УДК 34

Проблемы участия налогового органа в процедуре банкротства

Бичурин Ильяс Наилевич – студент магистратуры Самарского государственного экономического университета.

Аннотация: За последние годы, в условиях тяжелой экономической ситуации, возросла роль института банкротства физических и юридических лиц. Наиболее частым кредитором в данной категории дел выступает налоговый орган. Автором проводится анализ его компетенций в процедуре банкротства.

Ключевые слова: Налогообложение, несостоятельность, банкротство, уполномоченный орган, кредитор.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом, представляющим интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве должников - юридических и физических лиц.

По данным Статистических бюллетеней ЕФРСБ за 2018-2019 гг., в 2018 году ФНС России фигурировала в делах о банкротстве юридических лиц в качестве заявителя в 14% дел, в делах о банкротстве граждан - в 1% дел [6], а 2019 году соответственно в 12,6 % и 1,7% дел [7].

До сих пор в доктрине права четко не обозначены основные характеристики уполномоченного органа, как участника арбитражного процесса в делах о банкротстве, формируется неверное представление о привилегированном положении ФНС России по отношению к другим кредиторам в процедуре банкротства.

Вначале стоит дать определение понятию "уполномоченный орган", выделить его основные функции.

Уполномоченные органы − федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ на представление в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Среди основных компетенций указанных органов в сфере несостоятельности (банкротства) можно выделить следующее:

  • представление в делах о банкротстве, требований по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • представление публичных интересов в делах о банкротстве градообразующих организаций, застройщиков, банкротстве должников,
    деятельность которых связана с социальными потребностями населения соответствующей территории;
  • правомочие по наделению управленческим статусом лица, участвующего в деле о банкротстве градообразующих организаций, правом выбора реабилитационных или ликвидационных процедур в отношении должника [4].

Непосредственно контрольные функции в делах о банкротстве, помимо, разумеется, арбитражных судов, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), уполномоченную контролировать деятельность СРО арбитражных управляющих. Росреестром осуществляется контроль за исполнением их членами – арбитражными управляющими – своих обязанностей в делах о банкротстве. Таким образом, Росреестр - единственный участник судебного разбирательства в деле о банкротстве, являющийся государственным органом, но при этом финансово не заинтересован в исходе дела.

В свою очередь, ФНС России, являясь фискальным органом, не является таковым в деле о банкротстве, так как в Законе о банкротстве в отношении уполномоченного органа не предусмотрено таких полномочий. По сути, налоговый орган выступает в роли обычного кредитора.[5]

При инициировании процедуры банкротства, а также в ходе этой процедуры налоговый орган консолидирует всю задолженность налогоплательщика перед государственными внебюджетными фондами и перед федеральными органами исполнительной власти. Начальная сумма в 300 тыс. руб., установленная статьей 6 закона о банкротстве, достаточная для банкротства организации, определяется по ее совокупной задолженности: по налогам, страховым взносам и другим обязательным платежам. *[1]

В случае, если инициация процедуры банкротства исходит от налогового органа вследствие образовавшейся налоговой задолженности, одновременно с подачей заявления в суд он уведомляет об этом государственные внебюджетные фонды и иные федеральные ведомства и запрашивает у них информацию о задолженности. А затем направляет полученные данные в суд для включения объединенной задолженности в реестр требований кредиторов.

Подача заявления о признании должника банкротом осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257.

Согласно п. 2 указанного Постановления, уполномоченный орган должен принять решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в следующие сроки:

– не ранее 30, но не позднее 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа;

Нарушение 90-дневного срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом не влияет на возможность признания такого заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. Однако заявление уполномоченного органа признается необоснованным, если на момент обращения в суд утрачена возможность принудительного исполнения требований, указанных в заявлении;

 – в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности перед бюджетом.[2]

В соответствии с Приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@, все должники делятся на группы и уровни контроля. Такое деление обусловлено разделением полномочий между структурными подразделениями ФНС России и установлении дополнительного контроля со стороны ЦА ФНС России за должниками, имеющими крупную задолженность перед бюджетом. [3]

В отношении каждого из должников первой и второй групп по оформленному в письменной форме решению соответственно ФНС России и УФНС России, на территории которого зарегистрирован должник - устанавливается один из трех уровней контроля, обеспечивающий своевременную выработку обоснованной позиции уполномоченного
органа в деле о банкротстве данного должника. Так, к примеру, в случае с первой группой должника и первым уровнем контроля в отношении него, уполномоченный орган в деле о банкротстве, обращается в ЦА ФНС России с целью согласования позиции по всем судебным заседаниям в отношении должника, а также по всем вопросам повестки дня собраний кредиторов в отношении должника.

Данным приказом установлена обязательность явки представителя налогового органа на каждом собрании кредиторов, а также в судебных заседаниях по делу о банкротстве должника, за исключением судебных заседаний в отношении должников, по которым отсутствует задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам, подлежащим включению в реестр требования кредиторов, данные заседания могут проводиться без участия налогового органа.[3]

Кроме того, Приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663@ утверждены формы документов, которыми оформляются позиции уполномоченного органа для участия в судебном заседании и собрании кредиторов. Среди них стоит отметить «Поручение на участие в судебном заседании» и «Приказе о голосовании на собрании кредиторов». В ходе составления указанных документов, уполномоченный орган выражает мотивированную позицию на основании анализа процедуры о банкротстве о том или ином событии в деле о банкротстве. Практически каждое мероприятие в процедуре банкротства не обходится без позиции уполномоченного органа по нему, а механизм подготовки позиции уполномоченного органа по тому или иному вопросу в деле о банкротстве имеет высокую степень проработанности и предельно регламентирован, а в некоторых случаях проходит через несколько уровней контроля и согласуется ЦА ФНС России.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002, №127-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - №43. - Ст. 4190.
  2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 (ред. от 21.07.2017) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
  3. Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@ (ред. от 31.03.2016) "Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России" [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136246.
  4. Несостоятельность (банкротство): Учебный курс. В 2 т. / Под ред. д.ю.н., проф. С.А. Карелиной. Т. 1. - М.: Статут, 2019.
  5. Макевнина Д.Ю. Правовой статус налоговых органов в делах ο банкротстве // Отечественная юриспруденция — 2018. — № 5 (30).
  6. Статистический бюллетень ЕФРСБ за 2018 год. [Электронный ресурс] /Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://download.fedresurs.ru/news/Статистический%20бюллетень%20ЕФРСБ%202018.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
  7. Статистический бюллетень ЕФРСБ за 2019 год. [Электронный ресурс] /Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: https://download.fedresurs.ru/news/Статистический%20бюллетень%20ЕФРСБ%202019.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: