УДК 725.8.056
Силуэтная пластика архитектуры как источник создания форм костюма
Заболотская Евгения Александровна – кандидат технических наук, доцент Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
Аннотация: Данная статья посвящена теоретическим вопросам использования пластических возможностей силуэтных характеристик архитектурных форм как средства формообразования костюма. В качестве объекта исследования в работе рассматривается стилистическая взаимосвязь архитектуры и костюма, а предметом исследования - архитектура Японии 60-х годов двадцатого века.
Ключевые слова: Силуэтные линии архитектуры и костюма, общие принципы формообразования, структура формы, проекция сооружения, проектная практика костюма.
Понятие «силуэт» включает в себя многообразное содержание: это и плоскостное изображение объекта, и вид графического искусства. Выразительные свойства силуэта – пластику контура используют в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике.
Силуэт также является главной информативной характеристикой формы костюма и средством выражения моды, поскольку дает возможность наиболее точно знаково описать характерные изменения модных форм в костюме за определенный период времени.
В костюме различают четыре основные группы линий: силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные. Но именно силуэтные линии создают внешнее очертание, контур одежды. Они придают силуэту выразительность, определяют пропорции, способствуют раскрытию замысла, выражают направление моды.
Архитектура в качестве творческого источника во все времена воодушевляла дизайнеров одежды. Это обусловлено тем, что структурная организация как целой формы архитектурного сооружения, так и составляющих его частей создавала визуально уравновешенный и гармоничный образ [1].
Взаимовлияние и взаимопроникновение архитектуры и костюма, действие общих принципов формообразования, на основе которых архитекторы и дизайнеры костюма творят окружающий предметный мир наглядно демонстрирует историческая ретроспектива соответствия форм зодчества формам костюма [2].
Пример вектора сближения костюма и архитектуры, взаимопроникновения их форм наиболее ярко отражает древнегреческий мир. Силуэт человека в задрапированном хитоне напоминает дорическую колонну, а вертикальные складки хитона ассоциируются с каннелюрами колонн. О костюме этой эпохи можно судить по скульптурам, являющимся составной частью композиции архитектурных памятников (рисунок1, а)).
В период готики архитектура явно демонстрирует свое доминирующее влияние на костюм своего времени. Характерные остроконечные арки, узкие и высокие башни и колонны, резные детали нашли свое отражение как в общем вытянутом силуэте костюма, так и в его элементах (рисунок 1, б)).
В эпоху барокко происходит трансформация статичной готической архитектурной формы в сторону динамики. В костюме этого периода также происходит своеобразное горизонтальное «движение»: форма юбки приближается к эллипсу. Подобное направление приобретает и расположение деталей, декора и конструктивных линий (рисунок 1, в)).
а)
б)
в)
Рисунок.1. Примеры пластической взаимосвязи силуэтных линий архитектуры и костюма
а) архитектура и костюм Греции;
б) архитектура и костюм эпохи Готики;
в) архитектура и костюм эпохи Барокко.
Мода XX века, как и в прошлые века постоянно обращается к архитектуре, как к источнику творческого вдохновения. Связь между пластическими силуэтными характеристиками архитектуры, костюма и стилем искусства наиболее интересно прослеживается в архитектуре Японии.
Япония — страна с богатой историей и культурой, и архитектура этой страны проста и отчетлива по своим линиям. 50 - 60-е годы - период поиска наиболее рациональных форм и методов реконструкции послевоенного города [1].
Четкие формы, строгие пропорции, гармония западного и японского стилей характеризуют творчество японских архитекторов этих лет (С.Отани, Т.Оки, Х.Ивамото, К.Танге, К.Маякава). Среди памятников архитектуры этих лет можно отметить здание международных конференций в Киото, Национальный театр в Токио, Ратушу в Курасики, Зал Фестивалей в Токио, Олимпийский комплекс в парке Йо-Йоги в Токио (рис.2, а)).
а)
б)
Рисунок 2. Олимпийский комплекс в парке Йо-Йоги в Токио:
а) общая форма спортивного комплекса;
б) линеарная пластика силуэтов различных проекций комплекса.
Проявление стилевого единства архитектуры и костюма позволяет намеренно проводить поиск силуэтных форм и членений костюма от архитектурного объекта [3]. На основе выявленных линеарных силуэтов различных проекций Олимпийского комплекса в парке Йо-Йоги в Токио студентами специальности «Художественное проектирование костюма» были разработаны фор-эскизы современного костюма. При разработке форм и членений костюма учитывались как силуэтные характеристики объекта, так и размерные закономерности соотношений форм и членений архитектурного источника (рисунок 3, а), б)).
а)
б)
Рисунок 3. а) силуэты форм Олимпийского комплекса;
б) варианты форм костюма на основе системы линеарных силуэтов проекций спортивного комплекса
Список литературы
- Кох, Вильфрид Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Вильфрид Кох; пер. с нем. – М.: ЗАО «БММ», 2006.
- Ковалева, М. Н. Взаимосвязь архитектуры и моды в костюме / М. Н. Ковалева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Вып. 3: Искусствоведение и дизайн / С.-Петербургск. гос. ун-т технологии и дизайна. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2012.
- Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования: учебник для вузов / Т.В. Козлова. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005.