Профилактика девиантного поведения детей группы риска

Дорогунцева Ангелина Васильевна – психолог Центра содействия семейному воспитанию «Радуга».

Аннотация: В современном обществе, в условиях кризиса и изменения моральных и ценностных установок взрослого, число детей и подростков, склонных к девиантному поведению неустанно растет. В статье затрагивается тема профилактики девиантного поведения детей и подростов. Выделяются и описываются характерные особенности детей группы риска. Целью статьи является анализ изучения причин девиантного поведения детей и подростков. Результатом работы стало определение методов профилактики девиантного поведения. Делается вывод, что профилактика девиантного поведения более эффективна при комплексных мерах воздействия.

Ключевые слова: Девиантное поведение, дети группы риска, профилактика асоциального поведения.

В настоящее время, проблема здоровья детей и подростков является одной из самых значимых задач для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: физическое, психическое, социальное и нравственное. Изменение поведения, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний, это и есть девиантное поведение. Вышеизложенное указывает на то, что проблематика осуществления профилактических мероприятий для сглаживания или нивелирования девиантного поведения является значимой и актуальной для общества [3].

В связи с многообразием современного мира и существующих различных угроз каждый ребенок находится в потенциальной группе риска. Проблема усложняется ещё и тем, что развивающаяся личность ребенка не всегда способна противостоять натиску современных взрослых угроз. В этом случае можно говорить о том, что поведение детей приобретает отрицательную направленность. Появляются причины для асоциального поведения. Автор М.Раттер в своих исследованиях отметил, что психологические трудности и временные отклонения от норм встречаются у большинства детей. Вопрос заключается в «мере» этих трудностей [10].

Само слово «норма» в переводе с латинского обозначает образец, предписание. Это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет общество к своим членам с целью регуляции их деятельности и отношений. По мнению Л.С. Выгодского, норма представляет собой отвлеченное понятие и не встречается в чистом виде [5]. Точных границ между нормальным и ненормальным поведение не существует. Нормальное, «здоровое» поведение человека предполагает общение с социумом и окружающими людьми подходящим для данного общества способом и возможность гармоничного становления личности в обществе. Но иногда уклонения достигают таких размеров, что допустимо говорить о ненормальном поведении. Классификация девиантного или отклоняющегося поведения по Е.В.Змановской выглядит следующим образом: [6]

Антисоциальное поведение. Это поведение, которое противоречит нормативно-правовым нормам. К типам такого поведения можно отнести воровство; мелкое хулиганство, насилие над более младшими и слабыми сверстниками и животными; вандализм и порча чужого имущества и т.д.

Асоциальное поведение. Это поведение, которое не соответствует морально-нравственным нормам. Это может быть агрессивное поведение; ненормативная лексика; побеги из дома; систематические пропуски учебного заведения; ложь; вымогательство; и т.д.

Аутодеструктивное поведение. Поведение, которое не соответствует медицинской и психологической норме. К такому поведению принято относить все виды зависимостей (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизм); суицид и т.д.

Но кто же из подростков склонен к девиантому поведению? Кто находится в группе риска? В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о том, кого именно можно отнести к группе находящейся под угрозой. Очевидно, должны быть схожие причины, ведущие к попаданию детей в группы риска. И здесь их выделено немало. Но основные можно разделить условно на четыре группы: биологические, социальные, психологические и педагогические [4].

К биологическим причинам относят причины наследственного характера и врожденные свойства, не входящие в наследственный ряд. Так, например, основные свойства нервной системы такие, как лабильность, выдержанность, сила и т.д. формируются под воздействием наследственных факторов и определяют в дальнейшем психический аппарат человека. Высшие психические функции человека – это тоже есть, во многом, наследственный фактор. Это могут быть различного рода нарушения, какие, как врожденные: слуха, зрение, какие – либо телесные недостатки, психические или психофизические расстройства, нарушение умственного развития.

