Технологии анализа и моделирования бизнес-процессов

Вардашкин Алексей Александрович – магистрант Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов, связанная с технологиями анализа и моделирования бизнес-процессов. Автором рассмотрены некоторые методы анализа бизнес-процессов, а также вопросы, связанные с теоретическими аспектами моделирования бизнес-процессов объединяющиеся в единую систему управления бизнес-процессами BMP (business process management).

Ключевые слова: Моделирование, бизнес-процесс, методы анализа, нотация.

Технологии анализа и моделирования бизнес-процессов нужны для того, чтобы не упустить нить организации деятельности и управления.

Создать последовательную ретроспективу по оптимизации стоимости, качества, время выполнения бизнес-процессов и внесение изменений.

Технологии анализа и моделирования в первую очередь позиционируется как система для планирования, анализа и контроля параметров процесса.

Современный мир стал скоротечен, быстро меняются внешние обстоятельства и деловой климат, от умеренного и стабильного сегодня, завтра может перейди в аварийное состояние.

Владельцы процессов обязаны держать руку на пульсе, проверять и корректировать процессы для соответствия текущей реальности.

Анализ бизнес-процессов должен быть комплексным и своевременный, для создания главного условия существования организации непрерывный потока получения прибыли.

Под анализом будем понимать метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.

Все методы сбора информации можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

1 1

Рисунок 1. Визуальная схема.

Исходя из количественного анализа, мы можем давать оценку на основании собранных показателей по процессу, проанализировать обратную связь от клиентов и партнёров, использовать сравнительный анализ по отрасли.

метрики процесса определяется как числовая величина, самого процесса и затраты на него. Показатели могут быть абсолютными и относительными (приведенными к объему услуг, внешние факторы, не зависящие от управления).

метрики сервиса определяется как числовая величина, характеризующая сервис как результат выполнения процесса (критические факторы успеха определяются для каждого сервиса, с определением целевых и граничных показателей, к примеру количество ошибок и сбоев при оказании сервиса).

метрики удовлетворенности клиентов процесса определяется как числовая величина, характеризующая степенью удовлетворенности клиентов, взаимодействием с организацией

Качественный анализ позволяет строить суждения на основе субъективных оценок, при помощи визуальных схем, использования метода ранжирования процессов.

Метод SWOT-анализ процесса предполагает выявление его сильных и слабых позиций, возможностей улучшения и угроз ухудшения. На основании полученной информации, в дальнейшем для выяснения причин низкой эффективности процесса и определения характеризующих его показателей.

Метод ранжирования бизнес-процесса классифицируют по уровню эффективности и степени важности для компании, затем определяют, какие из них нуждаются в улучшении в первую очередь.

Метод проблемного анализа, позволяет выделить основные области процесса, на чем необходимо сосредоточится, с последующей декомпозицией, для понимания причинно-следственных связей и выработка плана действие.

Графических анализ тип формализации модели отражающая реально существующую или предполагаемую деятельность организации.

Моделирование бизнес-процесса несет в себе два аспекта, это создание модели, которая обладает важными параметрами (чертами) деятельности организации и исследованием данной модели.

Основная цель моделирования заключается в четкой прорисовке реальной деятельности организации в виде последовательных действий, увязывая такие аспекты как (движение документов, владельцы процесса, функции, порядок выполнения, кто за что отвечает).

Для моделирования бизнесов процессов есть много созданных методов, которые позволяют построить модель процесса используя подходящую нотацию.

Моделирование проводится для решения таких задач, как четко определить результат деятельности, определить используемые ресурсы, определить зоны ответственности, понять суть взаимодействия, определить узкие места и возможности.

Основных нотаций, используемых при моделировании бизнеса: VAD, BPMN, IDEF, EPC, ARIS, UML

VAD (value added chain diagram)

Нотация VAD, позволяет взглянуть на бизнес-процессы организации целостно, взгляд сверху-вниз, без детальной декомпозиции на субпроцессы и операции.

Нотация позволяет выстроить взаимосвязи между бизнес-процессами верхнего уровня.

EPC (event-driven process chain)

С помощью нотации EPC, удобно моделировать декомпозицию бизнес-процесса оперируя функциями, событиями, исполнителями, ресурсами.

Нотацию удобно так же использовать при подготовки регламентной документации, в части отражения взаимодействия между сторонами и порядок действий.

BPMN (Business Process Model and Notation)

Нотация BPMN предназначена для моделирования детальной декомпозиции бизнес-процесса.

Используется для отражения четкого и последовательного и взаимодействия участников процесса.

Так же стоит отметить, простоту визуальной составляющей, при моделировании рабочего потока.

IDEF (Integrated Definition Language)

Нотация IDEF0 применяется для функционального моделирования, создавая функциональную модель бизнес-процесса.

Во главу угла стоит модель функции, которая декомпозируется по необходимости, а затем логические блоки объединяются между собой стрелками.

UML (Unified Modeling Languages)

Для моделирования бизнес-процессов, потоков работ, используется диаграмма деятельности и выглядит, как блок схема.. 

Ключевой момент использования той или иной нотации заключается в том, чтобы создать не перегруженную и легко читаемую модель бизнес-процесса. Моделирование ради моделирования не нужно, ключевой момент однозначная недвусмысленная модель понятная всеми заинтересованными лицами.

Заключение

Основной целью анализа бизнес-процессов является улучшение их работы посредством принятия наиболее эффективных управленческих решений.

Проникновение информационных технологий становится с каждым днем неотъемлемой частью общества и бизнеса.

Современный бизнес должен быть гибким и реагировать на внешние и внутренние изменения. Быть готовым применять современные технологии, которые позволят автоматизировать повторяющие бизнес операции, позволят оптимизировать бизнес-процессы и наконец трансформировать бизнес, кардинально изменив ведения бизнес деятельности за счет грамотного использования информационных технологий.

Список литературы

  1. В. Репин. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление, 2012 г.
  2. М. Рыбаков. Бизнес-процессы. Как их описать, отладить и внедрить.
  3. BPMN / Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/BPMN.
  4. Событийная цепочка процессов / Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/событийная_цепочка_процессов.
  5. UML / Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/UML.
  6. IDEF0 / Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/IDEF0.