gototopgototop

УДК 94

Проблемы фальсификации истории о Великой Отечественной войне

Илясова Дарья Михайловна – выпускница МБОУ СОШ №9 г. Азов.

Тарновская Мария Эдуардовна – научный руководитель, учитель МБОУ СОШ №73 г. Ростов-на-Дону.

Аннотация: В данной статье описывает результат исследования знаний молодых граждан в возрасте 14-18 лет о Великой Отечественной войне, а также указаны причины фальсификации знаний.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, фальсификация, исследование, рекомендации, история, публикации.

На современном этапе, изучая уровень знаний граждан о Великой Отечественной войне, социологические исследования показали, что уровень знаний находится на низком уровне. Мы провели социологическое исследование и получили следующие результаты. Категория молодых людей в возрасте от 14-18 лет:

  • 60% не могут объяснить в чем разница между ВОВ и Второй Мировой;
  • 80% граждан не знают имена прославленных героев ВОВ (например, Водопьянов, Кожедуб, Маресьев, Панкратов);
  • 90% не знают даты основных крупных сражений ВОВ;
  • 20% считают, что наибольший вклад в разгром Гитлера внесли США и страны Западной Европы.

Данная ситуация, к сожалению, позволяет благотворно развиваться для всевозможных фальсификаций и искажений мировой истории.

Фальсификация истории Великой Отечественной войны осуществляется по следующим направлениям:

1)Ряд историков пытаются переложить ответственность за развязывание войны с западных стран на СССР. Так Виктор Суворов в своей книге «Ледокол» приводит абсурдную точку зрения, о том, что якобы Гитлер был орудием в руках Сталина, используемым для распространения советской идеологии на европейские страны.

В других своих работах Суворов доказывает, что, дескать, не напади Гитлер на СССР, Советский Союз сам бы тогда напал на Германию. При этом автор не использует достоверные архивные источники, ссылаясь на собственные умозаключения.

Однако факты свидетельствуют, что вина за развязывания войны полностью лежит на западных странах, проводивших по отношению к Гитлеру политику «умиротворения агрессора».

2)Вторым направлением является фальсификация итогов Второй Мировой и ВОВ. Его можно разделить на несколько пунктов.

А. Решающий вклад в разгром Гитлера внесли США и страны западной Европы.

Б. СССР победил случайно.

В. Победа СССР привела к развязыванию холодной войны.

А. Аргументация сторонников точки зрения о решающем вкладе западных стран в победу над Гитлером не выдерживает никакой критики и достаточно легко опровергается. Для этого нужно обратиться к простым фактам:

  • Ключевые битвы на западном фронте (Эль-Аламейн, битва за Гуадалканал) не идут ни в какое сравнение со сражениями на восточном фронте: одна только Сталинградская битва по численности солдат и военной технике превосходила все сражения западного и тихоокеанского фронта вместе взятые.
  • Советскому Союзу одновременно противостояло до 201 немецкой дивизии из 217, то есть 70% всей армии вермахта. Нашим союзникам в разное время противостояло всего от 2 – 20 дивизий.
  • В течение всей войны Вооруженные Силы СССР уничтожили, взяли в плен или разгромили 506,5 немецких дивизий и 100 дивизий сателлитов Германии. Союзники на Западе и в Африке уничтожили не более 176 дивизий. То есть СССР уничтожил вражеских войск в 3 раза больше, чем все остальные страны вместе взятые.
  • Кроме того, одна только Брестская крепость продержалась дольше, чем Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания вместе взятые.

Б. О якобы случайном характеры победы СССР в ВОВ пишут многие американские историки. Они ссылаются на «русские зимы», «непроходимые дороги» и прочие несостоятельные аргументы. Но сторонники «случайностей» в истории намеренно забывают, во-первых, о том, что обе армии воевали в равных условиях (суровый климат не делал послаблений ни для немецкой, ни для советской армии), а, во-вторых, что ряд случайностей – это уже будет закономерность. Ведь невозможно «случайно» выиграть все ключевые битвы Второй Мировой войны.

В. Также легко опровергаются заявления некоторых авторов, о том, что, дескать, победив в ВОВ, СССР развязал холодную войну. Факты свидетельствуют об обратном. Потери в ВОВ были настолько катастрофическими, что все силы государства были брошены на восстановление народного хозяйства и борьбу с голодом. Вести гонку вооружений Советский союз был не в состоянии, а вот накопившим силы за время войны Соединенным Штатам эта задача казалась вполне выполнимой.

Несмотря на то, что многие научные факты обоснованы, подобные точки зрения иногда популярны. Это происходит по нескольким причинам:

  1. Доступная литература по ВОВ отсутствует. В США, Англии и Германии сразу же после войны издавались многотомные труды по истории Второй Мировой войны:
  • В Америке была издана серия книг «Армия США во второй мировой войне» (85 томов).
  • В Англии основным изданием такого рода является официальная 80-томная «История второй мировой войны», подготовленная исторической секцией при кабинете министров Великобритании.
  • В ФРГ издается 10-томный труд «Германский рейх и вторая мировая война», который готовит военно-историческая служба бундесвера.
  • В Японии вышла в свет 96-томная «Официальная история войны в великой Восточной Азии», разработанная в управлении национальной обороны Японии.

 В СССР и России ситуация была обратной. Отечественные книги издавались малым тиражом (самая основная работа по данной проблеме – «Великая Отечественная война советского народа (1941-1945 гг.)» вышла тиражом всего в 3 тыс. экземпляров) и стоили очень дорого. Для сравнения, в США издавалась серия карманных иллюстрированных книг по войне, цена которых не превышала 5 долларов.

  1. Публикация не научных исследований, а публицистических сочинений с претензией на сенсацию. Например, книжные прилавки переполнены книгами Виктора Суворова. Да и стоимость подобных трудов сравнительно невелика.
  2. В современном кинематографе отсутствуют качественные фильмы, посвященные войне: картины снимаются на западный манер с большим количеством спецэффектов и постельных сцен, но без какой-либо историчности.
  3. Слабое внимание проблемам ВОВ уделяется в учебных заведениях. Конечно, с формальной точки зрения, на освещение событий войны отводится существенное время: проводятся всевозможные вальсы победы, выставки, конкурсы чтецов и так далее. Но при этом содержательная сторона проблемы явно страдает. То есть, учащимся в доступной для них форме не представляют фактический материал о войне, не раскрывают причинно-следственные связи между событиями и не информируют о ключевых персоналиях. А без знаний элементарных фактов объективное представление об историческом событии, тем более таком масштабном, как ВОВ, выстроить невозможно.
  4. Следующая причина вытекает из предыдущей. Это малое количество часов, которые отводятся на изучение ВОВ. Например, такое же количество часов отводится в средней школе на изучение Древнего Китая.

Для того, чтобы избежать подобные явления, необходимо осуществлять некоторые простые рекомендации:

  1. Необходимо выпускать доступную литературу по ВОВ и связанным с ней проблемам
  2. Обратить внимание на кинематограф, в частности на необходимость снимать больше документальных фильмов, посвященных войне.
  3. Уделять больше внимания изучению фактов и персоналий, связанных с войной, в рамках школьной программы.
  4. Заниматься самообразованием.

Список литературы

  1. Борисенок Ю.А. (Великая Победа и современность. К 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. М., 2010
  2. Великая Отечественная Война. Девствующая Армия. М., 2005
  3. Великая Отечественная. История Великой Победы, 1941-1945гг. М., 2005
  4. Великая Отечественная Война 1941-1945. М., 2012
  5. Залесский К. Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. М.2013
  6. Захаревич С.С. Большая кровь: как СССР победил в войне 1941-1945 годов. Минск, 2009
  7. Кривошеев Г.Ф., Андроников В.М., Буриков П.Д., Гуркин В.В. Великая Отечественная без грифа секретности. М. 2010
  8. Мединский В.Р. Мифы СССР, 1939-1945 М., 2011.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail