gototopgototop

УДК 930

Эмиграция крымских татар в конце 19 в. начале 20 в.

Гафаров Эльдар Асанович – студент факультета Истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Особую значимость имеет исследование исторического прошлого крымскотатарского народа и, в частности, одной из наиболее драматичных страниц истории Крыма – эмиграционных движений крымских татар в Турцию. С конца XVIII до начала ХХ века прошли несколько эмиграционных волн, которые кардинально изменили национальный состав населения Крыма и оказали серьезное влияние на развитие экономики и культуры, как Крымского региона, так и самого крымскотатарского народа.

Ключевые слова: Крымскотатарский народ, эмиграционные волны, эмиграция.

Население полуострова было многонациональным. На время присоединения Крыма к Российской империи наибольшую этническую группу составляли крымские татары. Города, расположенные на побережье, были населены преимущественно греками, евреями и армянами; горные районы – караимами, степи вблизи Перекопа – ногайцами. Степная часть Крыма постоянного населения в ХVIII в. почти не имела.

Представим хронологические рамками эмиграционных движений крымских татар. Исследователь Г. Бекирова [1] называет следующие даты первых трех волн эмиграции:

  • первая – 1784-1800 гг.;
  • вторая – 1800-1812 гг.;
  • третья – 1854-1862 гг.

Следующие волны эмиграции крымских татар более четко определяет Д. Золотарев [5]:

  • четвертая – 1873-1877 гг.;
  • пятая – 1892-1894 гг.;
  • шестая – 1901-1904 гг.

В контексте темы нашей статьи нас будут интересовать третья – шестая волна эмиграции крымских татар.

Среди причин третьей эмиграционной кампании крымских татар различные авторы называют их религиозный фанатизм, низкий культурный уровень, националистические тенденции, нежелание отбывать воинскую повинность, страх перед возможной депортацией во внутренние губернии империи и т.п. [6]. Упразднение крымскотатарской воинской части было воспринято крымскими татарами как оскорбление и нарушение императорского обещания. Гораздо позднее, в это мнение озвучил О. Акчокраклы в статье «Военная служба крымских татар» в 1917 г., опубликованной им под псевдонимом «Солдат» в газете «Голос татар»: «Неизвестно, играла ли роль в расформировании татарской стрелковой роты антитатарская политика всесильных тогда Победоносцева и компании, или же это было сделано по иным каким-либо военно-техническим соображениям. Но последствием упразднения этой роты было массовое переселение крымских татар в Турцию, которые никак не могли согласиться с тем, чтобы великое государство или цари изменили своим торжественно данным обещанием о том, что татары будут нести военную службу в отдельных частях. Бессмысленно строгий режим в полках того времени, кормление солдат-татар свининой, обязанность становиться на молитву наряду с православными с обнаженной головой перед иконостасом, отсутствие при полках магометанского духовенства, пение солдатских песен, в коих очень часто упоминается оскорбительное для татар слово «бусурмане», – все это вместе взятое, усилило дезертирство среди татар и переселение их в Турцию» [8].

 В то же время ряд авторов считают эмиграцию крымских татар результатом прежде всего тяжелого материального положения, связанного с безземельем и злоупотреблениями со стороны российских чиновников.

Земли, отобранные у татар, распределялись среди российских помещиков и переселенцев, а также среди многочисленных спекулянтов землей и недвижимостью. При этом они нередко передавались новым владельцам почти совсем бесплатно, либо за символическую плату 1 руб. за 6 десятин земли [7].

Официальную статистику третьей волны эмиграции со ссылкой на «Памятную книжку Таврической губернии на 1867 год» передает Ю.Янсон. Число эмигрировавших крымских татар определено в 181177 человек. В Перекопском уезде опустело 278 селений, в Евпаторийском – 196, в Феодосийском – 67, в Симферопольском – 24 [9]. Современные исследователи приводят несколько иные данные, по которым число эмигрировавших в Турцию крымских татар в 1860-1863гг. составило 192360 человек; совсем обезлюдели 784 татарских села и аула Таврической губернии [1].

