История становления японской автомобильной промышленности

Волошин Даниил Дмитриевич – студент Дальневосточного федерального университета

Протченко Елизавета Дмитриевна – студент Дальневосточного федерального университета

Аннотация: В данной статье рассматривается история становления японской автомобильной промышленности. Затрагиваются ключевые даты в развитии японских автомобильных брендов Тойота, Ниссан, Хонда на мировом рынке, а также приводятся причинно-следственные связи между процессами и явлениями, сопровождавшими становления автопрома Страны восходящего солнца напрямую и косвенно. В статье также приводятся реальные примеры и ключевые данные из статистики, связанной с рассматриваемым процессом.

Ключевые слова: Автомобильная промышленность, автопром, автомобиль, Япония, бренд, рынок, Тойота.

Автомобильная промышленность Японии сегодня считается одной из самых мощных мировых отраслей производства. Но так было не всегда. Такому успеху предшествовали годы планомерного и продуманного развития, а также удачное стечение обстоятельств и в каком-то смысле везение.

Трудные 1950-е. После окончания войны, Япония находилась в крайне тяжелом состоянии. Промышленность была разрушена, дороги отсутствовали, а население могло позволить себе из личного транспорта – разве что только велосипед. Кроме того, всемирно известная сегодня Toyota стояла на грани банкротства, в 1950-м году ей удалось выпустить всего 300 машин. Для выхода из кризиса, компания взяла кредит на жестких банковских условиях. Согласно им, на заводах проводились масштабные сокращения, что вызвало недовольство японских профсоюзов, что делало ситуацию крайне тяжелой. Но вскоре война в Корее подарила неожиданный шанс наладить положение, армия США нуждалась в грузовиках и заключила с Тойотой крупный контракт на закупку и последующее их обслуживание. Благодаря этому Тойота была спасена.

Затем В 1955 году, японское правительство ввело ограничения на ввоз импортных автомобилей, и японские производители вдохнули полной грудью и смогли увеличить выпуск техники, в основном это были коммерческие автомобили и мотоциклы. Дело в том, что на мировом автомобильном рынке в то время господствовал американский Ford, именно автомобили этого бренда ориентировались первые инженеры автомобильных брендов. Стоит отметить, что годом ранее, в 1954 году, прошел первый Токийский автосалон, который заронил зерно будущей автомобильной культуры в стране.

Становление промышленности – 1960-е. В эти годы состояние внутреннего автомобильного рынка стало налаживаться, но в начале 60-х японский автопром всё еще не воспринимался всерьез на мировом рынке. На экспорт приходилось всего 3,1 % произведенных в стране автомобилей. Это было, вероятно, связано с тем, что японцев воспринимали как подражателей Форда, не способных создать что-то оригинальное, своё. Между тем, такая репутация возникла не на пустом месте. К, примеру, разрабатывая Toyota AA 1936 года, инженеры Тойоты копировали своих американских коллег вплоть до взаимозаменяемости некоторых деталей.

Тем не менее, производители понимали, что внутренний рынок растет не так быстро и его необходимо стимулировать - наладить экспорт авто в западные страны, особенно в США, чтобы создать конкуренцию конгломерату Форда. В октябре 1957 года Тойота открыла первый дилерский центр в Голливуде. Спустя год Тойоте удалось продать 287 седановToyota Crown и один Land Cruiser. В 1959-м вслед за Тойотой на западный рынок вошла Хонда (в то время ещё как бренд, производящий мотоциклы), а еще спустя год заявил о себе Ниссан. Таким образом было положено начало.

За десятилетие, японцам удалось закрепиться в нише дешевых и простых автомобилей (при этом уже тогда качество было на высоком уровне). Японские автомобильные бренды тогда развивались параллельно в США и Европе. К 1965 году, по количеству выпущенных автомобилей в мире Тойота стала 11-м по величине автопроизводителем, а Ниссан – 14-м. В суммарном объеме к середине 60-х Япония производила автомобилей больше чем Франция.

1970-е – японский автопром выходит на новый уровень. Настоящий подарок судьбы японцам принес нефтяной кризис 1973 года. Из-за большого повышения цен на бензин, спрос на тяжелые и «прожорливые» американские модели стремительно сократился. В то время, как японские производители предлагали качественные, надежные и экономичные автомобили. В то время, особым спросом пользовались такие японские модели, как: Toyota Corolla и Coron, Nissan 1200 и Honda N600.

К 1975 году, Toyota стала ведущим экспортером импортных автомобилей в США, превзойдя Volkswagen, а к 1979 году в мире ежегодно продавалось более 2 млн. японских машин в год.

«Золотая эпоха» 1980-1990-е гг. Начало 80-х боссы японских компаний встретили с оптимизмом. Продажи по всему миру росли, но существовало и несколько проблем. Японские автомобильные компании получили репутацию производителя качественных машин, но их внешний вид был скучен, а в модельном ряду не хватало спортивных и премиум-класса моделей. Тогда японские компании занимались лишь средне-бюджетный и бюджетный сегменты рынка, и создание таких моделей позволило бы им войти и укрепиться в дорогом сегменте рынка.

Экономические реформы, начатые в 60-х дали свои плоды. По темпам экономического развития (ВНП), Япония в 1966 году опережала Великобританию, ФРГ и Францию в 1967 году, а в 1970-м вышла на третье место, сразу за США и СССР. В данный период росла не только тяжелая промышленность и автомобилестроение, но и индустрия электроники, робототехники, химической промышленности и т.д. Иными словами, все те отрасли, которые косвенно влияли и на автомобилестроение. Стоит также отметить, что с ростом экономики, улучшался и уровень жизни японцев, что позволило успешно продавать дорогие премиум-класса модели на внутреннем рынке. Кроме того, стремительно богатеет местное население, что позволяет успешно продавать дорогие высокотехнологичные автомобили (средняя цена на легковой автомобиль увеличилась с 1,1 млн йен до 1,6 млн йен).

Наряду с традиционными компактными автомобилями, в модельных рядах японских брендов появились и премиум, и спортивные модели. На внутреннем рынке образовалась сильная конкуренция, каждый бренд старался предложить потребителю всё более новый, качественный и технологичный авто. Именно японцы в машинах тех лет придумали и разработали многоклапанный двигатель с турбонаддувом, полноуправляемое шасси 4WS, полный привод, климатическую систему и многое другое. Японские компании также придерживались стратегии по повышению надежности и качества. Сверхнадежность была отличительной чертой японских машин тех лет и даже сегодня «Made in Japan» напрямую у многих ассоциируется с качеством.

Следующей вехой в истории автомобильной промышленности страны восходящего солнца является развитие люксовых суб-брендов. Так в 1986 году Хонда открыла всемирно известное премиум-подразделение Acura. В 1989 году Тойота последовала этому примеру и создала Lexus, а Ниссан, в свою очередь, – Infiniti. Данные бренды были нацелены на конкуренцию с автомобилями высокого класса от американских и европейских брендов. Во многом данный вектор развития оправдал себя, данные премиальные бренды пользуются популярностью. К примеру, сегодня Lexus занимает 4-е место по продажам в мире среди премиального сегмента рынка.

В 1989 году Япония произвела 13 млн. автомобилей, из них на экспорт 6 млн, а это 46% машин. К началу 90-х японский автомобиль считался сверхнадежным, комфортным и богато оснащенным, но в то же время доступным. Между тем, японский автопром стал одним из лучших в мире не сам по себе. Планомерная и продуманная работа инженеров, маркетологов и правительства, сделала Японию мощнейшей автомобильной державой на долгие годы.

Список литературы

  1. JAMA «The Motor Industry of Japan 2010». URL: jama.or.jp.
  2. Nippon 2010. Business Facts and Figures. , 2010.
  3. Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Маркарян С.Б. История Японии XX века. М., 2007.
  4. Бикс Герберт. Хирохито. Создание современной Японии. М., 2002.
  5. Japanese-brand Vehicles in America: Freer Trade, Greater Growth, More Jobs. – JAMA, November 2013.