УДК 070

Журналистика данных как актуальная модель медиаконтента

Лапко Анастасия Валерьевна – старший преподаватель кафедры Журналистики Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрено развитие журналистики данных в контексте формирования новых форматов журналистики, определены возможности использования больших массивов данных в современной журналистике на примере проектов “The New York Times” и «Новой газеты».

Ключевые слова: Журналистика данных, открытые данные, большие данные, визуальная история.

Развитие информационных технологий влечет за собой развитие новых отраслей журналистики, одной из которых является журналистика данных, влияющая на развитие не только визуальной составляющей, но и средств для ее создания. По справедливому замечанию М. Кастельса, появление новых инструментов и практик раскрывает веер новых способов создания информационных сообщений и нового определения места профессиональной журналистики в этой новой системе медиа [6].

На данный момент нет единого определения журналистики данных.
И. В. Бегтин характеризует этот формат как «данные и история, вместе поданные как единое целое и предоставляемые через современные интерфейсы» [1]. В. В. Росликова определяет журналистику данных как «повествование с опорой на базы данных и как непосредственно сами структурированные данные» [8]. По мнению С. И. Симаковой, журналистика данных – это в первую очередь обобщение большого массива данных [9].

Размыты и границы, обозначающие хронологию развития журналистики данных. Первым материалом, использующим большие данные, считается проект “The Guardian” 1821 г. В нем приведены сведения о стоимости высшего образования в вузах Британии, представленные в виде сводных таблиц с указанием стоимости обучения в каждом учебном заведении [13]. 

Другим примером проявления журналистики данных стал проект 1858 г. “Mortality of the British Army” («Смертность британской армии») Флоренс Найтингейл [12]. Исследование посвящено анализу состояния и ежегодных потерь в штате британской армии. Материал состоит из большого числа таблиц и диаграмм, а его источником являлись «сырые» данные. Журналистским этот проект может считаться потому, что он является не простым структурированием данных, а содержит идею и выводы, подталкивающих аудиторию к мысли о том, что даже в мирное время число смертей в воинских частях почти в два раза больше, чем гражданских лиц.

Ряд исследователей считает, что журналистика данных появилась уже в период новейшей истории. Но относительно этой версии нет единства мнений. Ученые отталкиваются от двух дат, без которых появление журналистики данных было бы невозможно. Это 1952 г., когда впервые в работе журналиста был использован компьютер, и 2001–2002 гг., характеризующиеся формированием понятия “big data” (большие объемы данных) [9].

В 2010 г. в Амстердаме прошла международная конференция “Data Driven Journalism”, на которой обсуждались возможности нового медианаправления, необходимые инструменты и специфика рабочих процессов в экосистеме открытых данных. И с 2012 г. понятие журналистики данных становится мировым.

По мнению В. Лейбина, проблемой современного мира является не недостаток данных, а их избыток. В этой связи умение их анализировать является одним из самых востребованных [7]. Появление журналистики данных дает новые возможности не только потребителям контента, но и изданиям. Она служит связующим звеном технической части работы, которая связана со сбором и анализом информации, и журналистской, предполагающей исследование темы и создание материала. Основное отличие данного направления от привычных журналистских текстов состоит в использовании хронологических графиков, интерактивных карт, круговых диаграмм и других видов инфографики для создания полноценных историй. Визуализация помогает объяснить, убедить и повысить доверие к данным у читателя.

А. Богачев выделяет два подхода к созданию визуальной составляющей текста, один из которых «объяснительный». Именно он используется в журналистике данных, так как «позволяет осуществить эффективную коммуникацию с точки зрения убеждения» [2]. По утверждению П. Роуленда, «цифровая журналистика без визуальной истории, все равно, что газета без фотографий» [2].

Используя данные, журналисты могут не только получить оригинальные истории и сюжеты, но и особый набор инструментов по контролю государственных структур, которые следуют правилам открытого правительства.

Одними из первых большие данные в своих материалах стали использовать журналисты “The New York Times”. Сотрудники издания неоднократно становились победителями ежегодной премии “Data Journalism Awards”, которая вручается выдающимся авторам в области журналистики данных.

В 2009 г. редакция представила проект “Toxic Waters” («Токсичные воды»), который получил Пулитцеровскую премию. Он стал одним из важнейших примеров журналистики данных [11]. Его тема – исследование уровня загрязнения питьевой воды в различных штатах США. В качестве гипотезы выступило суждение о том, что состав питьевой воды не соответствует норме и употреблять такую воду нельзя. Кроме анализа открытой информации журналисты направили около 500 запросов в государственные органы, чтобы получить недостающие сведения. Команда проекта изучила потенциальные риски для здоровья, которые может вызвать содержание запрещенных веществ, найденных в питьевой воде. “Toxic Waters” («Токсичные воды») – это не отдельный материал, а серия, состоящая из интерактивных карт, инфографики и опросов. Акцент был сделан на визуальную составляющую – интерактивные форматы и статичное представление данных.

Кроме материалов, имеющих объективный инфоповод, журналистика данных находит и примеры, которые носят прикладной характер. Таким является проект “Is It Better to Rent or Buy?” («Лучше арендовать или купить?»). Он представляет онлайн-калькулятор, позволяющий оценить потенциальную выгоду от аренды или же покупки жилья в перспективе на ближайшие годы. Как утверждают авторы, «калькулятор берет на себя расчет самых важных расходов, связанных с покупкой дома, а также рассчитывает варианты итоговых сумм при съеме жилья» [10]. Проект состоит из 21 интерактивной диаграммы, каждая из которых обозначает определенный параметр, рассматриваемый при покупке дома или его аренде. Учитывается все: от просчета уровня инфляции до расходов на ремонт помещения. При разработке калькулятора использовалось несколько тысяч открытых данных. Так веб-приложение превратилось в масштабный проект, оперирующий множеством показателей.

В российской медиасреде также встречаются масштабные проекты, основанные на анализе больших данных. В частности, редакция «Новой газеты» имеет собственный отдел журналистов данных.

В феврале 2019 г. вышел материал «Спецы и специи», посвященный исследованию целей полетов бизнесмена Евгения Пригожина в Африку и Сирию. Материал начинается с вопросов: «Зачем самолет Евгения Пригожина почти каждый месяц летает на Ближний Восток и в Африку. И что «кремлевский повар» готовит в зонах вооруженных конфликтов?» [4]. Для ответа на эти вопросы потребовалось структурировать и проанализировать большое количество информации. Данные собирались в течение 26 месяцев (с декабря 2016 г. по январь 2019 г.), использовались базы “FlightAware” и “ADS-B Exchange”, отслеживающие самолеты при помощи наземных приемников и через спутниковые каналы. В ходе расследования журналисты приходят к выводу о наличии у Пригожина интереса к проектам Центральноафриканской республики, в том числе к месторождениям золота. Из объектов визуализации в материале присутствуют анимация и инфографика, посвященные географии полетов самолетов героя материала, и карта, изображающая полеты гражданских самолетов в районе Сирии. Интересным объектом в данном материале является интерактивная фотография, позволяющая читателю сравнить, насколько самолет, на котором путешествует семья героя, похож на тот, принадлежность которого Пригожину устанавливается. Исследование имеет структуру «шашлыка» [5]. Дата-репортаж открывается рассказом о деятельности Пригожина: «С чем бы ни связывали имя Евгения Пригожина, – с «фабрикой троллей», вмешательством в выборы США, «ЧВК Вагнера», добычей нефти, газа и золота, – за ним прочно закрепилось звание «кремлевского повара» [4]. Затем читателю даются данные о транспорте, времени, частоте его перелетов. После они анализируются авторами для выявления цели перелетов. Завершается материал комментарием героя относительно собранных данных.

Другим интересным проектом стал материал «Москвичам здесь не место» [3], опубликованный 15 мая 2020 г. Исследование посвящено выявлению роли москвичей в распространении коронавирусной инфекции по стране. Оно небольшое по объему, но при этом отвечает на один из самых важных на сегодняшний день вопросов: «Почему даже при введенных ограничительных мерах рост заболевших коронавирусом продолжается?».

При подготовке проекта использовались данные Росстата, сервиса «Туту.ру», «МТС» и «Стопкоронавирус.рф». Для определения влияния миграционных потоков на распространение инфекции авторы обращались к данным о межрегиональной миграции в России с 1999 по 2018 гг. и для каждого региона рассчитали общее число людей, которые переехали в Москву за 20 лет. Журналисты сделали интересный вывод: чем больше людей из региона переехало в Москву за последние годы, тем больше заболевших. Статистические данные представлены в виде графиков и карт в хронологическом порядке.

Сегодня журналистика данных – это новая востребованная ниша, позволяющая извлекать смыслы из бесконечного потока данных, и удобный формат представления информации. Здесь данные являются основой для создания материала, а не дополнением, а журналисты – посредниками между большими базами данных и широкой аудиторией.

Список литературы

  1. Бегтин И. Готовы ли мы к журналистике данных? // Полит.ру. 2013. 29 апр. URL: https://polit.ru/article/2013/04/29/data_journalism/ (дата обращения: 04.06.2020).
  2. Богачев А. Графики, которые убеждают всех. М.: АСТ, 2020. 477 с. URL: https://mybook.ru/author/aleksandr-bogachev/grafiki-kotorye-ubezhdayut-vseh (дата обращения: 04.06.2020).
  3. Бонч-Осмоловская Е. Москвичам здесь не место // Новая газета. 2020. № 49. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/08/85289-moskvicham-zdes-ne-mesto (дата обращения: 04.06.2020).
  4. Долинина И. Спецы и специи // Новая газета. 2019. 4 февр. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2019/02/04/79417-spetsy-i-spetsii (дата обращения: 04.06.2020).
  5. Думай как дата-журналист: учеб. пособие по дата-журналистике / Региональный центр ПРООН для Европы и стран СНГ. Стамбул: Eva Constantaras, 2016. 251 с. URL: https://newreporter.org/2017/06/05/uchebnoe-posobie-po-data-zhurnalistike-dumaj-kak-data-zhurnalist/ (дата обращения: 04.06.2020).
  6. Кастельс М. Мы хотим создать пул знаний // Частный корреспондент. 2014. 6 июня. URL: http://www.chaskor.ru/article/manuel_kastels_
    my_hotim_sozdat_pul_znanij_36227 (дата обращения: 04.06.2020).
  7. Пуля В. Журналистика данных: как заставить цифры говорить // LiveJ Блог Всеволода Пули. 2013. 6 марта. URL: https://new-media.livejournal.com/106808.html (дата обращения: 04.06.2020).
  8. Росликова В. В. Визуализация данных большого объема в журналистике // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2016. № 1. С. 161–166. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26347285 (дата обращения: 04.06.2020).
  9. Симакова С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и ее влияние на формирование визуальной журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. С. 18–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-dannyh-kak-obektivnoe-trebovanie-vremeni-i-eyo-vliyanie-na-formirovanie-vizualnoy-zhurnalistiki (дата обращения: 04.06.2020).
  10. Bostock M. Is It Better to Rent or Buy? // The New York Times. Dec. 15. URL: https://www.nytimes.com/interactive/2014/upshot/buy-rent-calculator.html (дата обращения: 04.06.2020).
  11. Duhigg C. Toxic Waters // The New York Times. March 15. URL: https://www.nytimes.com/interactive/projects/toxic-waters/index.html (дата обращения: 04.06.2020).
  12. Nightingale F. Mortality of the British Army // Harrison and sons, st. Martins Lane. 1858. URL: https://ru.scribd.com/document/35789415/Mortality-of-the-British-Army-1858 (дата обращения: 04.06.2020).
  13. Rusbridger A. Free the // The Guardian. March 10. URL: https://www.theguardian.com/news/datablog/2009/mar/10/1 (дата обращения: 04.06.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: