УДК 94

Кадровая политика Петра I, ее последствия и значение

Дзестелов Олег Муратович – слушатель Академии управления МВД России.

Аннотация: Статья посвящена детальному анализу петровской «Табели о рангах» и рассмотрения значения данного документа в формировании последующего российского чиновничества. Важность изучения «Табели о рангах» и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что данный закон выступил главным управленческим документом, который всего лишь при нескольких реформах, смог преобразовать государственный аппарат страны и просуществовать вплоть до 1917 года.

Ключевые слова: Табель о рангах, Петр I, государственный аппарат, государственная служба.

Решительные преобразования в жизни нашего государства были связаны с именем Петра I. В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Ключевым итогом преобразований было утверждение абсолютизма в России. При Петре I страна полностью не смогла преодолеть определенную отсталость в развитии, но она все-таки сделала рывок вперед практически во всех сферах жизни общества. И одним из важнейших результатов данных реформ представилось создание такого исторически значимого управленческого документа, как «Табель о рангах» 1722 г.

Реформа государственного аппарата началась в 1717-1718 гг. и в это время Петр I составляет специфическую программу предстоящих преобразований, в которой определяется число и компетенции коллегий. Вследствие этого в каждой коллегии назначается свой президент, который вправе выбирать себе подручных. Данная концепция управления государственного аппарата была широко распространена во многих европейских государствах. Но образцом же выступило шведское государственное устройство. Петр I использовал шведский опыт на всех административных уровнях, но при этом вносил обусловленные особенностями устройства российского общества структурные изменения. Некоторые изменения так и не затрагивали всю суть дела, а несли скорее поверхностный характер [2].

Безусловно для проведения любых реформ, Петр I как настоящий реформатор исходил из традиционных представлений о роли самодержца в России и придавал огромное значение писанному законодательству. По его мнению, по-настоящему грамотно составленный закон, вовремя изданный и осуществленный в жизнь, может в корне преобразовать общество и дать толчок для дальнейшего развития страны. Именно в этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью более сложного метода управления, а именно - бюрократической машины [6].

В 1711 г. создается Правительствующий Сенат (1711 г.) и коллегии (1717 г.), заменяющие Приказы. Благодаря этому появляется новая система центральных органов государственного управления, которая заключается в соединении обязанностей чиновников, повышении оперативности принятия различных независимых решений, которые в конечном счете смогут снизить уровень казнокрадства в стране. Вследствие чего 28 февраля 1720 г. издается «Генеральный регламент» одна из так называемых предпосылок «Табели о рангах», определяющая организационное устройство коллегий и их делопроизводство. Данные нововведения в лице проведения реформ центрального и местного управления требуют новой организации всей огромной системы гражданской и военной государственной службы [1].

А. И. Остерман подготовил проект, который Петром I был лично проработан и отредактирован, и внесен на рассмотрение в Сенат. Таким образом, 24 января 1722 г. Петр I подписал знаменитую «Табель о рангах».

«Табель о рангах» - законодательный акт, который определял порядок прохождения службы чиновниками. Его рассмотрение через призму времени имеет неоценимое значение для понимания эволюции государственной службы и современного устройства чиновничества. В частности, принятие «Табели о рангах» стало определяющим фактором окончательной отмены системы местничества [5].

Первоначально закон состоял из собственно Табели (Таблицы) чинов и поясняющих статей. За нарушение закона взымались высокие штрафы равные двухмесячному доходу нарушителя. В каждой из категорий было 14 разрядов (классов) строго соотнесенных между собой для военной и гражданской службы. Каждый человек (в том числе и знатный) должен был начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав.

Женщины также попадали в систему «Табели о рангах» - либо со стороны супругов и отцов, либо благодаря придворной службе, именно в этих случаях любая дама или девица могла получить какой-либо ранг. Стоит также отметить, что на военной и гражданской службе женщин не было.

«Табель о рангах» была принята как государственный закон, который был в силах создать иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных чиновников, военных и придворных. Любой чиновник мог с 14-го класса получить личное, а с 8-го - потомственное дворянство. Таким образом, «Табель о рангах» в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий [7].

Социально-политические потребности были основной причиной в издании «Табели о рангах». Так как уже на рубеже XVII и XVIII вв. аппарат страны требовал выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для создания профессионально и социально выделенной группы государственных служащих. С другой стороны, происходило увеличение компетентности деятельности государственной власти на правовом уровне, вследствие чего произошло повышение роли законов как актов оформления политической воли императора и главного источника права, которые должны были выполняться всеми его подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии [4].

Вот так, Табелем о рангах 1722 г. была формально зафиксирована организация гражданских чинов, которая подразделялась 14 классов. К наивысшим званиям (1-5-й классы) были причислены: канцлер, действительные тайные советники, генерал-прокурор, президенты коллегий и штатс-конторы, тайные советники, обер-прокурор, герольдмейстер, генерал-рекетмейстер, обер-церемониймейстер, обер-вальдмейстер, вице-президенты коллегий, генерал-полицеймейстер, генерал-почт-директор, архиатер. Рангом пониже расположились советники в коллегиях, надворные советники, асессоры в коллегиях, титулярные советники, секретари коллегий, секретари в губерниях, сенатские регистраторы, коллежские регистраторы и т.п.

В целом по 14 категориям Табеля о рангах было распределили 96 гражданских чинов. Из числа показанных штатских званий символически можно сделать акцент на шести группах: общегосударственные (33), горные (7), чины в Сенате (7), в коллегиях (24), в резиденции (императорского двора) (10) и в губерниях (15). В порядке очереди общегосударственные звания тоже примерно можно разбить на более небольшие категории по специальным ведомствам, между тем определенные категории включали в себя по одному званию, и это не имело никакого фактического значения. 22 чина из 96 являлись заурядчинами, другими словами занимавшие их фигуры обладали надлежащим рангом исключительно в период исполнения настоящей должности. При сокращении или переходе на иное место работы государственный служащий терял все привилегии, соответствующие этому чину. К подобным званиям принадлежали: президенты и вице-президенты в надворных судах, воеводы, ландрихтеры, комиссары, казначеи, асессоры в надворных судах в губерниях и в провинциальных судах, камериры, ратманы, почтмейстеры и т.д. В этом случае один чин относился к 6-му классу (президент в надворном суде), и один чин относился 7-му классу (вице- президент в надворном суде), оставшиеся же 20 заурядчинов принадлежали к 8-14-му классам по Табелю о рангах.

Анализ выявил, что до Табеля о рангах не существовало конкретной концепции чинопроизводства в невоенных чинах, тем не менее государственная служба имела необходимость в значительном объеме званий всевозможных классов. Пункт 13 Табеля о рангах определял присваивать по необходимости подходящие чины, не считая предыдущие, впрочем, ранг по предоставленному чину, с соответствующими социальными привилегиями, следовало выслужить определенным количеством лет. За выполнением настоящего раздела Табеля наблюдали фискалы во главе с обер-фискалом.

Этот критерий вводился на время, в перспективе же предписывалось в каждом объединении иметь по 6-7 коллегии юнкеров 14-го класса по Табелю о рангах с целью обучения внешней и внутренней торговле, правосудию, и экономики, которым в будущем давали вышестоящие чины.

В Табеле предусматривалась допустимость оформления в чиновники и без специального обучения, подобных оформляли в титулярные коллегии юнкеры без приобретения звания, при этом чин действующего коллегии юнкера можно было получить титулярным коллегии юнкером исключительно после надлежащей выслуги лет (3,5 года против воинских чинов): год до капральского чина, год до сержантского чина, 1 год 6 месяцев до первого офицерского чина.

Таким образом, система прохождения службы в штатских чинах должна была походить на военную. Прямым подтверждением этому является указ 1722 г., которым предписывалось во всех коллегиях составить регламенты по примеру Адмиралтейского регламента. Это же подтверждает и частое наименование любых чинов по рангам воинских чинов. Так, в указателях к Полному собранию законов встречаем: «Сроки и порядок производства в Коллегии Юнкеры и в первые Офицерские чины статской службы. Получение не дворянином Обер-Офицерского чина статской службы, не дает дворянства его детям». О ведущей роли офицеров в государ­ственных делах в начале XVIII в. говорит тот факт, что до избрания государственного фискала при Сенате в 1721 г. ежемесячно назначался один из штаб-офицеров гвардии. Штаб-офицер должен был следить за тем, чтобы члены Сената исполняли свои должности согласно инструкциям, с правом ареста чиновников.

Высшим гражданским чином в Табели о рангах 1722 г. был определен канцлер (1-й класс). В средние века канцлером называлось высшее должностное лицо, которое готовило государственные, преимущественно дипломатические, акты и хранило государственную печать. Первым канцлером в 1709 г. стал граф Г. И. Головкин.

Среди высших гражданских чинов в 5-м классе Табеля о рангах находится ряд чинов различных ведомств.

Для должности главного начальника почтового ведомства Петр I учредил чин генерал-почт-директора (5-й класс по Табелю о рангах). Первым высший почтовый чин получил П. П. Шафиров, руководитель русской почты в 1701-1723 гг. Почтмейстеры в губернских городах также получили классные чины: почтмейстер в Санкт-Петербурге и в Риге получил чин 13-го класса, почтмейстеры в Москве и других губернских городах - 14-го класса.

Контроль за сооружением государственных строений осуществляло специальное учреждение, во главе которого стоял директор от строений - 5-й класс по Табелю о рангах. При Петре I этот чин носил У. А. Сенявин.

Чин обер-вальдмейстера (главного надзирателя над лесами) установлен Табелем о рангах 1722 г. в 5-м классе. В табель также вошли чины лесного управления: надзиратель лесов (8-й класс) и форштмейстер (12-й класс). В этом же году указом Петра I уточняется, что в подчинении главного вальдмейстера находятся вальдмейстеры в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Воронеже, Рязани, Брянске, Новгороде, Смоленске и в Муроме. В помощь вальдмейстерам были введены чины унтер-вальдмейстеров. Вальдмейстерские чины находились в ведомстве Адмиралтейств-коллегии. Первым обер-вальдмейстером назначен П. С. Глебовский, особо он должен был следить за заповедными лесами, годными к корабельному строению.

Следует отметить, что чин руководителя российской полиции - генерал-полицеймейстера - был внесен Петром I в группу статских чинов (5-й класс). Данный чин учрежден в 1718 г., первым генерал-полицеймейстером был назначен А. М. Девиер.

Необходимо подчеркнуть, что к группе статских чинов в 1722 г. отнесены чины распорядителей дворцовых церемоний: обер- церемониймейстер (5-й класс) и церемониймейстер (7-й класс). В дальнейшем данные чины переведены из группы статских в придворные и повышены в классах. Так, на конец XIX в. чин обер-церемониймейстера значился во 2-м классе придворных чинов (если чиновник имел также другой чин 2-го класса) или в 3 классе, а чин церемониймейстера - в 5-м классе. В 1725 г. чина обер-церемониймейстера был удостоен Ф. М. Санти.

Стоит отметить, что государственная служба в дореволюционной России была одной из самых совершенных в мире, она также отличалась своей действенностью. «Табель о рангах» является исторически значимым документом, потому что его появление стало основополагающим явлением в дальнейшем развитии российского чиновничества и самого процесса управления государственного аппарата, а также делопроизводства [3].

«Табель о рангах» — это весьма удачная попытка систематизировать государственную службу. Безусловно, у данной системы были свои разногласия и противоречия, но система работала и весьма удачно. Ведь не зря по уровню профессионализма и компетентности отечественных чиновников, российская государственная служба была одной из самых совершенных и действенных в мире.

Данная система просуществовала 195 лет вплоть до 1917 года, вследствие чего «Табель о рангах» на своем примере показал, как грамотно составленный управленческий документ сможет полностью преобразовать и видоизменить всю структуру государственного аппарата страны, за которым стояли не только политические преобразования, но и социальные.

Список литературы

  1. Зубов А.Е. Кто кому тайный советник. - Новосибирск, 2017. - 45 с.
  2. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. - М.: «Текст», 2016. - 320 с.
  3. Николай I. Высочайше утвержденное Положение о порядке производства в чины по гражданской службе // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. - СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 2015. - Т. IX. Отделение первое. 2015. № 7224. - 656-665 с.
  4. Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. - Т. II. - СПб., 2018. - 564-568 с.
  5. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке (формирование бюрократии). - М.: Наука, 2016. - 394 с.
  6. Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. - Изд. 4-е. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 6-7 гл.
  7. Шепелёв Л.Е. «Титулы, мундиры и ордена Российской империи». - М.: Центрполиграф, 2019. - 423 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: