К уточнению понятия «русское деловое письмо»

Аль Анбаги Шайма Тамер – аспирантка кафедры Русского языка и методики его преподавания Филологического факультета Российского университета дружбы народов. 

Научный руководитель: Шаклеин Виктор Михайлович – доктор филологических наук, профессор Российского университета дружбы народов. 

Аннотация: В статье приводится и анализируется понятие русского делового письма, а также раскрывается и уточняется понятие адресованного делового письма, его свойств, истории деловых писем. Анализ имеет направленность на оценку изменений исторических аспектов относительно использования делового письма и современных установок касаемо данного вопроса. Также в процессе оценки были приведены основные классификации делового письма по различным признакам. По результатам исследования были сделаны выводы об общих характеристиках исторически закрепленного стиля делового письма и современного, имеющего цифровую направленность, представленные в формате печатного сообщения.

Ключевые слова: Деловое письмо, русский язык, общение, адресность, цифровой формат.

Русская официально-деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Знакомство с ее историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официально – деловых отношений, выявить особенности национальной культуры русского делового письма, его интернациональные свойства [1].

Адресованное деловое письмо – это сложившаяся традиция деловой коммуникации. Она связана с тем, что в отличии от устной договорённости, корреспонденция является физическим носителем послания отправителя и может быть предъявлена как доказательство осуществлённого предпринимательского договора.

Таким образом, деловая переписка является важным аспектом предпринимательской деятельности. В адресованном русском деловом письме сложился определенный дискурсивный стиль и словарь, применяемый для коммуникации подобного рода.

Основными элементами в такой коммуникации выступают и формальные, и смысловые качества адресованного письма. Для предпринимателя, использующего деловую переписку, также важно соблюдать смысловую нагрузку, артикулирующую деловую ситуацию, которыми выступают формальные элементы послания, к которым относятся приветствие, прощание, обращение [2].

Исторические письменные документы, известные нам сегодня, говорят о том, что уже в 10 веке в Древнерусском государстве использовались официальные документы. Люди этого периода в большей степени используют документацию правовых отношений (к примеру жалованные и вкладные грамоты, завещания) и создают документы, отражающие определенные частные правоотношения (заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег; полные грамоты, составляемые при продаже в рабство; отпускные грамоты и т. д.) [2].

Деловые письма представляют собой официальную корреспонденцию и применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо - всегда официальное сообщение. Информация, содержащаяся в деловом письме, носит протокольный характер. Вот почему письма регистрируются, и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления.

В концепции деловой переписки важную роль играет формальное оформление коммуникативной активности собеседников. Сама форма делового письма, рамка, заданная приветствием объекта коммуникативной активности и прощанием с ним, задает значимое семиотическое поле коммуникации.

Приветствие и прощание в деловой переписке создают иерархические отношения между акторами деловой активности. Они могут быть как равными, так и неравными: один из деловых партнеров может выступать в роли старшего партнера.

Обычно, документ в начале имел обращение, дату или инициалы автора и адресата такого послания. К примеру, царские указанные грамоты отражали сперва данные об авторе и адресате (от кого кому): «От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову Кудентовичу Черкасскому…» [3].

Для обращения к великому князю, люди служивого статуса, такие как холопы, посадские и крестьяне подписывались сиротами; духовные лица представлялись богомольцами. В итоговом разделе такой грамоты указывалась дата и место ее составления отправителем. «Писан в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 1166 года, марта в 16 день».

Такие формальные аспекты сохранились и на сегодняшний день. В общем плане, деловая переписка считается достаточно консервативным видом дискурса, который базируется на четком соответствии правилам переписки, и позволяют акторам предпринимательской коммуникации принимать и понимать основные намерения друг друга.

Согласно функциональному признаку все деловые письма делятся на две основные группы, к которым относятся:

Таким образом, в адресованном деловом письме инициатор переписки всегда четко осознает цель, с которой отправляет конкретное письмо. Это является следствием того, что деловая переписка выступает сугубо как инструмент деловой активности.

В отличие от личной переписки или художественного письма, в ней максимальным образом элиминируются субъективные элементы речи, такие как собственный стиль письма, индивидуальная фразеология, темы личных интересов и тому подобное.

Рассматривая классификацию по структурным признакам, можно делить деловые письма на регламентированные, то есть стандартные, и нерегламентированные.

Первые из них формируются согласно определенного образца (к стандарту должно подходить помимо содержания, еще и формат бумаги, перечень реквизитов и другие аспекты). Такое письмо направлено на решение типичных вопросов, которые регулируют регулярные экономико-правовые ситуации и реализуется в форме стандартных синтаксических конструкций.

Письмо нерегламентированное подразумевает под собой авторский текст, которые выражен в форме формально-логического повествования или этикетного текста.

Самым частым в адресованном деловом письме выступает регламентированная форма письма, которая обеспечивает условия для стабильной организации деловой активности.

В современную эпоху деловое письмо переместилось из пространство бумаги и чернил в цифровой мир. Цифровая среда позволяет ускорить деловую коммуникацию.

Само ускорение деловой коммуникации имеет своим следствием изменение форм и рамок общения. Часть сегмента деловой переписки переходит в менее официально русло.

Как правило, это касается общения между отдельными менеджерами-исполнителями, между которым устанавливаются личные рабочие отношения.

Цифровая среда, которая обеспечивает мгновенную передачу информации к адресу коммуникации, снимает требование к формальной организации делового текста.

Список литературы

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. — М.: Русский язык, 1989.
  2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет. — М.: Экономика, 2000.
  3. Эль-Амари, О. Н. Коммуникативные функции деловых писем в современном русском языке [Текст] // Социальные и гуманитарные знания. -2016. - Т. 2 - № 2. - С. 148-153.