Широлапова Наталья Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент Мичуринского государственного аграрного университета.
Жеребцова Анна Андреевна – студентка Мичуринского государственного аграрного университета.
Аннотация: Целью данной работы является выявление, описание и анализ ритмических и интонационных средств в поэтических текстах «Золото в лазури» Адрея Белого. Методы: сплошной выборки, описательный, литературоведческий, стиховедческий анализ. Результат: проанализирована ритмико-интонационная структура поэтических текстов Андрея Белого. Выводы: индивидуальна, наиболее частотны трёхсложные размеры стиха; строфика во многом однообразна; ритмико-интонационная структура оказывает влияние на синтаксис стиха, формирует текст как поэтический.
Ключевые слова: Поэтический текст, ритмико-интонационная структура, различные виды филологического анализа поэтического текста, Андрей Белый.
Важную роль в организации поэтического текста играет ритмико-интонационная система стиха, которая оказывает существенное влияние на синтаксис, преобразуя его, на что неоднократно указывалось в научной литературе. В настоящее время накоплен огромный опыт в области теории стихосложения - это и труды античных авторов [2], и трактаты российских учёных XVIII века В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, заложивших основы русского стихосложения [6, 9], и работы видных учёных ХХ века Жирмунского В.М. [5, с.407], Томашевского Б.В.[8,с.372], Тынянова Ю.Н. [10, с 412], Ю.М.Лотмана [7, с.350]. Без анализа ритмико-интонационной системы стиха невозможно проведение полного, комплексного филологического анализа поэтического текста, различные методы, способы и приемы предлагают современные исследователи Болотновой Н.С. [3,с 520] и Гаспаров М.Л. [4, с.7-13]. Мы тоже имеем определенный опыт анализа поэтического текста [13,14], в том числе по исследованию ритмико-интонационной системы на материале поэтических текстов Марины Цветаевой [11, с. 55-61], Анна Ахматовой [12, с. 390-396], Николая Гумилёва.
С точки зрения ритмической организации стиха нами проанализированы все 36 стихотворений цикла Андрея Белого «Золото в лазури». Большинство из них написаны трёхсложным размером – амфибрахием, например, «Объяснение в любви» и «Променад», анапестом «Весна»:
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щёчках, как пышная роза, сидит. [1, c. 57] |
U_UU_ UU_U |
ж |
А |
||
U_UU_UU_ |
м |
В |
|||
U_UU_UU_U |
ж |
А |
|||
U_UU_UU_ |
м |
В |
|||
Красотка летит вдоль аллеи в карете своей золочёной. Стоят на запятках лакеи в чулках и в ливрее зелёной. [1, c.58] |
U_UU_ UU_U |
ж |
А |
||
U_UU_UU_U |
ж |
В |
|||
U_UU_ UU_U |
ж |
А |
|||
U_UU_UU_U |
ж |
В |
|||
Всё подсохло. И почки уж есть. Зацветут скоро ландыши, кашки. Вот плывут облачка, как барашки. Громче, громче весенняя тишь. [1, c.63] |
UU_UU_UU_ |
м |
А |
||
UU_UU_UU_U |
ж |
В |
|||
UU_UU_UU_U |
ж |
В |
|||
UU_UU_UU_ |
м |
А |
В стихотворных текстах встречаются и двусложные размеры – шестистопный ямб с пиррихием, например, стихотворение «Во храме»:
Толпа, войдя во храм, задумчивей и строже…
U_U_U_U_UUU_U
Лампад пунцовых блеск и тихий возглас: «Боже…» [1, c.54]
U_U_U_U_U_U_U
Строфика Андрея Белого во многом однообразна: практически все стихотворения, составляющие цикл, написаны катреном. Необходимо, на наш взгляд, заметить, что каждый стих строфы поэт, в отличие от традиционного написания с прописной буквы, начинает со строчной, например, «В полях»:
Жизнь в безвременье мчится
пересохшим ключом:
всё земное нам снится
утомительным сном. [1, 55]
Стихотворении «Свидание» - дистихом:
Время плетётся лениво.
Всё тебя нету да нет. [1, c.83]
В стихотворении «Незнакомый друг» строфика многообразна: октава, двенадцатистишие, октава, нонет, тристих и катрен. Рифма чаще всего – перекрёстная, причём наблюдается высокое книжное произношение, свойственное произносительной норме.
Таким образом, ритмико-интонационная структура стиха Андрея Белого индивидуальна: в проанализированных нами текстах трёхсложные размеры преобладают над двухсложными; строфика во многом традиционна (преобладают катрены), встречаются различные типы клаузул, чаще всего мужская рифма чередуется с женской, но встречаются стихи, в которых представлена только женская клаузула; рифма чаще всего чередующаяся, но встречается и кольцевая; ритм и интонация оказывают влияние на синтаксис и фонетику (просодику) поэтического текста, на восприятие звучащего стиха, участвуют в формировании текста именно как поэтического.
Список литературы