УДК 378. 4

Университет – «дитя средневековой Европы»

Ласкова Наталья Васильевна – кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета.

Аннотация: Статья посвящена дискуссионному вопросу о причинах и предпосылках возникновения университетов в средневековых городах Западной Европы. Рассматривается этимология термина «университет», приводятся примеры концепций о первичном импульсе, повлекшим за собой организацию первых европейских университетов.

Ключевые слова: Средневековье, университет, корпорация, studium generale, Alma Mater, Болонья, Париж.

Одним из важнейших достижений средневековой европейской цивилизации стало возникновение университетов. Действительно, университет - по существу единственный общественный институт, сохра­нившийся в почти неизменном виде на протяжении всех веков его истории, - явля­ется «типичным продуктом средневековья». Не иначе, как «дитя средневековой Ев­ропы» назвал университет современный швейцарский исследователь, главный редактор четырехтомного издания истории европейских университетов, профессор В. Роуг (1918-2015) [6, с. 103]. И для такого утверждения, в целом общепризнанного, имеются убедительные осно­вания.

С одной стороны, вне всякого сомнения, средневековье унаследовало от античности ту основу, на которой строилось образование. Эго были семь свободных искусств - так называемые «тривиум»: грамматика, риторика, диалектика, и «квадривиум»: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. К первым опытам организации научно-фило­софских и этико-политических сообществ, своего рода «протоуниверситетскому образованию», можно отнести Пифагорейский союз, Академию Платона, Ликей Аристотеля, Александрийский музей. В них была сформирована классическая идея образования - сочетание исследования и обучения [1, с. 58].

Вместе с тем, следует признать, что организационные формы университета аналогов ни в классической античности, ни в Византии не имеют. Как сообщество учителей и учащихся, наделённых правами самоуправления, определения содер­жания обучения, проведения исследований, присуждения повсеместно признавае­мых учёных степеней, университет возник в эпоху средневековья в христианской Европе. Такого рода корпоративных формаций и ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, ди­пломами, званиями в античности не было [4, с. 71-72; 6, c. 100].

Поскольку интеллектуальные начала университетского обучения выводи­лись из классической, впоследствии христианизированной традиции, сами средне­вековые университеты предпринимали попытки вывести свою историю еще из времён античности. Так, между 1226 и 1234 гг. в Болонье был подделан документ, в котором утверждалось, что университет был основан в 423 г. импера­тором Феодосием II. Парижский университет считал, что его история восходит к Карлу Великому, в связи с чем он является прямым продолжателем традиций высшего образования Рима. Утверждалось, что Оксфорд ещё более древен: после разруше­ния Трои, когда потомки троянцы завоевали Альбион, с ними вместе сюда прибыли не­сколько философов, которые и облюбовали себе место в Оксфорде. Согласно бо­лее скромному заявлению основателем Оксфорда был Альфред Великий (849 - 899 гг.). Все эти версии, поставленные под сомнения или опровергнутые гуманистами, были связаны со средневековой практикой узаконивания институтов путём утверждения древности их происхождения [6, с. 101; 8].

В современном обществе под университетом принято понимать учебное заведение, предназначенное для обучения уни­версальному знанию и получения образования высшего уровня. Однако первоначально термин «университет» не обозначал конкретного места, где могли бы происходить занятия, и не служил для обозначения совокупности всевозмож­ных предметов обучения. Слово «университет» произошло от лат. universitas (совокупность, общность), которое, в свою очередь, задолго до появления осознающей своё единство совокупности магистров и студентов, применялось для определения групп лиц по роду их деятельности. Как заметил исследователь истории Парижского университета С. Ферулло «в условиях средневековой юридической практики под словом "университет", означающим "гильдия" или "корпорация", понималась любая группа лиц, имеющих коллективный статус и занятых совместной деятельностью любого рода» [9, p. 22]. Так называли любые сообщества, связанные взаимной присягой, корпоративный вид объединения людей, для которого характерны были горизонтальные связи, - в отличие от тех, что основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения [8].

Целый ряд факторов, проявлявшихся в условиях проживания в городской среде, в т. ч. отсутствие безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви, - заставляли людей, готовых обучать, и тех, кто стремился получать знания, объединяться в ас­социации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. Организуясь по образцу ремесленных гильдий, эти ассоциации стремились добиться корпоратив­ности, т. е. утверждённого высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации стату­ты, печати, собственный суд. Борьба за эти права тянулась десятилетиями.

Боло­нья и Париж представляли собой две модели организации, на которые, более или менее, ориентировались другие университеты. В Болонье сформировалась «университас сколарум» - студенческая корпорация, получившая от Фридриха I Бар­бароссы особые привилегии. В Париже возобладала «университас магистрорум эт сколарум» - объединенная корпорация магистров и студентов [5, с. 87].

Процесс закрепле­ния термина «университет» за учебным заведением, дающим особое эталонное знание, произошёл спустя много лет после появления университетов как таковых. Но факт развития высших учебных заведений сразу же потребовал определённого слова для их обозначения в устной и письменной речи. Таким термином стало словосочетание «studium generale». Долгое время его основное значение передавалось лишь словом «студия». В течение ХП в. оно ещё употреблялось в своём первона­чальном значении - «учение», но, начиная с ХШ в. стало также использоваться для обозначения учебного заведения, где это «учение» происходит, и в котором собираются ученые. Нам более знакомо старинное наименование университета - Alma Mater (лат. «питающая, благодетельная мать»). Так, именно этим словом имел обыкновение пользоваться при обращении в своих письмах к городским гильдиям папа Иннокентий IV [2, c. 26; 3, c. 23].

Вопросы о причинах возникновения университетов именно в конце ХII – начале ХIII вв. в Италии, Франции и Англии, о том, какие факторы оказались при этом решающими - до сих пор остаются дискуссионными [7, с. 791].

В числе предлагаемых точек зрения выделялась теория «чистого знания». Профессор Гёттингенского университета Х. Мейнер, чья четырёхтомная сравнительная история университетов была издана в 1802 - 1805 гг., связывал возникновение университетов с идеей о неуклонном развитии человека познающего. Также, появление университета Мейнер объяснял ростом числа независимых преподавателей в ХП в. и успешной борьбой учащихся, осоз­навших свои права и требовавших для себя определённых привилегий.

Сторонников марксизма полагали, что университет не явился реакцией на чистую идею учения. Школы и высшие учебные заведения создавались для того, чтобы обучать людей, которые будут служить господствующим классам. То есть университеты не воспринимались вне идей классовой борьбы.

В 50-е годы XX столетия против «классовой» концепции особенно активно выступил профессор Лейпцигского университета Г. Грудман. Читая открытые лекции, он акцентировал внимание на том, что своим возникновением универси­тет обязан стечению целого ряда обстоятельств, в числе которых и расцвет торговли, и за­рождение денежной экономики, рост городов и совершенствование сельскохозяйственного производства. При этом исследователь отмечал, что сами по себе эти изменения ещё не повлекли за собой возникновение университетов. Потребности в профессиональном обучении, запросы со стороны правительства, церкви, социальной среды также не были первичными детерминирующими факторами, определившими природу университетов как совершенно нового сообщества, как места, где обучение сливается с исследованиями. По его мнению, стимулы к возникновению и распространению университетов заключались в чисто учебных и научных интересах людей, в их желании постичь и познать новое [6, с. 103-104].

Однако и эти взгляды были расценены большей частью исследователей как идеалистические. Достаточно было задаться вопросом: почему при множестве сторонников «чистого знания» в кафедральной школе Шартра, университет возник всё-таки в Париже?

Большинство современных исследователей истории европейских университетов придерживаются точки зрения, согласно которой уже с самих истоков в обра­зовании действовали две противоположные тенденции: с одной стороны, первич­ный импульс, нацеленный на поиск истины, с другой - стремление получить практическую профессиональную подготовку. К университетам был проявлен интерес со стороны разных социальных групп, их называли «рекой, питающей мир», «хранителем ключей от христианства», «стражем на башне христианского мира», «старшей дочерью короля» [8]. Благодаря всему этому и стало возможным появление и существование университета как автономной организации.

Таким образом, университет, как типичное явление средневековой цивилизации, возник под формирующим воздействием самого общества, при определенных экономических, политических и социальных условиях, сложившихся в ряде европейских городов в период классического средневековья.

Список литературы

  1. Жевакина В.В. Модели развития университетского образования // Вестник Дальневосточной государственной академии экономики и управления. 1998. № 1 (5). С. 58 – 60.
  2. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. – 239 c.
  3. Маркова С. П. У истоков европейского университетского образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - Вып. 3. - С. 21-32.
  4. Конкин А. И. Градообразующая миссия университета //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – S. – С. 70 – 74.
  5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней /Перев. С. Мальцевой. Т.2. СПб.: Петрополис, 1997. - 336 с.
  6. Роуг В. Университет как явление средневековой культуры //Alma Mater. - - № 7. - С. 97-109.
  7. Трипольский Р.И. Пролегомены к общей теории университета //Вестник Мурманского государственного технического университета. - - Вып. 4. Т. 17. - С. 790-796.
  8. Уваров П. Ю. Университет //Словарь средневековой культуры
    http://cult-lib.ru/doc/dictionary/medieval-culture/articles/99/universitet.htm (дата обращения 04.06.20)
  9. Feruollo St. Parisius-Paradisius: The City, its School and the Origins of the University of Paris // The University and the City: from Medieval Origins to the Present / Bender T. (ed.). New York, 1986. P. 22-35.