УДК 81`1
Красса Алина Владимировна – магистрант Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники».
Аннотация: Статья посвящена проблемам перевода аллюзии в заголовках британских и американских СМИ. Рассматриваются возможные трудности, с которыми сталкивается переводчик, а также способы перевода аллюзивных заголовков.
Ключевые слова: Перевод, аллюзивный заголовок, проблемы перевода, передача аллюзий, способы перевода.
Процесс передачи аллюзии на другой язык представляет собой особую лингвистическую сложность. Переводчик может столкнуться со следующими проблемами:
1. Прежде всего, первым этапом перевода является идентификация, распознавание аллюзий. Переводчику бывает сложно распознать, увидеть аллюзию в исходном языке, что объясняется ее имплицитной (скрытой) природой, а также ориентацией на компетентного, эрудированного читателя. Здесь наибольшую сложность у переводчика вызывают чисто “местные” прецедентные феномены, такие как отсылки к рекламе или к недавно произошедшим событиям на политической арене. Ярким примером служит заголовок Never mind Brexit, it’s Boris who Legs-it, который является отсылкой к нашумевшему скандальному заголовку из Never mind Brexit, who won Legs-it! из газеты «Daily Mail» , который ранее переводчики перевели как «Забудьте про Brexit, ножки победили». Дело в том, что подобный заголовок был помещен рядом с фотографией первого министра Шотландии Николы Старджен и британского премьер-министра Терезы Мэй в юбках выше колен, явно сделанной с акцентом на их ноги. Конечно, не зная данную историю, весьма сложно увидеть аллюзию сразу, без поиска информации.
Так, в данном случае проблема заключается в том, что если на первом этапе аллюзия остается незамеченной в тексте оригинала, возникает опасность калькирования при переводе, искажения исходного значения аллюзивного элемента и самой задумки автора.
Здесь могут помочь определённые маркеры-критерии распознавания аллюзий [4, с. 62], [2, c. 68].
Так, заголовок с аллюзией можно распознать по следующим признакам:
2. Аллюзиям свойственна культурная обусловленность, следовательно, неочевидность для человека, принадлежащего к совершенно другому лингвокульторогическому миру. Действительно, аллюзии на основе социокультурных традиций этноса характеризуют специфические национальные способы познания мира.
В связи с этим, на основании примеров аллюзивных заголовков в британских и американских СМИ (The Times, The Guardian, The Independent, The Telegraph, The Daily Mail, The NY Times, The Washigton Post), были выявлены специфические черты современного культурного обществ, отражающиеся в аллюзивных заголовках.
Так, использование в британских заголовках библейских, исторических и литературных аллюзий свидетельствует о консерватизме, приверженности традициями и почитании культурных ценностей, присущих британской нации: DEAL OR NO DEAL (Брексит или не Брексит? Вот в чем вопрос!) является аллюзией на фразу «to be or not to be» из «Гамлета» У. Шекспира.
Тем не менее, в век развития технологии и глобализации прослеживаются современные тенденции в виде обращения к поп-культуре, аллюзий на популярные продукты массовой культуры, в том числе американские фильмы, песни: NO NEED FOR SPEED Petrol heads plot car cruise in SAME town where 17 were mowed down at similar event (Жажды скорости НЕТ Автолюбители собираются устроить гонки в городе, где ранее разбилось 17 машин на подобном предприятии – аллюзия на название фильма «Need for speed»( рус. – «Жажда скорости»).
Что касается аллюзий в американских заголовках, наблюдается больше не культурная, а политическая обусловленность, акцентирование политических острых ситуаций и личность президента: Putin says he’s making Russia great again. In reality, it’s crumbling (Путин заявил, что делает Россию снова великой, но мы видим лишь жалкие попытки) – аллюзия на известный политический лозунг «Make America Great Again», использующийся американскими политиками, преимущественно Дональдом Трампом в его президентской кампании.
3. Ещё одной сложностью является тот факт, что в большинстве случаев аллюзии носят авторский характер и встречаются в совершенно разных контекстах. Например, заголовок MERK YOUR MINDS UP! Brexit: Emmanuel Macron RULES OUT Brexit extension after Angela Merkel tells EU leaders it is ‘unavoidable’ намекает на выражение «make up one’s mind» (пер.- принять решение) и имя известного политика Ангелы Меркель, образуя оригинальную, индивидуально-авторскую аллюзию, которую можно перевести следующим образом: Пусть сомнения поМЕРКнут! Эммануэль Макрон исключает промедления после заявления Ангелы Меркель к лидерам Евросоюза о том, что выход «неизбежен»[1, с. с.311].
4. Также стоит вопрос о неоднозначной природе данного явления, ведь аллюзии могут быть с одной стороны одновременно реалиями или игрой слов, а с другой именами собственными или реминисценциями. Следовательно, способы перевода нужно выбирать для каждого случая индивидуально. Автор яркого заголовка FOUR BETTER, FOUR WORSE Mum who forked out £37k on weddings and divorces to tie the knot for fifth time отсылает нас к известной фразе при заключении брачных союзов «for better and for worse» («и в горе, и в радости). Здесь мы видим не клишированную игру слов, основанную на звуковой омонимии. Передать такой заголовок на русский язык является непростой задачей. Одно из переводческих решений выглядит так: «Одним мужем больше, одним меньше… Женщина, потратила целое состояние на свадьбы и разводы и заключила союз уже в пятый». Было подобрано устойчивое выражение в русском, которое соответствовало бы теме, стилю и передавало бы хоть бы отчасти юмор, заложенный в оригинале. Этот способ перевода называется подбор функционального аналога. Так, получается, что в данном случае перед переводчиком стоит сразу несколько задач.
5. Наконец, следует отметить, что аллюзия находится не в потоке речи или в художественном тексте, а в рамках газетного заголовка, особенности которого также важно учитывать при переводе. Например, нет возможности сделать сноску или комментарий. Например, источником аллюзии в заголовке Brexit is the writing on the wall for our ‘constitution’ является библейский сюжет из Книги пророка Даниила, входящей в Ветхий Завет, повествующей о загадочной надписи, появившейся мистическим образом стене во время пира нечестивого царя. Пророк Даниил расшифровал загадочные символы как надпись «Исчислен, исчислен, взвешен, разделен»и пояснил, что это послание правителю от Бога, предрекающее царю Вальтасару и его царству скорую гибель», поэтому выражение «the writing on the wall»( надпись на стене) означает предзнаменование беды. Хорошо было бы сделать ссылку с подобным объяснением библейского сюжета и значения словосочетания, но, не имея такую возможность, можно перевести так: Брексит: крах британской Конституции.
Знать задачи и проблемы очень важно, однако ключевым моментом является то, каким образом происходит перевод, какой способ выбирает и использует переводчик. На основании существующих стратегий и способов перевода аллюзий, можно выделить следующие [4, с. 122-127], [2, с. 64-74]:
Таким образом, проанализировав современные лингвистические знания и англоязычные аллюзивные заголовки, мы выявили некоторые проблемы передачи аллюзии в заголовке британских и американских СМИ, с которыми может столкнуться переводчик, а также рассмотрели способы и стратегии перевода.
Список литературы