Группа социальных причин находится, прежде всего, в общественной плоскости. Развиваясь в социально неблагополучной среде, ребенок в соответствии с особенностями своей возрастной «группы» впитывает нормы и ценности этой среды. Соответственно, вынося усвоенные им нормы в общество, там он встречается с отрицательными оценками своих взглядов. Зачастую, его реакция на эти оценки бывает агрессивной. Если к тому же ребенок воспитывался в около - или криминальной среде, у него формируются отрицательные ценностные ориентиры, несовместимые с общественными требованиями. Кроме того, нельзя не отметить влияние телевидения, компьютерных игр и остальных средств массовой информации на детей. Зачастую подросток, ощущая свое одиночество и ненужность, пытается уйти от действительности в виртуальные миры, где он находит свое место. Картины насилия, потоки лжи, демонстрируемые с экранов, оказывают пагубное влияние на неокрепшую психику. Жизненные ценности меняют своё положение, а взрослые, занятые своей жизнью, не всегда могут адекватно реагировать на это изменение. Огромное влияние на попадание подростка в группу риска оказывает и школа. Если ровесники не принимают его или он оказывается изгоем, ему ничего не остается делать, как искать другие группы для общения. Чаще всего он находит таких же детей из деструктивных или криминальных семей, поскольку их объединяет обида на одноклассников [7].

Особое место в этой группе занимает материальное положение семьи. Попадание в группу риска связано как с низким, так и с высоким уровнем достатка. Пьющая или употребляющая наркотики семья, то есть не благополучная не имеет возможности обеспечить элементарные нужды ребенка. Это зарождает у него чувство неполноценности, ненужности, зависти или агрессии и другие отрицательные качества личности [1]. Так как нормальным путем получить удовлетворение своих потребностей не получается, вот он и прибегает к неправовым методикам.

Другой тип, материально обеспеченные семьи тоже несет социальную угрозу своим детям. В таких семьях у подростка на фоне вседозволенности и пресыщения формируется неадекватно завышенная самооценка, что тоже может привести к отторжению его ровесниками. Из этого мы можем понять, что семья – мощный фактор воздействия на ребенка, связанный с физиологическими, психологическими и социальными формами взаимодействия. Если в семье царит насилие со стороны любого из членов семьи, то это с детства травмирует психику ребенка [11].

Психологические причины. К данной группе относятся причины, которые связаны с индивидуальными и возрастными особенностями личности.

Определенный набор признаков, присущих определенному индивиду, такие как: мысли, чувства, воля, потребности, мотивы, желания, интересы, склонности, способности и т.д. В сочетании с разным типом темперамента может содействовать возникновению различных проблем у ребенка. Эти проблемы могут привести к уязвимой группе, а могут и не привести, если условия развития будут складываться благоприятно. Также проблемы возрастной периодизации, ведущие к возрастному кризису, могут привести к патологии в поведении ребенка. У него могут возникать депрессивные состояния, уровень самооценки упасть, появляются проблемы в общении с ровесниками и взрослыми. Опасность этих проявлений заключается в том, что при неправильном поведении взрослых они могут закрепляться в сознании и менять его ценностные ориентиры. А это прямая дорога к группе риска [9].

Педагогические причины возникновения трудностей у детей связаны, прежде всего, с качеством и количеством связей, в которые попадают дети и подростки. Эти связи определяют возможность изменения его личностных качеств и свойств, и, соответственно, возможность изменения своей жизни. Что же здесь толкает подростков в группу риска? Несоответствие ожиданий несовершеннолетнего с действиями социально-педагогических институтов, таких как семья, школа, социум. Неграмотные педагогические действия родителей, учителей, взрослых заставляют его сопротивляться и искать «правду» на стороне, в социуме, на улице.

Рассмотренные причины трудностей, возникающих у ребенка и способствующих его вхождению в группу риска, многообразны и объединены группами факторов: социальными, биологическими, психологическими и педагогическими. Зная все причины трудностей, возникающих у ребенка, а также все формы отклоняющегося поведения можно более успешно осуществлять профилактику девиантного поведения детей и подростков.

Слово «профилактика» произошло от греческого слова «предохранительный» и означает предупреждение нежелательных событий. В основе профилактики лежат действия по устранению причин, способных вызывать какие-либо не желательные поступки.

Задачи профилактики девиантного поведения [8]:

По содержанию меры профилактики могут быть объединены в группы. Выделяется несколько групп: воспитательные, организационные, правовые и досуговые.

Воспитательные меры профилактики возможности попадания детей в группы риска направлены на реализацию основных предупредительных мероприятий, лежащих в плоскости воспитания. Если речь идет о специальных учреждениях воспитательного типа, то эти меры воплощаются в специально разработанных профилактических программах. Учитываются причины возникновения различных рисков, условия стабилизации сознания и поведения детей и подростков, устранение нежелательных факторов, приводящих их в группу риска [2].

Организационные меры предупреждения попадания детей в группу риска предусматривают создание специальных служб, для поддержки уже имеющихся. Основной упор делается на взаимодействие образовательных органов с правоохранительными органами. Но, кроме взаимодействия с правоохранительными органами, социальные службы наделены полномочиями, устанавливать взаимоотношения с родителями, законными представителями, со школами.

Правовой статус профилактических мероприятий очень важен в системе профилактики. Нельзя не отметить, что в работе с детьми и подростками, находящимися под попаданием в группу риска зачастую отсутствует или имеет достаточно низкий уровень правовое информирование семей, имеющих детей, склонных к неправомерным действиям. Профилактические мероприятия помогут в полной мере гарантировать обеспечение всех прав, предусмотренных законодательством РФ.

Досуговые мероприятия в профилактической деятельности направлены на удовлетворение культурных, физических, духовных потребностей детей и подростков. Ограниченность обеспечения несовершеннолетних бесплатными услугами в области досуговой деятельности, не приводит к удовлетворенности, различных потребностей, это сказывается, прежде всего, именно на детях группы риска. Поэтому очень важно, чтобы эти услуги предоставлялись детям в разнообразии и бесплатно.

К методам профилактики асоциального поведения относится: структурная психологическая помощь семье; воспитательные беседы, лекции; образовательные программы;

Психологические консультации. Целями данной помощи является создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей и подростков. Образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга, при предъявлении требований к несовершеннолетним, включение детей в субкультуру сверстников, побуждение к общению вне семьи; создание отвечающих возрасту детей и подростков экспериментов с автономией и независимостью.

Методы, действующие на развитие интеллектуального потенциала ребенка, называются методами формирования сознания. Общая характеристика всех этих методов заключается в том, что они все словесные. Именно слово в них выступает главным инструментом. Словесные методы воздействуют на сознание личности, помогая ей овладевать необходимыми знаниями для формирования нравственных качеств. С помощью данных методов можно формировать у подростка знания о тех нормах и ценностях, которые составляют нравственную основу общества.

Образовательные программы. В задачи программ должны входить: [1]

Основные направления работы здесь следующие:

  1. Специально-психологическое. Задачами данного направления являются: разработка и реализация профилактических программ, направленных на повышение самооценки школьников, профилактика социального неблагополучия, снижение как школьной тревожности и не успешности, так и индивидуальной психологической тревожности и успешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни.
  2. Социально-педагогическое. Необходимо вести в образовательном учреждении пропаганду здорового образа жизни, путем проведения Дней здоровья, турпоходы, «Зарницы» и т.п.
  3. Медико-социальные. Различные плановые беседы, лекции, семинары, видео, презентации, классные часы по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья.
  4. Учебно-методическое. Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов. Создание ситуации успеха на уроках.
  5. Организационно-воспитательное. Привлечение детей разных групп находящихся под угрозой попадания в группу риска к активному участию в школьном самоуправлении и жизни школы. Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями подростка. Формирование коммуникативной среды для творческого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

При этом профилактическая работа должна иметь:

  1. комплексный характер;
  2. адресность;
  3. массовость;
  4. позитивность;
  5. личная заинтересованность и ответственность участников профилактической работы;
  6. устремленность в будущее;
  7. профессиональная компетентность специалистов.

Список литературы

  1. Акмурзаева З.М., Гусейнова И.С. Возрастание роли общества и семьи в свете национальной доктрины образования в РФ // Исторический Бюллетень. 2019. Том 2. №2. С. 23 – 29.
  2. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. – М.:Дата Сквер,2009. – 248 с
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – Просвещение, 1988. —207 с.
  4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением :учеб.-метод. пособие — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  6. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с
  7. Ипатов А.В. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи. – С.-Пб: Речь, 2011. - 111 с
  8. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера»», 2004. 160 с.
  9. Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. Ростов н/Д., Феникс, 2013. – 350 с.
  10. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.: Прогресс, 1987. — 424 с:
  11. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А.Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю.Фальчевская. – Ростов н/Д, Феникс, - 2005. 156 с.