УДК 070.4
Чередниченко Людмила Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Журналистики Тихоокеанского государственного университета.
Аннотация: В статье анализируются результаты контент-анализа региональной печати, исследуются особенности освещения культурной тематики в общественно-политических изданиях Хабаровского края в контексте реализации культуроформирующей функции. Культурная тематика занимает в локальных изданиях значительное место и объединяется с рекламно-справочной.
Ключевые слова: Региональные газеты, культуроформирующая функция СМИ, тематическая модель СМИ, тема культуры в СМИ, общественно-политическая газета.
В современных условиях, в контексте перемен, попыток пересмотра ценностей, происходящих во многих государствах, особое значение приобретает сохранение национальной целостности, идентичности, культурного и исторического наследия. Важную роль в этом процессе играют СМИ, среди социальных функций которых выделяется культуроформирующая. «Освещение современных культурных процессов, культивирование нравственных образцов, воспитание гармонично развитой личности – важнейшие направления журналистской деятельности» [2, с. 32].
Развивая определение понятия «культура» как выражение уровня развития общества, которое дает Е.П. Прохоров [9, с. 77], Е. Ю. Коломийцева включает в этот уровень «материальные и духовные ценности человека, способ жизнедеятельности людей, их отношения между собой, своеобразие жизни наций и народов, накапливаемую в истории общества информацию, совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, религию, мифологию, науку, искусство, политику, особую знаковую систему и т.д.» [5, с. 77].
Культуроформирующая функция реализуется через освещение культурных событий, истории о жизни и творчестве деятелей культуры, о произведениях искусства, «комментарии, аннотации, рецензии, терминологические разъяснения, интервью с деятелями культуры, благодаря чему СМИ «работают» на повышение культурного уровня своей аудитории» [10, с. 160]. Е. П. Прохоров важной задачей СМИ считает также и «формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета» [9, с. 78], культуры повседневности.
В современной медиасистеме особое место занимают локальные издания, это основной источник информации в районах и областях, своеобразный центр социально-культурных связей, средство координации и регулирования жизни местного сообщества [6, с.25]. По наблюдению многих исследователей [8; 12] именно местные издания ближе всего к своей аудитории, формируемая ими повестка дня отвечает ее потребностям и интересам [8, с. 135].
Информационные процессы в обществе изменили медиаландшафт территорий, но несмотря на переживаемые трудности региональная печать сохраняет свою значимость. В отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям отмечаются противоречивые тенденции развития газетного рынка России. На фоне падения тиражей, снижения интереса аудитории и сокращения медиапотребления печатных периодических изданий наблюдается сохранение популярности и востребованности местной прессы. Авторы исследования отмечают, что обусловлено это модернизацией деятельности редакции [11, с. 46-55]. Местная печать по-прежнему играет активную роль в формировании мировоззренческих и культурных аспектов жизни локальных сообществ.
В Хабаровском крае нет специализированных газет и журналов, посвященных культурной жизни региона. Частично пробел в освещении различных аспектов культурной жизни города и края восполняют городские журналы и общественно-политические издания.
Первый номер общественно-политической газеты «Хабаровские вести» вышел в мае 1997 года [4]. В газете освещаются проблемы экономики, политики, городского хозяйства и управления, образования, здравоохранения, архитектуры и строительства, культуры, спорта и других сфер общественной жизни региона, оперативно публикуется актуальная новостная информация. Учредителями издания являются администрация города Хабаровск и Хабаровская городская дума. Суммарный тираж за неделю составляет 34 000 экземпляров.
В ходе контент-анализа было выявлено, что в газете представлен широкий проблемно-тематический спектр журналистских текстов. Все материалы можно разделить на шесть блоков, каждый из которых освещает определенную сферу жизни: социальную, культурную, экономическую, правовую, спортивную и политическую. В свою очередь, каждый из них включает несколько тематических групп. Всего было проанализировано 26 номеров, 644 журналистских материала, вышедших с 20 августа по 20 октября 2019 года.
Материалы культурной тематики публикуются в каждом номере «Хабаровских вестей» и состаляют 24% от общего числа публикаций, это вторая по популярности тема издания. Данный показатель значительно выше, чем средний среди региональных изданий (9%), выявленный в результате исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.», которое проводилось сотрудниками факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова с начала 2013 г. [12].
В зависимости от поставленных задач и предмета отображения можно выделить следующие тематические группы: культурные события (ярмарки, акции, фестивали, конкурсы); театры, выставки, музеи; обзоры и проекты; и, самый малочисленный микроблок – этика, воспитание.
Первая, самая популярная группа – культурные события (13,1% от общего объема материалов газеты). Предметом отображения в рамках данной микротемы выступают фестивали, ярмарки, благотворительные мероприятия. Например, в заметке Ольги Михайловой «В память об общей победе» [7] предметом отображения стал Международный фестиваль корейской культуры. Дарья Уланова в публикации «Свалка: стильно, модно, осознанно» [14] рассказала о фестивале современного искусства, Татьяна Цвенгер – о Дальневосточном фестивале дизайнеров «Золотое лекало» [15].
Основными задачами данных материалов выступает информирование о важных событиях в жизни города; содействие развитию культурно-исторических традиций, патриотическое воспитание (как в событийном репортаже Нины Жигуновой «Мы победили!», рассказывающем о военно-исторической реконструкции событий 74-летней давности, посвященной окончанию на Дальнем Востоке Второй мировой войны [3]).
Следующая тематическая группа – материалы, посвященные музеям, театрам и различным выставкам, проходящим в городе. В №124-125 заметка Татьяны Цвенгер «Экстремальное искусство» [16] сообщает об открытии выставки Федора Конюхова в Хабаровске; в №136 в статье Екатерины Сперанской «Маска для вируса» [13] раскрывается значимость проведения национального российского театрального фестиваля в Хабаровске.
Театральная жизнь города выделена в отдельную рубрику – «Вся жизнь на сцене». Она появилась в газете в 2019 году, который был объявлен годом театра в России, и выходит в каждом номере, занимая, как правило, одну восьмую полосы. Материалы данной рубрики можно отнести к такому жанру, как историческая справка. В них рассказывается о важных событиях в истории театральной жизни Хабаровска. Например, в №124-125 материал посвящен открытию детской театральной студии на базе одной из местных школ в 1981-ом году [1].
Культурная тематика является важным элементом картины городской и краевой жизни, передаваемой газетой «Хабаровские вести». Среди материалов издания, посвященных культурным фактам, преобладают рекламно-справочные, обладающие низкой информационной и аналитической емкостью. Это, не смотря на довольно широкий событийный спектр, сужает культурный образ города и края, а применительно к культуроформирующей функции СМИ можно говорить о частичной ее реализации в газете «Хабаровские вести». Публикации культурной направленности в региональных СМИ формируют гуманитарную, ценностную, повестку территории. Вне поля зрения редакции остаются актуальные проблемы в сфере культуры, экспертные оценки и мнения.
Список литературы