УДК 8

Проблема идентификации с протагонистом в австрийской литературе (на материале рассказа Б. Фришмут «Bindungen»)

Трофимова Людмила Владимировна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Немецкой филологии Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема идентификации читателя с литературным героем в контексте проблем социальной идентичности личности. Данный процесс возможен только тогда, когда читателя будет волновать герой, которого эти события касаются, то есть каким-то образом сможет идентифицировать себя с ним.

Ключевые слова: Фришмут, литературный герой, австрийская литература, эмансипация, идентификация.

В художественной литературе литературный герой рассматривается как образ человека или животного. Нередко в литературе происходит процесс формализации характера героев, когда они превращаются в «тип» какого-либо порока, страсти и т.п. [1]. Как правило произведение, сюжет которого имеет общее с судьбой читателя воспринимается последним как руководство к действию. Так, чтобы понять содержание произведения, читатель проводить параллели со своей судьбой, как результат данного процесса можно наблюдать идентификацию с протагонистом. Любое отношение к герою может быть рассмотрено как толчок к определенным действиям [4, c.135].

Идентификация – важнейшая составная часть восприятия художественного произведения, благодаря которой чужая жизнь становится для читателя своей. В идентификации, как можно заметить, есть две стороны – внешняя и внутренняя. Внешняя – это сходство обстоятельств, поведения, поступков. Внутренняя идентификация отражает духовный мир человека, его мысли и чувства, его характер, мотивы его поведения [2].

Сюжет рассказа австрийской писательницы Барбары Фришмут «Bindungen» (1980) («Связи») основан на взаимоотношениях двух сестер Фанни и Мальвины, двух сильных духом женщины, судьбы которых отличаются друг от друга. Данное произведение Фришмут в сравнении с штернвизеровской трилогией довольно-таки легко в прочтении и понимании. Фришмут как истинный знаток психологии человека, неважно о ком идет речь мужчине или женщине, или ребенке описывает весь сюжет довольно-таки проницательно.

У Мальвины идеальный брак с Якобом, в основе которого теплые отношения. Эту пару можно причислить к немногочисленным парам в произведениях Фришмут, счастье которой – это семья. Они знают друг друга уже двадцать лет и убеждены, что их счастью ничего не может помешать [3].

В современном обществе существует скептический настрой по отношению к парам, которые могут счастливо прожить в барке всю жизнь. Так и героиня Фанни насторожено относиться к подлинности чувств сестры и ее мужа и не верит в неразрушимость их союза. Мальвина уверяет Фанни, что ничего не получаешь «на блюдечке» в этой жизни. В отношения необходимо постоянно вкладывать, и это не значит, что все протекает безоблачно. У всех и у нее тоже бывают проблемы. Таким образом, решение проблем, стремление к гармонии требуют от человека силы для так называемой идиллии [6, c.134].

Показатель системы ценностей супружеской пары – это выработанные привычки, которые выстраивают режим дня определенным образом. Ужин при свечах вовремя которого Мальвина рассказывает супругу о события дня. Затем они слушают музыку. Немаловажную роль играют и интимные отношения, в которых по мнению Фанни у пары тоже осталось привычка и пропала страсть. Долгая совместная жизнь породила крепкую связь. Фанни интересно, смогла бы Мальвина расстаться с Якобом, и если да, то каким крепким должно быть вспыхнувшее чувство, чтобы заглушить привязанность к Якобу.

Влюбленность здесь, несомненно, не играет существенной роли и не является убедительным аргументом. Критически рассматривает Фани семью Мальвины. Кроме того, здесь прослеживается и зависть Фанни. Она завидует своей сестре и ее семейной идиллии. Несомненно, ребенок влияет на отношения между Мальвиной и Якобом. Воспользовавшись этой ситуацией, Фанни переходит в атаку в отношениях с Якобом.

 Между Фанни, которая после неудачных отношений некоторое время жила у сестры, и Якобом вдруг возникает влечение друг к другу. Оба пытаются потушить внезапно вспыхнувший пожар. Однажды он целует ее. Они дают волю своим чувствам. Читателю понятны чувства и мотивы обоих. Фришмут предотвращает в повествование появление предварительных выводов и осуждений со стороны читателя, апеллируя при этом к пониманию.

Фанни, потерпев неудачу в семейной жизни, переезжает в дом сестры, в надежде начать все с начало, для чего необходимо в первую очередь понять себя. Переживая разрыв старых связей с возлюбленным, Фанни запутывается в новых отношениях с мужем сестры, которые явно могут привести к неблагоприятным последствиям. Данные обстоятельства вызывают у читателя негативные чувства по отношению к Фанни, которая предает сестру, несмотря на то, что Мальвина всегда готова протянуть руку помощи в сложной жизненной ситуации. Однако обвинять только Фанни бессмысленно. В сложившейся ситуации виноваты двое: Фанни и Якоб.

Поведение Фанни можно рассмотреть с точки зрения психологии. Фанни, одержимая карьерой, хотела достичь высот в карьере археолога, а также и личной жизни. Потерпев поражение во всем, Фанни решается начать все с чистого листа. Таким образом, на смену старым проблемам приходят новые, для решения которых героиня в качестве оружия использует свое тело.

Печальная концовка произведения отражает различия между логически выстроенным миром и реальностью. После прелюбодеяния Фанни обретает новые силы для творчества. Ей удается испортить отношения шестилетнего мальчика Зено с родителями, отдалить его от них, тем самым завоевать его любовь. Однако мальчик в конце концов осознает все и теперь для него его тетя «злая ведьма» [3].

Фанни не удалось совладать с собой и познать себя, поскольку у нее не было ни времени, ни сил думать об изменениях в ее жизни. Скорее все ее побуждения приведут в дальнейшем к новому конфликту и к угрызениям совести. Фанни находится в определённой зависимости от общества, из которого она не может убежать без предполагаемых последствий. Она пытается добиться успеха, но при этом ощущения неполноценности, препятствуют ей в этом. Именно эту неполноценность она и пытается устранить с помощью связи с мужем сестры.

В свою очередь Эдит Тегель считает, что некая иллюзорность и переживания протагонистки помогают ей прийти в себя и «выздороветь» [5, c.166]. Она находится в поисках того, что поможет ей преодолеть болезненное прошлое. И отношения с Якобом компенсируют потерю любимого человека. Она сравнивает себя с сестрой и соперничает с ней. Запись в дневнике Фанни о ее так называемом выздоровлении всего лишь отрицание неудачной попытки вернуть прошлое или забыть его и начать новую жизнь.

Успешность идентификации зависит в первую очередь от умения писателя выразить особенности характера и поведения персонажа, а также от способности читателя распознать в характере и в поведении персонажа себя. Таким образом, судьбы героев произведения Фришмут заставляют задуматься читателя о любовных отношениях, в которых важно быть в гармонии с собой и своей жизнью, не терять своей независимости, чтобы в последствии не быть полностью поглощенным партнером и не страдать бесконечно от разлуки. Именно этот урок и усвоила героиня Фришмут.

Кроме того, Фришмут заставляет задуматься читателя о дальнейшей судьбе Фанни, как представительницы слабого пола. Несомненно, речь идет об эмансипированной женщине, которая должна ограничить свои повседневные обязанности, стремиться к самопознанию, а не быть заключенной патриархального мира. Именно это поможет женщинам создать тот мир, который соответствует ее потребностям и в котором будут счастливы и мужчина, и женщина.

Список литературы

  1. Литературный герой. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Литературный_герой ( дата обращения 10.06.2020)
  2. Идентификация, или узнавание в персонаже себя. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/pdf/Tixomirova-IDENTIFIKACIYa.pdf (дата обращения 10.06.2020)
  3. Frischmuth B. Bindungen. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.scribd.com/read/282862575/Bindungen-und-andere-Erzahlungen (дата обращения 10.06.2020)
  4. Konejung S. Produktive Differenz: Leserinnen treten aus dem weiblichen Spiegelbild. – Würzburg: Königshausen und Neumann, 1998. – 161 S.
  5. Toegel E. Suche nach einer weiblichen Identität: Frauengestalten in Barbara Frischmuths neuen Werken// Seminar 24. H.2. – 1988.– S.164 –177.
  6. Wagner K. Gruppenbild mit Hund // Barbara Frischmuth / hrsg. von Kurt Bartsch. – Graz,1992. – S. 133 – 134.