УДК 004

Применение автоматизированной информационно-управляющей системы «Пирамида»

Лаврентьев Игорь Михайлович – студент магистратуры Ульяновского института гражданской авиации.

Кострикин Владимир Дмитриевич – кандидат технических наук, профессор Ульяновского института гражданской авиации.

Аннотация: В статье поисковая система «Пирамида» рассматривается в качестве одного из приоритетных методов поиска и спасения воздушных судов и космических объектов. Внедрение системы «Пирамида» сокращает время и сроки реагирования на авиационное происшествие.

Ключевые слова: Поисковая система, авиационное происшествие, поиск, спасение, аэропорт.

Для автоматизации задач технологических процессов поисково-спасательного обеспечения полетов авиации и космических объектов, сокращения сроков реагирования на авиационное происшествие со стороны органов управления и поисково-спасательных сил в организациях и подразделениях поиска и спасания проводится внедрение автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) имеющей условное наименование «Пирамида».

Структура АИУС «Пирамида» представлена на рисунке 1. Система размещается на федеральном (главный координационный центр поиска и спасания ‒ ГКЦПС), региональном (координационный центр поиска и спасания ‒ КЦПС) и местном уровнях (региональные поисково-спасательные базы ‒ РПСБ). «Пирамида» для КЦПС включает в себя оперативный зал, в котором размещено основное оборудование автоматизированной системы, вспомогательные пункты управления (ВПУ-1) с автоматизированными рабочими местами штаба поиска, имеющие информационный обмен по каналам фиксированной или спутниковой связи.

1

Рисунок 1. Структура АИУС «Пирамида».

Ядром АИУС «Пирамида» является отечественная геоинформационная система разработки которая позволяет: формировать векторные карты местности Уральской зоны поиска и спасания с нанесенными разнородными объектами, в различных масштабах местности, включая режим 3D; изготавливать необходимые для проведения поисково-спасательных операций карты; отображать информацию с использованием топографической цифровой карты Российской Федерации; работать с исходным картографическим материалом, представленном в форматах Роскартографии (sxf); решать картографические задачи.

КЦПС позволяет в автоматическом режиме определять ближайшие силы и средства, а также рассчитывать время их подлета и возможной работы на месте. Для помощи диспетчеру в принятии решения на карте отображаются направления от сил и средств до места события. Дополнительно можно выводить отображение максимально возможного радиуса полета воздушного судна с места получения последних координат или связи с учетом запаса топлива, времени и скорости полета.

С целью планирования маршрутов поисковых групп с использованием всего информационного ресурса системы «Пирамида» можно автоматизировано разрабатывать маршруты передвижения поисково-спасательных сил и средств, включая самолеты, вертолеты, автомобили высокой проходимости и вездеходы, пеших группы. При проведении поисковых работ с использованием авиации сложной задачей является расчет зоны визуального поиска с учетом рельефа местности и высоты полета поискового воздушного судна. АИУС «Пирамида» позволяет рассчитать и отобразить на карте местность скрытые участки для визуального просмотра, тем самым оптимизировать маршруты полетов.

Для проведения работ в полевых условиях разработана специализировая версия АИУС «Пирамида»-М для мобильных и планшетных устройств. Такими устройствами являются персональные и защищенные компьютеры и планшеты на базе операционной системы Windows.

АИУС «Пирамида»-М помогает поисково-спасательной группе двигаться по маршрутам движения и районам поиска, полученным с КЦПС, а также фиксировать их передвижение для последующего анализа. В программе имеется вся необходимая справочная и контактная информация о ведомствах, расположенных вблизи места происшествия.

Важную роль при выполнении поисково-спасательной операции играют сведения о метеорологической обстановке в районе поиска. Для этого в системе «Пирамида» предусмотрена возможность получения и отображения метеоинформации на фоне электронной карты. Дополнительно система отображает зоны опасных погодных явлений и вероятные очаги пожаров. Все эти данные помогают лучше спланировать поисково-спасательную операцию и избежать неприятных последствий.

Для координации работ по проведению поисково-спасательных операций обеспечивается информационное взаимодействие с Уральским региональным центром МЧС России и Национальным центром управления кризисными ситуациями, Государственным морским спасательно-координационным центром, региональным управлением медицины катастроф, региональным подразделением Ространснадзора, центром управления полетами и региональными оперативными органами управления государственной авиации и другими.

В настоящее время в России успешно функционируют два координационных центра поиска и спасания (г. Екатеринбург, г. Самара), построенных на основе самых современных информационных технологиях и ведется строительство третьего центра (г. Хабаровск).

На сегодняшний день разрабатывается прототип беспилотной авиационной системы (БАС), управляемой АИУС «Пирамида». Отличительной особенностью будет являться автоматическое планирование маршрутов полетов и обработка данных, полученных от разных источников (тепловизор, фото, видео, радиолокаторы диапазона «П», пеленгаторы).

Разработчики АИУС «Пирамида» постоянно исследуют самые передовые информационные технологии, способные обеспечить более оптимальное решение задач. К таким наработкам можно отнести модули голосового и сенсорного управления, применение технологий распознавания образов и искусственного интеллекта. После апробации данные наработки будут внедряться в существующие и новые продукты.

АИУС «Пирамида» не имеет аналогов на российском рынке, построена как система реального времени. «Пирамида» будет являться единой корпоративной системой для служб поиска и спасания Росавиации на всей территории России.

Для внедрения и эксплуатации АИУС необходимо применение современных технических средств сбора, организации передачи и обработки информации, а также специально подготовленных кадров.

Список литературы

  1. Амиров, А. Ж. Анализ существующих современных радионавигационных систем / А. Ж. Амиров, Г. Д. Когай, Т. Л. Тен, М. С. Хамзина // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №21 (101). ‒ С. 120-122.
  2. Кирсанов, В. Глобальные навигационные спутниковые системы: реальность и перспектива / В. Кирсанов // Научно-производственный журнал «Веснiк сувязi». ‒ 2015. ‒ № 4 (132). ‒ С. 28-31.
  3. Куракин, А. Какая она, «Пирамида»? / А. Куракин // Air Traffic Control & Управление Воздушным Движением. ‒ 2015. ‒ №1(13). ‒ С. 24-27.