УДК 070.4

Тема культуры в региональной газете
(на примере газеты «Хабаровские вести»)

Чередниченко Людмила Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Журналистики Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируются результаты контент-анализа региональной печати, исследуются особенности освещения культурной тематики в общественно-политических изданиях Хабаровского края в контексте реализации культуроформирующей функции. Культурная тематика занимает в локальных изданиях значительное место и объединяется с рекламно-справочной.

Ключевые слова: Региональные газеты, культуроформирующая функция СМИ, тематическая модель СМИ, тема культуры в СМИ, общественно-политическая газета.

В современных условиях, в контексте перемен, попыток пересмотра ценностей, происходящих во многих государствах, особое значение приобретает сохранение национальной целостности, идентичности, культурного и исторического наследия. Важную роль в этом процессе играют СМИ, среди социальных функций которых выделяется культуроформирующая. «Освещение современных культурных процессов, культивирование нравственных образцов, воспитание гармонично развитой личности – важнейшие направления журналистской деятельности» [2, с. 32].

Развивая определение понятия «культура» как выражение уровня развития общества, которое дает Е.П. Прохоров [9, с. 77], Е. Ю. Коломийцева включает в этот уровень «материальные и духовные ценности человека, способ жизнедеятельности людей, их отношения между собой, своеобразие жизни наций и народов, накапливаемую в истории общества информацию, совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, религию, мифологию, науку, искусство, политику, особую знаковую систему и т.д.» [5, с. 77].

Культуроформирующая функция реализуется через освещение культурных событий, истории о жизни и творчестве деятелей культуры, о произведениях искусства, «комментарии, аннотации, рецензии, терминологические разъяснения, интервью с деятелями культуры, благодаря чему СМИ «работают» на повышение культурного уровня своей аудитории» [10, с. 160]. Е. П. Прохоров важной задачей СМИ считает также и «формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета» [9, с. 78], культуры повседневности.

В современной медиасистеме особое место занимают локальные издания, это основной источник информации в районах и областях, своеобразный центр социально-культурных связей, средство координации и регулирования жизни местного сообщества [6, с.25]. По наблюдению многих исследователей [8; 12] именно местные издания ближе всего к своей аудитории, формируемая ими повестка дня отвечает ее потребностям и интересам [8, с. 135]. 

Информационные процессы в обществе изменили медиаландшафт территорий, но несмотря на переживаемые трудности региональная печать сохраняет свою значимость. В отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям отмечаются противоречивые тенденции развития газетного рынка России. На фоне падения тиражей, снижения интереса аудитории и сокращения медиапотребления печатных периодических изданий наблюдается сохранение популярности и востребованности местной прессы. Авторы исследования отмечают, что обусловлено это модернизацией деятельности редакции [11, с. 46-55]. Местная печать по-прежнему играет активную роль в формировании мировоззренческих и культурных аспектов жизни локальных сообществ.

В Хабаровском крае нет специализированных газет и журналов, посвященных культурной жизни региона. Частично пробел в освещении различных аспектов культурной жизни города и края восполняют городские журналы и общественно-политические издания.

Первый номер общественно-политической газеты «Хабаровские вести» вышел в мае 1997 года [4]. В газете освещаются проблемы экономики, политики, городского хозяйства и управления, образования, здравоохранения, архитектуры и строительства, культуры, спорта и других сфер общественной жизни региона, оперативно публикуется актуальная новостная информация. Учредителями издания являются администрация города Хабаровск и Хабаровская городская дума. Суммарный тираж за неделю составляет 34 000 экземпляров.

В ходе контент-анализа было выявлено, что в газете представлен широкий проблемно-тематический спектр журналистских текстов. Все материалы можно разделить на шесть блоков, каждый из которых освещает определенную сферу жизни: социальную, культурную, экономическую, правовую, спортивную и политическую. В свою очередь, каждый из них включает несколько тематических групп. Всего было проанализировано 26 номеров, 644 журналистских материала, вышедших с 20 августа по 20 октября 2019 года.

Материалы культурной тематики публикуются в каждом номере «Хабаровских вестей» и состаляют 24% от общего числа публикаций, это вторая по популярности тема издания. Данный показатель значительно выше, чем средний среди региональных изданий (9%), выявленный в результате исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.», которое проводилось сотрудниками факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова с начала 2013 г. [12]. 

В зависимости от поставленных задач и предмета отображения можно выделить следующие тематические группы: культурные события (ярмарки, акции, фестивали, конкурсы); театры, выставки, музеи; обзоры и проекты; и, самый малочисленный микроблок – этика, воспитание.

Первая, самая популярная группа – культурные события (13,1% от общего объема материалов газеты). Предметом отображения в рамках данной микротемы выступают фестивали, ярмарки, благотворительные мероприятия. Например, в заметке Ольги Михайловой «В память об общей победе» [7] предметом отображения стал Международный фестиваль корейской культуры. Дарья Уланова в публикации «Свалка: стильно, модно, осознанно» [14] рассказала о фестивале современного искусства, Татьяна Цвенгер – о Дальневосточном фестивале дизайнеров «Золотое лекало» [15].

Основными задачами данных материалов выступает информирование о важных событиях в жизни города; содействие развитию культурно-исторических традиций, патриотическое воспитание (как в событийном репортаже Нины Жигуновой «Мы победили!», рассказывающем о военно-исторической реконструкции событий 74-летней давности, посвященной окончанию на Дальнем Востоке Второй мировой войны [3]).

Следующая тематическая группа – материалы, посвященные музеям, театрам и различным выставкам, проходящим в городе. В №124-125 заметка Татьяны Цвенгер «Экстремальное искусство» [16] сообщает об открытии выставки Федора Конюхова в Хабаровске; в №136 в статье Екатерины Сперанской «Маска для вируса» [13] раскрывается значимость проведения национального российского театрального фестиваля в Хабаровске.

Театральная жизнь города выделена в отдельную рубрику – «Вся жизнь на сцене». Она появилась в газете в 2019 году, который был объявлен годом театра в России, и выходит в каждом номере, занимая, как правило, одну восьмую полосы. Материалы данной рубрики можно отнести к такому жанру, как историческая справка. В них рассказывается о важных событиях в истории театральной жизни Хабаровска. Например, в №124-125 материал посвящен открытию детской театральной студии на базе одной из местных школ в 1981-ом году [1].

Культурная тематика является важным элементом картины городской и краевой жизни, передаваемой газетой «Хабаровские вести». Среди материалов издания, посвященных культурным фактам, преобладают рекламно-справочные, обладающие низкой информационной и аналитической емкостью. Это, не смотря на довольно широкий событийный спектр, сужает культурный образ города и края, а применительно к культуроформирующей функции СМИ можно говорить о частичной ее реализации в газете «Хабаровские вести». Публикации культурной направленности в региональных СМИ формируют гуманитарную, ценностную, повестку территории. Вне поля зрения редакции остаются актуальные проблемы в сфере культуры, экспертные оценки и мнения.

Список литературы

  1. Вся жизнь на сцене // Хабаровские вести. – 2019. – №124-125. – 20 авг. – С. 3.
  2. Егорова Л. Г. Современный региональный дискурс СМИ: тема культуры на страницах изданий Республики Крым / Л. Г. Егорова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – Т. 25, № 1 (183). – С. 30-36.
  3. Жигунова Н. Мы победили! // Хабаровские вести. – 2019. – №147. – 25 сент. – С. 8.
  4. История газеты // Интернет портал «Хабаровские вести». – URL: https://khab-vesti.ru/o-kompanii/istoriya-gazety/ (дата обращения 15.05.2020).
  5. Коломийцева Е. Ю. Журналистика в сфере культуры: вызовы XXI века // Вестн. МГУКИ. – 2012. – № 3 (47). – С. 76-81.
  6. Ливанова М.В. Районная газета на информационном рынке: сегодня и завтра // Журналист. – 2006. – No11. – С. 25.
  7. Михайлова О. В память об общей победе // Хабаровские вести. – 2019. – №124-125. – 20 авг. – С. 8.
  8. Новак А. А. Особенности формирования повестки дня региональных СМИ / А. А. Новак // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – Т. 7, № 1. – С. 129–144.
  9. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров – 8-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 351 c.
  10. Распопова С. С. Понятие функции применительно к СМИ и журналистике / С. С. Распопова // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей: коллектив. моногр. / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. – 223 с. – С. 154-162.
  11. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2019 году. – URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2020/pechat3.html (Дата обращения 20.05.2020).
  12. Свитич Л. Г. Тематическая модель городских газет мегаполисов (контент-аналитическое исследование) / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, А. А. Ширяева, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 371–393. 
  13. Сперанская Е. Маска для вируса // Хабаровские вести. – 2019. – №136. – 4 сент. – С. 8.
  14. Уланова Д. Свалка: стильно, модно, осознанно // Хабаровские вести. – 2019. – №131. – 28 авг. – С. 8.
  15. Цвенгер Т. Люди с золотым лекалом // Хабаровские вести. – 2019. – №137. – 6 сент. – С. 8.
  16. Цвенгер Т. Экстремальное искусство // Хабаровские вести. – 2019. – №124-125. – 20 авг. – С. 8.