УДК 004.771
Ханнанов Ильнур Альбертович – студент магистратуры по направлению "Автоматизация технологических процессов и производств" Казанского национального исследовательского технологического университета.
Аннотация: Исследованы различные типы сигнализаций, тревог и событий на производстве. Рассмотрены способы контроля, отключения и подавления алармов, а также типы алармов по приоритету. Изучены типы сообщений.
Ключевые слова: Алармы, РСУ, ПАЗ, SCADA, Оператор. в АСУТП. Был выполнен анализ входных сигналов в АСУТП.
С увеличением сложности производства повышается степень автоматизации технологических процессов. Быстрый рост развития технологий дает возможность получать все большое количество информации от локальных САУ, исполнительных механизмов и датчиков. Компании, эксплуатирующие технологические установки, как правило, хотят вести контроль за всеми возможными параметрами, соответственно, это приводит к увеличению сигналов в ПАЗ и РСУ. Для безопасной эксплуатации производственных объектов кроме системы ПАЗ не обойтись без необходимых программных решений, которые позволяют ранжировать по приоритету системные аварийные сообщения.
В АСУТП принято разделять входные сигналы таким образом:
Тревожные сообщения и события, как правило, относятся к системам противоаварийной защиты. [1].
Тревожные сообщения – это сообщения, предупреждающие оператора о потенциальном возникновении внештатной ситуации, которая может привести к серьезным последствиям, и потому требующее его внимания или вмешательства. В РСУ и ПАЗ различают подтвержденные и неподтвержденные тревожные сообщения. Сообщение считается подтвержденным после того, как оператор отреагировал на него или квитировал. До этого сообщение считается неподтвержденным. [3].
Тревожные сообщения в современных SCADA-системах различных производителей/разработчиков, как правило, делятся на два типа:
События - это статусные сообщения, которые не нуждаются в немедленной реакции оператора. Как правило, событие генерируется, например, при регистрации оператора в системе или включении исполнительного механизма. События регистрируются в журнале событий системы и отображаются на экранах визуализации.
Алармы – это один из обязательных компонентов любой современной SCADA-системы. От быстродействия и надежности подсистемы зависит скорость идентификации неисправности, возникшей в системе, безаварийность и непрерывность технологического процесса.
Алармы появляются при выходе значений переменной за сконфигурированные верхние и нижние пределы. Аналоговые алармы задаются в нескольких комбинациях:
Алармы RoC возникают, когда скорость изменения параметра становится больше предельно допустимой, например, при резком повышении температуры среды в сепараторе.
Подсистема алармов поддерживает два типа алармов: не конфигурируемые и конфигурируемые. Первые призваны информировать оператора о неисправностях, возникающих в ПЛК, АРМах, панели HMI, и т.д., независимо от оператора. А алармы, вызываемые выходом значений технологических параметров за допустимые пределы или неисправностью оборудования относятся к конфигурируемым алармам [2].
В современных средах программирования прикладного ПО, средах разработки SCADA-систем подсистема алармов позволяет устанавливать приоритеты алармов, а также конфигурировать группы алармов.
Каждому аварийному сообщению в подсистеме алармов можно присвоить некоторый приоритет, характеризующий важность аларма, а также опасность события. По умолчанию задаются четыре диапазона приоритетов [3]:
Обычно оператор должен немедленно реагировать на алармы. Однако иногда возникают ситуации, когда появление аларма только отвлекает оператора (например, алармы с участка, на котором производятся ремонтные работы). Для временного подавления алармов функция подавления алармов. Подавление аларма убирает его из «строки Алармов» и «сводки Алармов».
Если в системе существуют подавленные алармы, то на панели оператора появляется определенный значок.
Список литературы