Четвертая эмиграционная волна 1873-1877 гг. была связана с введением в стране всеобщей воинской повинности, которая распространялась и на крымских татар, освобожденных ранее от принудительных рекрутских наборов. По подсчетам Д.Золотарева, в этот период эмигрировало в Турцию от полутора до трех тысяч крымских татар [5].

В 1892 году правительством была отменена часть льгот, установленных в 1874 году относительно прохождения крымскими татарами военной службы. Это привело к подъему новой – пятой эмиграционной волны. В 1893-1894 гг. Крым покинули около 3 тысяч крымских татар [5].

Шестая волна эмиграции оказалась самой массовой за предыдущие треть столетия: в 1901-1904 гг., по подсчетам Д.Золотарева, в Турцию выехало около 18 тысяч лиц [5].

Крымскотатарская эмиграция в Османскую империю в конце XVIII – начале XX в. стала одной из самых драматичных и ключевых событий в истории Крыма исследуемого периода. Почти полтора века продолжались переселенческие волны, которые достигли своего апогея в начале 1860-х гг. Именно в это время границы Таврической губернии покинуло около 2/3 всех крымских татар (более 40% тогдашних жителей полуострова), большую часть которых составляли безземельные крестьяне. Масштабность этого явления отразилась на благосостояние всего региона, приведя к экономическим, социальным и демографическим изменениям в регионе. Так, среди последствий эмиграции начала 1860-х гг. Можно назвать потери региона особенно центральных и северных районов:

  • упадок сельского хозяйства;
  • острую нехватку рабочей силы;
  • рост цен на продовольствие;
  • снижение цен на землю;
  • изменение этнического лица региона.

Начало 1860-х гг. характеризовалось высоким показателем количества переселенцев за всю историю крымскотатарских эмиграционных волн конца XVIII – первой половины XX в. Почти сразу после массовой эмиграции, что происходило в Крыму в течение нескольких месяцев, с весны по осень 1860, кое-кто начал возвращаться назад. Как отмечал исследователь этого вопроса Б. М. Вольфсон [2]: «Небольшими группами, на парусных судах, иногда даже в лодках прибывали к крымским берегам семьи эмигрантов, которые покорно просили назад в Крым на любых условиях». Естественно, что процесс возвращения на места своего прежнего проживания прямо зависел от условий и обстоятельств, с которыми переселенцам пришлось столкнуться на чужбине.

Список литературы

  1. Бекирова Г. Проблема эмиграций крымских татар в российской исторической литературе XIX в. – 30-x годов XX века // Режим доступа: http://www.kirimtatar.com/Researches/1783.html.
  2. Вольфсон Б.М. Эмиграция крымских татар в 1860 г. – С.195.
  3. Государственный архив в Республике Крым – Ф.3. – Оп.1. – Д.27. – Л.1.
  4. Зінченко Ю. Кримські татари: Історичний нарис.– К.: Голов. спец. ред..літ. мовами нац. меншин України, 1998.– С. 52.
  5. Золотарёв Д.Ю. Из истории эмиграции крымских татар в Турцию в начале ХХ века. // Проблемы политической истории Крыма. – Выпуск первый. – Симферополь, 1996. – С. 10 – 13.
  6. Маркевич А.И. Переселение крымских татар в Турцию //Известия АН СССР.– Л., 1928.- No 4.С. 375-405
  7. Мочанов А.Е. Борьба царской России и Турции за обладание Крымским ханством. – Симферополь, 1929. – С.61
  8. Шем А. Мария Розанова и Александр Пятигорский о крымских татарах // Независимая газета. 19 июня 2002. №119(2673). С.10.
  9. Янсон Ю. Крым. Его хлебопашество и хлебная торговля.– СПБ., 1870.– С. 8.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail