УДК 8
Оксенчук Вера Николаевна – студент магистратуры Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
Аннотация: В данной статье рассмотрены истоки символизма, его главные последователи. Также рассмотрен вопрос основных идей и тем, затронутых символистами в своих произведениях, найдены общие моменты в стихотворениях.
Ключевые слова: Символизм, старшие символисты, поэзия XX века.
На рубеже XIX-XX вв. прежние поэтические законы и правила русской лирики претерпели существенные изменения, поскольку они уже не могли полностью удовлетворить художников слова. Рамки жанров стали тесны, силлабо-тоническая система не позволяла поэтам в полной мере выразить свои мысли, поэтому начался поиск новых форм творчества. Перед поэтами обозначился новый путь творческого поиска в области стихотворной формы, поэтического языка, нового звучания поэзии, новых тем и образов.
Поэзия XIX в. представляла собой большое количество направлений и течений, групп. В это время привычная графика стиха претерпевала изменения, поэтому появились новые формы записи лирики («лесенка» В. Маяковского, знаки препинания А. Блока и М. Цветаевой). Русские поэты все чаще обращались к стилизациям древней поэзии (стихотворения М. Кузмина и О. Мандельштама), идет освоение традиций Востока (стихотворения Н. Гумилева).
Одним из первых крупных и новых направлений русской лирики стал символизм. Изначально это направление пришло к нам из Западной Европы, где в русле этого направления писали А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, Ш. Бодлер и т.д. Русский символизм активно перенял модернистскую литературу запада, включил в себя все интересы и темы мировой культуры. Искусство понимается символистами как накопитель и сохранитель прекрасного. Однако первые публикации русских символистов не нашли отклика у читателей. Как оригинальное явление символизм получил признание в начале XX в., когда пришло новое поколение, интересующееся народом и русской песней, более чутко и органично обращающееся к русским литературным традициям.
Символистов интересовала философская система мироздания, постижение мира в художественных образах-символах. Их интересовал человека как уникальная единица космоса, со своим внутренним художественным миром, поэтому символистов так интересовала идея индивидуализма человека, его избранность и внеморальность. Художник для символистов был вне ценностей всего мира.
Точкой отсчета появления символизма в России считается первая половина 1890-х гг. Тому послужили несколько публикаций: «О причинах упадка...» под авторством Д. Мережковского и альманахи «Русские символисты», выпущенные В. Брюсовым в 1894 г. Мережковский был убежден, что искусство символично, но лишь символисты смогли это разглядеть и связать художественные символы и образы с красотой и религиозными устремлениями [1, c. 92]. Так, Мережковский и его жена, З. Гиппиус, находились у истоков формирования символизма в Петербурге, а В. Брюсов– в Москве. Существовали различия в московской и петербургской школе. Так, петербургская школа основывалась на религиозно-мистических поисках, которые нашли воплощение в художественном творчестве. Их интересовала связь религии и творчества, церкви и интеллигенции. Это привело к появлению «нового религиозного сознания», которое базировалось на уничтожении разрыва между верой и жизнью.
Московская школа занималась популяризацией традиций европейского символизма. Приверженцы московской школы считали, что необходимо совершенствовать стихосложение, создавать жизнеутверждающие стихотворения.
Обе линии «старшего» символизма считали творческий акт приближением к Богу, а деятельность художника не работой, а таинством.
Поэты интуитивно ощущали необычность своей эпохи, ее беды и проблемы как свои собственные, что отразилось на эмоциональности символистской лирики, где преобладали настроения отчаяния, усталости, пессимистических образных выводов. Поэтому к поэзии символизма относились как к декадентской.
В поэзии символизма главным был символ, который ученые называют «эстетической категорией» символизма. Что же такое символ? Символ – это многозначный образ, который не имеет конечного истолкования и выражает глубокие философские представления художника. При этом символ предметен, имеет материальную фактуру.
Существуют два течения русского символизма: «старшие символисты», к которым относятся К. Бальмонт, В. Брюсов, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др., и «младосимволисты», в которым относятся А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др. «Старшие» символисты называли свое творчество «поэзия внутреннего». Их стихотворения отличались большей созерцательностью, внутренней динамикой. Можно сказать, что они тяготели к поэзии прошлого – к творчеству Тютчева, к философской лирике Пушкина.
«Старшие» символисты нередко называются еще импрессионистами или декадентами. Однако импрессионисты не владели системой символов. Декадентами их нередко называли современники, упрекающие символистов в эстетизме, замкнутости, оторванности от реального мира и поклонении искусству. Декадентский стиль придал особое настроение стихотворениям Ф. Сологуба, М. Лохвицкой, З. Гиппиус. Преобладало настроение безнадежности, неприятия жизни, замкнутости личности в мире, поэтизация смерти, причем смерть в стихотворениях символистов рассматривается как избавление от тяжести окружающего мира. Так, например, приведем стихотворение Ф. Сологуба:
О смерть! я твой! Повсюду вижу
Одну тебя, – и ненавижу
Очарование земли.
Людские чужды мне восторги,
Сраженья, праздники и торги,
Весь этот шум в земной пыли.
Твоей сестры несправедливой,
Ничтожной жизни, робкой, лживой,
Отринул я издавна власть...
12 июня 1894
В произведениях символистов большое внимание уделялось не только символу смерти, но и другим символам. Так, И.А. Жиркова, занимающаяся исследованиями новеллистики З.Н. Гиппиус, писала, что главные ее символы – луна, комета, небо, т.е. астральные объекты. «За ними закреплено положительное семантическое поле, музыкальный суггестивный язык, со свойственными ему звукописью, сложными эпитетами, однотипными определениями, повторами и инверсиями» [3, c. 18]. Символично, что поэтами и писателями использовались символы неба и моря в одном контексте. Например, в раннем стихотворении З. Гиппиус «Цветы ночи» есть соединение неба и моря. «Ну и городок был! Весь белый и голубой. Белые домики, точно оплетенные цветами, а внизу и вверху — только голубое, голубое, — небо, как море, море, как небо. Потом я понял, что такое море, это земля, притворяющаяся небом, подражающая небу: точно черты неба — солнце, луна, звезды, а также и мысли неба — облака — всегда в нем не чисты, а исковерканы» [2, c. 87]. Стихотворение «Небо и море» Д.С. Мережковского объединяет влечение моря к небу любовью, которое выливается в единение [5, c. 138]:
Стали с тех пор небеса океаном безбрежным,
Вечным, как небо – как сердце людское, мятежным [4, c. 166].
В данном стихотворении небо «влюбилось» в землю, небеса превращаются в океан, океан (на земле) стремиться слиться с землей. Мы видим схожие ситуации в двух стихотворениях – соединение неба и моря.
Также у Гиппиус мы можем найти попытку поиска гармонии, попытку соединить небо и землю, дух и плоть, временное и вечное в единое целое. Все это входило в метафизику любви в ее произведениях. Помимо этого, умирание небо трактуется в ее произведениях как символ смерти небесного в любви: «Пустота, как темная пасть, раскрывалась надо мною. Небо умирало, а с ним умирала и земля, неотрывная от него, покрывалась трупными тенями и пятнами. А с ними, с небом и землей, угасала и моя жизнь» [2, c. 98].
Символизм – неоднородное явление, объединившее поэтов разных взглядов. «Старшие» символисты, которые пришли в литературу в 1890-х гг. во время глубокого кризиса поэзии пропагандировали культ красоты и самовыражения поэта, они отрицали действительность. Символизм принес в литературу возрождение поэзии и обновление художественной образности.
Список литературы