Ритмико-интонационная структура поэтического сборника «Золото в лазури» Андрея Белого

Широлапова Наталья Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент Мичуринского государственного аграрного университета.

Жеребцова Анна Андреевна – студентка Мичуринского государственного аграрного университета.

Аннотация: Целью данной работы является выявление, описание и анализ ритмических и интонационных средств в поэтических текстах «Золото в лазури» Адрея Белого. Методы: сплошной выборки, описательный, литературоведческий, стиховедческий анализ. Результат: проанализирована ритмико-интонационная структура поэтических текстов Андрея Белого. Выводы: индивидуальна, наиболее частотны трёхсложные размеры стиха; строфика во многом однообразна; ритмико-интонационная структура оказывает влияние на синтаксис стиха, формирует текст как поэтический.

Ключевые слова: Поэтический текст, ритмико-интонационная структура, различные виды филологического анализа поэтического текста, Андрей Белый.

Важную роль в организации поэтического текста играет ритмико-интонационная система стиха, которая оказывает существенное влияние на синтаксис, преобразуя его, на что неоднократно указывалось в научной литературе. В настоящее время накоплен огромный опыт в области теории стихосложения - это и труды античных авторов [2], и трактаты российских учёных XVIII века В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, заложивших основы русского стихосложения [6, 9], и работы видных учёных ХХ века Жирмунского В.М. [5, с.407], Томашевского Б.В.[8,с.372], Тынянова Ю.Н. [10, с 412], Ю.М.Лотмана [7, с.350]. Без анализа ритмико-интонационной системы стиха невозможно проведение полного, комплексного филологического анализа поэтического текста, различные методы, способы и приемы предлагают современные исследователи Болотновой Н.С. [3,с 520] и Гаспаров М.Л. [4, с.7-13]. Мы тоже имеем определенный опыт анализа поэтического текста [13,14], в том числе по исследованию ритмико-интонационной системы на материале поэтических текстов Марины Цветаевой [11, с. 55-61], Анна Ахматовой [12, с. 390-396], Николая Гумилёва.

С точки зрения ритмической организации стиха нами проанализированы все 36 стихотворений цикла Андрея Белого «Золото в лазури». Большинство из них написаны трёхсложным размером – амфибрахием, например, «Объяснение в любви» и «Променад», анапестом «Весна»:

Сияет роса на листочках.

И солнце над прудом горит.

Красавица с мушкой на щёчках,

как пышная роза, сидит.

[1, c. 57]

U_UU_ UU_U

ж

А

U_UU_UU_

м

В

U_UU_UU_U

ж

А

U_UU_UU_

м

В

Красотка летит вдоль аллеи

в карете своей золочёной.

Стоят на запятках лакеи

в чулках и в ливрее зелёной.

[1, c.58]

U_UU_ UU_U

ж

А

U_UU_UU_U

ж

В

U_UU_ UU_U

ж

А

U_UU_UU_U

ж

В

Всё подсохло. И почки уж есть.

Зацветут скоро ландыши, кашки.

Вот плывут облачка, как барашки.

Громче, громче весенняя тишь. [1, c.63]

UU_UU_UU_

м

А

UU_UU_UU_U

ж

В

UU_UU_UU_U

ж

В

UU_UU_UU_

м

А

В стихотворных текстах встречаются и двусложные размеры – шестистопный ямб с пиррихием, например, стихотворение «Во храме»:

Толпа, войдя во храм, задумчивей и строже…

U_U_U_U_UUU_U

Лампад пунцовых блеск и тихий возглас: «Боже…» [1, c.54]

U_U_U_U_U_U_U

Строфика Андрея Белого во многом однообразна: практически все стихотворения, составляющие цикл, написаны катреном. Необходимо, на наш взгляд, заметить, что каждый стих строфы поэт, в отличие от традиционного написания с прописной буквы, начинает со строчной, например, «В полях»:

Жизнь в безвременье мчится

пересохшим ключом:

всё земное нам снится

утомительным сном. [1, 55]

Стихотворении «Свидание» - дистихом:

Время плетётся лениво.

Всё тебя нету да нет. [1, c.83]

В стихотворении «Незнакомый друг» строфика многообразна: октава, двенадцатистишие, октава, нонет, тристих и катрен. Рифма чаще всего – перекрёстная, причём наблюдается высокое книжное произношение, свойственное произносительной норме.

Таким образом, ритмико-интонационная структура стиха Андрея Белого индивидуальна: в проанализированных нами текстах трёхсложные размеры преобладают над двухсложными; строфика во многом традиционна (преобладают катрены), встречаются различные типы клаузул, чаще всего мужская рифма чередуется с женской, но встречаются стихи, в которых представлена только женская клаузула; рифма чаще всего чередующаяся, но встречается и кольцевая; ритм и интонация оказывают влияние на синтаксис и фонетику (просодику) поэтического текста, на восприятие звучащего стиха, участвуют в формировании текста именно как поэтического.

Список литературы

  1. Андрей Белый Золото в лазури. – М.: Худож лит., 1989. - 24 с.
  2. Античные теории языка и стиля – М. - Л.: ОГИЗ ,1936. – 343 с.
  3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. - М.: Флинта:Наука, 2009. - 520 с.
  4. Гаспаров, М.Л. Методика анализа стихотворного текста / М.Л. Гаспаров // Русская речь – 1992. - №1. – С.7-13.
  5. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский – М.: Наука, 1977. – 407 с.
  6. Ломоносов М.В. Письмо о правилах Российского стихотворства/ ПСС в 7-ми т. - Т.7. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - С.7-18.
  7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман – Л.: Просвещение, 1972. – 350 с.
  8. Томашевский, Б.В. Теория литературы: поэтика / Б.В. Томашевский. – М.: Дрофа, 1996. – 372 с.
  9. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий. - М.: Директ-Медиа, 2010 - 185 с.
  10. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка / Ю,Н. Тынянов. – М.: Современник, 1985. – 412 с.
  11. Широлапова Н.Ю. Своеобразие ритмико-интонационной системы лирики М.Цветаевой/ Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе и в вузе. – Мичуринск: МГПИ, 2004. – С. 55 – 61.
  12. Широлапова Н.Ю. Ритмико-интонационная структура как организующее начало поэтического текста (на материале цикла Анны Ахматовой «Вечер» // Текст. Структура и семантика. Доклады Х Юбилейной международной конференции. Т. 2. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – С. 390 – 396.
  13. Широлапова Н.Ю., Конобеева П.М. Лексические средства формирования поэтического текста Н.С. Гумилева // Наука и образование: научный рецензируемый журнал. – – № 4
  14. Широлапова Н.Ю., Конобеева П.М. Лексика растительного мира в поэтических текстах Н.С. Гумилёва // Научный аспект № 2 - 2020 Филология и лингвистика. - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2020.
  15. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты/ Под ред. А.П. Сковородникова. - М.: Флинта:Наука, 2005. - 480 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: