УДК 611:74(075)

Функциональные особенности изображения и шрифта в графическом листе

Баскакова Марина Борисовна – старший преподаватель кафедры Декоративной живописи и графики Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина.

Аннотация: Данная научная статья посвящена роли графического изображения в печатных изданиях. Цель исследования - проанализировать функции шрифта и графики. В статье представлены характеристики различных печатных изданий и раскрыта функциональное взаимовлияние графичных изображений.

Ключевые слова: Шрифт, графика, реклама, плакат, типографика, дизайнер.

Мир современного человека наполнен печатной продукцией - это книги, журналы, газеты, вывески, плакаты, афиши. Поэтому важно уделять внимание художественно-эстетическому оформлению печатных изданий. В этом большую роль играет процесс подготовки студентов-дизайнеров, так как именно им необходимы теоретические знания для правильного понимания композиционного построения листа и компоновки, для решения конкретных художественно-декоративных и смысловых задач при оформлении печатной продукции. Студентам важно знать о стилистическом единстве изобразительно-шрифтовой композиции. Важную роль здесь играют многочисленные функциональные аспекты, наделяющие знаки и изображение различными художественными характеристиками. Этим вопросам уделял большое внимание Фаворский, изучавший законы связи изображения со шрифтом.

Чтобы понять общность графики и шрифта, надо вспомнить их историю возникновения. Свои корни графическое изображение берет из рисунка, возникшего на заре человечества. Уже в XIV-XV веках становится самостоятельным видом искусства, а пик его развития мы наблюдаем в начале прошлого века. Сейчас же - это самостоятельный вид искусства со своими законами построения и задачами. Шрифт - это графический рисунок начертания знаков, которые имеют одну стилистическую и композиционную систему. Форма букв произошла из обобщенных изобразительных знаков, отражавших определенные явления предметного мира. Некогда шрифт и изображение были единой системой передачи информации. Со временем форма букв в процессе эволюции утратила смысл образных ассоциаций и приняла форму графической схемы. По мнению Осетровой Ольги Валерьевны, шрифт является основным инструментом отражения речи, неотъемлемым элементом письменности, выполняя коммуникативную функцию - передача информации от человека к человеку.

Взаимосвязь шрифта и рисунка прослеживается в общем названии: первоначально слово графика обозначало только письмо, а не рисунок. Слияние этих видов графического изображения позволяет эффективно решать формообразующие задачи, так как они несут в себе общие визуальные коммуникации. Эта взаимосвязь возможна благодаря происхождению и общей истории, специфики формообразования. Графическое изображение также, как и шрифт является самым древним средством массовой коммуникации, служит для передачи информации, выполняя в первую очередь языковые функции, являясь носителем информации. Но не во всех графических композициях со шрифтом необходимо учитывать эту функцию. Так например при оформлении книги надо учитывать, что шрифт и рисунок находятся в неразрывной связи между собой, так как они часто располагаются рядом на одной странице и должны быть объединены общим графическим решением (рис.1).

1

Рисунок 1. Обложка к сказке Корнея Чуковского. Иллюстратор Виктор Чижов.

Поэтому графика написания букв должна соответствовать характеру иллюстрации, выполненной в определенной технике - линейной, тоновой, силуэтной и т.д. Графическое изображение доносит до нас визуальную информацию, а шрифт - смысловую. В своей взаимосвязи они друг друга дополняют и обогащают.

Для различных изданий значение шрифта по отношению к графическому изображению бывает разное: чем выше ценность текста, тем меньше используется иллюстрация и наоборот. Так в газетных изданиях при высокой значимости и ценности содержания большое внимание уделяется удобочитаемости текста, следовательно для газет важен экономичный дизайн с акцентом на шрифт, позволяющий манипулировать информацией и ее объемом. Для журналов важен стиль, выделяющий и раскрывающий его собственный уникальный стиль, привлекающий внимание как своим содержанием, так и дизайном оформления, в котором графика играет не последнюю роль. Плакат, в этом отношении, больше всего должен привлекать внимание и для достижения этой цели используются любые приемы, вплоть до полного отсутствия удобочитаемости. Ее функции на себя берет художественное изображение, которое доносит до нас информацию визуально.

В плакате шрифт и изображение выполняют пропагандистскую функцию. Так плакат послереволюционного периода, когда власть укрепляла свои устои, эта функция была главной. Использовалась эстетика простых геометрических форм и утилитарного стиля, подчеркнутой простоты новой пролетарской идеологии. Использовались строгие схематичные композиции, а компоновка изображения была динамична. Надписи становились самостоятельной частью композиции, занимая значительную часть плакатного листа, иногда располагались под разными углами, еще больше добавляя композиции динамичности (рис.2). Позже пропагандистская функция рекламы утратила свою актуальность, начав показывать светлую и красивую жизнь советских людей. Это еще раз доказывает, что графика и шрифт отражают формальные признаки.

2

Рисунок 2. Рекламные плакаты А. Родченко.

Имиджевую и идентификационную функцию шрифт и графика выполняют при оформлении визиток, логотипов торговых марок и эксклибрисов. В этом случае они должны иметь собственное легко узнаваемый и быстро считываемый стиль. Шрифт с графикой находятся в тесном единстве и равной значимости, призваны создавать продуктивные стереотипы, легко узнаваемые и быстро считываемые (рис.3).

3

Рисунок 3. Примеры оформления визиток.

Сегодня, в век визуализационной культуры, сложилось "клиповое сознание", что предполагает активное использование коммуникативных функций графики , выполняя сигнальную функцию (способность привлечь внимание). Эту функцию выполняет и граффити, в котором существует новое направление, относящееся к коммерческой деятельности размещения рекламы (рис.4).

4

Рисунок 4. Пример рекламного граффити.

В рекламе проявляется во взаимодействии сразу три функции: коммуникативная, историко-культурная и имиджевая. Все эти функции одинаково важны и утрата одной из них приводит к снижению восприятия. Визуальный ряд рекламы состоит из шрифта и изображения (орнамент, рисунок, фотография). Отношения, которые складываются между ними влияют на композицию и количественное соотношение шрифта и графики. Визуальная функция рекламы решает две задачи - привлечение внимания и информирование, поэтому изображение и шрифт должны быть подчинены общему пространственному ритму и построены по общим пластическим принципам.

Примером отражения эстетической функции шрифта, перенявшего назначение изображения, является типографика. Использование геометрии написания букв, часто не несущих смысловой нагрузки, при помощи многократных повторений одного знака или его переворачивания создаются те или иные визуальные ощущения, характерные для графического изображения (рис.5).

5

Рисунок 5. Обложка Вэнг Ци-Хонг для «The Crowd».

Исходя из вышеперечисленных функций можно сказать, что шрифт тесно связан с современной графикой. Студентам-дизайнерам необходимо применять правила композиционного построения графического листа соразмерно задачам, продиктованных назначением и видом создаваемого продукта. Применяя на практике эти знания, студент может наиболее ярко выразить форму и содержание любого сообщения, акцентируя положительную ассоциативность. Дизайнер в первую очередь должен определить какую функцию выражает его работа, чтобы наилучшем образом донести информацию. Затем необходимо четко понять, что будет главенствовать в композиции - шрифт или изображение, какое будет соотношение между ними и как они разделят смысловую и эмоциональную нагрузку.

Список литературы

  1. Ученова В.В. История отечественной рекламы. 1917-1990 / В.В. Ученова. – М., 2004.
  2. Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России. СПб: Питер, 2000.
  3. Эмиль Рудер. Типографика. Руководство по оформлению. М.: Книга, 1982.
  4. Захаров Р.А. Типографика в советском рекламном плакате в период НЭПа // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14905.