gototopgototop

УДК 37.013

Некоторые аспекты развитие школы хорового дирижирования в советский период

Труханова Александра Геннадиевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры Хорового дирижирования Московского государственного института культуры.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные этапы становления русской хоровой школы в советский период. Выделяются основные дидактические принципы и методы обучения, которые нашли свое продолжение и в настоящее время.

Ключевые слова: Хоровая педагогика, дирижирование, дидактические принципы, методы.

Процесс становления хорового образования в советский период, формирование педагогических и методических основ хоровой практики проходил в несколько этапов. Идеологической основой советской хоровой системы стали мировоззренческие идеи и положения марксизма, а хоровое пение было признано наиболее демократичной формой общего музыкального образования и просвещения.

В первые послереволюционные годы (1918-1923) важную роль в деле формирования новой системы дирижерско-хорового образования сыграли Народные хоровые академии в Москве и Петрограде, которые были созданы в 1918 году на базе Синодального училища, Регентских классов при Придворной певческой капелле. В условиях коренной реорганизации общего и профессионального образования в стране именно Народные хоровые академии сумели, с одной стороны, заложить фундамент новой советской хоровой школы, с другой стороны, сохранить традиции русского хорового образования, идущего от регентской практики. Они были призваны осуществлять подготовку «инструкторов хорового пения для школ и всевозможных культурно-просветительских организаций» [1, с 56].

В 1923 году происходит реорганизация Народных хоровых академий в хоровые подотделы инструкторско-педагогических факультетов при Московской и Ленинградской консерваториях. Большая часть студентов и преподавателей академий перешла на вновь организованные факультеты, что положило начало высшему дирижерско-хоровому образованию в консерваториях и явилось одним из важных завоеваний советской хоровой школы. Становлению высшего образования способствовал тот факт, что в его создании принимали участие выдающиеся мастера хорового искусства: А.В. Александров, Н.М. Данилин, А.Д. Кастальский, М.Г. Климов, А.В. Никольский, П.Г. Чесноков, которые первыми разработали методические принципы хоровой педагогики, используемые до настоящего времени.

Основная цель педагогического процесса в 1920-1930-х годах была связана с требование эпохи – «приблизить хоровое искусство к массовой аудитории, выявить новые художественные средства, утвердить новые эстетические основы, составить программы специальных курсов и разработать новую хоровую педагогическую систему» [3, с. 134].

В 1940-1950-е годы происходят значительные изменения в области хорового искусства. Наряду с появлением профессиональных хоров (Государственный академический русский хор СССР – руководитель А.В. Свешников; Государственный Московский хор – руководитель В.Г. Соколов и т.д.), активно начинает развивать любительское хоровое исполнительство. Многочисленные хоровые коллективы принимают участие в массовых певческих праздниках, конкурсах, ведут активную концертную деятельность.

Последующее десятилетие 1960-1970-е годы можно назвать расцветом вокально-хорового искусства в России. Появляется большое число новаторских сочинений для хора, расширяется жанровый диапазон хоровой музыки, рождаются новые синтетические жанры с участием хора, по всей стране происходит развитие камерного хорового исполнительства (коллективы под руководством В.Н. Минина, Б.С. Певзнера, Л.К. Сивухина).

Такой заметный подъем хорового искусства в стране непосредственным образом оказал влияние на усиление внимания в подготовке молодых хормейстеров, развитию их исполнительского мастерства и мануальной техники. Необходимо отметить, что новая дисциплина – индивидуальные занятия по технике дирижирования был введен в учебные программы хорового образования в начале 1940-х годов. Основная задача дисциплины заключалось в том, чтобы студент овладел необходимыми приемами мануальной техники дирижирования, которая способствовала раскрытию идейного и художественного замысла произведения. Данный предмет имел ясную целенаправленность обучения – подготовка молодого специалиста к будущей практической работы с хором.

В советской школе хорового дирижирования основной учебной дисциплиной, центром учебно-воспитательной работы, как и в дореволюционный период, являлся Хоровой класс. Важнейшем звеном в системе обучения и воспитания оставалась самостоятельная хоровая практика, проходившая под руководством педагога, который консультировал и направлял работу практиканта как в организационном, так и в методическом плане. Важно отметить, что состав педагогов хоровых отделений состоял преимущественно из практикующих дирижеров, совмещавших педагогическую работу с исполнительской. При активном росте хорового исполнительства появляется большое число самодеятельных хоровых коллективов, базовых хоров в различных кубах, на предприятиях, в учебных заведениях, которыми руководят педагоги высших и средних музыкальных учебных заведений. У студентов была возможность заниматься хормейстерской работой и сдавать экзамен по практике на концертах-смотрах самодеятельных хоровых коллективов.

Цель обучения в советской хоровой педагогики рассматривается в тесной взаимосвязи с дидактическими принципами. Специфика каждой изучаемой дисциплины придает определенное своеобразие проявлению дидактических принципов, которые взаимосвязаны друг с другом. Они выражают закономерности процесса обучения и определяются целями воспитания. Установки делались на творческий характер учебного процесса, развитие активности и самостоятельности студентов, более полную индивидуализацию обучения.

Среди основных дидактических принципов хоровой педагогики следует назвать следующие:

  1. Принцип научности, согласно которому знания, предлагаемые учащимся должны быть научно достоверными, соответствующими современному уровню развития хороведческой науки. К процессу обучения предъявляются следующие требования: 1) находить принципы отбора самого существенного содержания науки для обучения учащихся; 2) обучать диалектическому подходу к изучаемым предметам и явлениям; 3) использовать научную терминологию; 4) методы преподавания должны отражать методы научного познания, при это стремиться к развитию мышления обучающегося и подведению их к поисковой и творческой работе в учебном процессе.
  2. Принцип доступности, который требует соответствия содержания учебного материала уровню подготовки, познавательным способностям обучающегося и соблюдению некоторых дидактических правил: от простого к сложному, от неизвестного к известному, от близкого к далекому.
  3. Принцип систематичности, который предполагает строго определенный порядок в овладении 1) знаниями (усвоенные понятия, выработанные в процессе общественно-исторической практики, результат познания предметов и явлений действительности); 2) умениями (действие, основанное на приобретенных знаниях) и 3) навыками (автоматизированные, закрепленные приемы и способы работы, выработанные путем многократных повторений одних и тех же действий) согласно учебным программам.
  4. Принцип связи теории с практикой, где практика – источник познаний, критерий истины для теории и область применения полученных знаний. В условиях обучения дирижера хора – это применение знаний и навыков, полученных на лекционных курсах, индивидуальных занятиях по дирижированию, чтению хоровых партитур в практической работе с хором.
  5. Принцип сознательности, который предполагает, что учащийся, ясно представляя цели обучения и пути их достижения, понимая задачи и необходимость предлагаемой им работы, должен научиться понимать изучаемый ими материал, анализировать его, четко осознавая смысл усваиваемых знаний, умений, навыков.
  6. Принцип наглядности, при котором представления и понятия у учащихся образуются на основе живого, чувственного восприятия предметов и явлений или их изображений. В хоровой педагогике принцип наглядности используется в различных видах: а) использование реального показа дирижирования; б) использование графического изображения (рисунки, фотографии, примеры нотного текста); в) использование звуковоспроизводящих средств (в настоящее время – видео изображений).
  7. Принцип прочности знаний, умений и навыков, который требует основательности изучения учебного материала, для того, чтобы учащийся смог применить его в различных ситуациях, воспользоваться им в учебных и практических целях. Например, важное значение имеет прочность освоения дисциплины «Хороведение» для проводимой на старших курсах хоровой практики.
  8. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся, а точнее индивидуально-психологических особенностей и их музыкальных способностей, что во многом определяет скорость освоения знаний и сложность репертуара [2, с. 17-24].

Данная система принципов нашла отражение в программных требованиях по каждой специализированной дисциплине.

Среди основных методов обучения дирижера в советской хоровой педагогики использовались следующие: объяснительно-иллюстративный, словесный, художественно-эвристический, репродуктивный, исследовательский.

Немаловажную роль в процессе обучения всегда играла самостоятельная работа учащегося, значение которой не ограничивалось домашней подготовкой к занятиям. Развитие навыков самостоятельной работы всегда служило той основой, на которой воспитываются художественно-творческий потенциал обучающегося, а именно умение самостоятельно решать музыкально-исполнительские задачи, что является необходимым профессиональным качеством будущего хормейстера. Профессиональное обучение учащегося всегда сочеталось с вопросами воспитания необходимых качеств советского человека: трудолюбие, правдивость, чувство ответственности и коллективизма, скромность.

Начиная с конца 1930-х годов постепенно начинают складываться основы теории дирижерско-хоровой педагогики и исполнительства, появляются учебно-методические работы, учебные пособия, первые из которых в большей мере были связаны с практическими вопросами методики работы с хором. Это издание А.И. Анисимова «Работа с самодеятельным хором», А.А. Егорова «Основы хорового письма», особо следует отметить работу П.Г. Чеснокова «Хор и управление им».

В дальнейшем появляется целый ряд работ и нотных изданий, которые стали использоваться в хоровой педагогике: К. Б. Птица «Очерки по технике дирижирования», А.А. Егоров «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин», «Теория практика работы с хором»; К.К. Пигров «Руководство хором», Г.А. Дмитревский «Хрестоматия по хоровому дирижированию», С.А. Казачков «Дирижерский аппарат и его постановка» и др.

Таким образом, советская хоровая школа, с одной стороны, сохранила традиции русского хорового образования, идущего от регентской практики, где основной упор делался на практическое воспитание будущих хормейстеров, с другой стороны, становление теоретических и методических основ хорового обучения позволило найти новые пути развития учебно-воспитательного процесса. Советская хоровая школа имела свой характерный стиль: идейное воспитание и музыкально-просветительскую направленность.

Список литературы

  1. Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденций развития / В.А. Васильев – Л.: Музыка, 1991. – 117 с.
  2. Вахрушев А.В. Основы хоровой педагогики: Учеб. пособие для студентов-заочников дирижерско-хорового отделения / А.В. Вахрушев. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1997. – 166 с.
  3. Касаткина З.А. Развитие хорового искусства в художественной культуре России. Дис... кандидата культурологии / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. / З.А. Касаткина. – Санкт-Петербург, 2013. – 175 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail