов с девиантным поведением;
  2. особенности психического развития и положения молодежи в обществе дают основание считать экстремальность базовым свойством поведения и сознания молодежи, которое в ряде случаев способно «вырастать» в экстремизм;
  3. молодежь выступает основной зоной риска, в которой одновременно сосуществует множество предпосылок для возникновения экстремистских установок.

Особенно данная тема очень актуальна в эпоху интернета, с помощью которого террористические и экстремистские группы вовлекают молодежь в свои ряды, поэтому изучение вопроса деструктивного поведения среди молодежи особо значим.

Список литературы

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А.Адлер. – Москва, 1995. – 296 с.
  2. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло*) / К. Лоренц. - М.: Пресс, 1994. - 269 с.
  3. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Университетская книга, 1997.-378 с.
  4. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.
  5. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.,1925.98 с.
  6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - 447 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail