Управление ассортиментной политикой предприятия (на примере ООО «Нестле Россия»)

Браева Татьяна Сергеевна – студент Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

Коростелева Татьяна Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

Аннотация: В данной статье проанализирован объем продаж продукции ООО «Нестле Россия». Рассмотрен ассортимент кондитерской продукции ООО «Нестле Россия». С помощью ассортиментной политики выявлены наименования, которые обладают наибольшей и наименьшей рентабельностью. Проведена оптимизация в структуре ассортимента. Рассчитан экономический эффект от применения ассортиментной политики на предприятии. 

Ключевые слова: Ассортиментная политика, себестоимость продукции, рентабельность продукции, прибыль от продаж.

Ассортиментная политика предприятия – деятельность, направленная на формирование ассортиментного ряда товаров компании. Целью ассортиментной политики считается создание наиболее рационального вектора развития товарной номенклатуры, соответствующей спросу покупателей в сфере деятельности предприятия. Ключевая задача ассортиментной политики предприятия состоит в оптимизации ассортиментного ряда в текущий и будущий периоды.

Основными факторами, влияющими на ассортиментную политику, являются рентабельность продукции, спрос, объем продаж, возможность сбыта.

ООО «Нестле Россия» производит 6 основных видов продукции: кондитерские изделия, молочные продукты и мороженое, питание и здравоохранение, полуфабрикаты и кулинария, растворимые и готовые к употреблению напитки, товары для домашних животных.

На рисунке 1 представлен объем продаж по каждому виду продукции ООО «Нестле Россия».

image001

Рисунок 1. Объем продаж ООО «Нестле Россия»  по виду продукции.

 

Так, объем продаж за 2018 год по виду продукции - кондитерские изделия составил 25%, детское питание – 19%, полуфабрикаты и кулинария – 18%, растворимые и готовые к употреблению напитки – 16%, товары для домашних животных – 15%, молочные продукты и мороженое всего 7%.

Рассмотрим более подробно выпуск самого большого объема продаж - продукции Кондитерских изделий. Кондитерские изделия выпускаются на двух фабриках: в городе Самара (Комильфо, Россия щедрая душа, Nuts, Nesquik) и в городе Пермь (БонПари, KitKat). На рисунке 2 представлено распределение объема выпуска кондитерской продукции по долям по основным торговым маркам.

image002

Рисунок 2. Объем продаж ООО «Нестле Россия»  по торговым маркам.

Проведем ассортиментную политику с помощью механизма выбора ассортимента, суть которой в том, чтобы по возможности максимизировать выпуск продуктов с высокой маржинальной рентабельностью.

Экономико-математическая задача в данном случае примет вид (формула 1):

image003 (1)

Где image004 – цена за единицу продукции, image005 – себестоимость i-ой продукции, image006– объем производства i-ой продукции, image006 * – максимально возможный объем i-ой продукции, О – величина оборотных средств предприятия, n - количество видов продукции.

Этапы решения экономико-математической задачи:

1. Определить рентабельность по каждому виду продукции.

2. Провести ранжирование рентабельности продукции в порядке убывания.

3. Обозначить оптимальный выпуск производства – в сторону увеличения для наиболее рентабельной продукции, оставить объем прежним – для среднерентабельной и уменьшить объем – для низкорентабельной продукции.

4. Определить продукцию с порядковым номером К, такая, что: image007 image008 = image006 .

5. Определить остаток оборотных средств, который распределяется между оставшимися продукциями: image009

6. Провести расчет экономической эффективности.

Товарный ассортимент кондитерской продукции ООО «Нестле Россия» представляет собой всего 59 наименований: 12 продукции «KitKat», 21 – продукции шоколадных плиток, 14 – продукции «БонПари», 6 – продукции «Nesquik», 9 – продукции конфет «КОМИЛЬФО» и 3 – продукции «Nuts».

Используя программу для работы с электронными таблицами «Microsoft Excel», проведём расчеты рентабельности по каждому виду продукции и ранжируем в порядке убывания. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Так, рентабельность кондитерской продукции ООО «Нестле России» колеблется от 5,83% (самая нерентабельная продукция – Молочный шоколад с начинкой со вкусом десерта "Муравьиная сказка") до 43,51% (самая рентабельная продукция – KitKat батончик).

Таблица 1. Расчет рентабельности продукции ООО «Нестле Россия».

Наименование

Вес,г

Цена за 1 шт., руб.

Ценаруб./г

Цена, тыс.руб./т

Объём произ-водст-ва, Q

С/с продук-ции, ci, тыс.

руб./т

Выручка от реал/ продук-ции В, тыс.руб.

При-быль от продаж, Пi, тыс.руб.

Рента-бель-ность, Si, %

Опт.выпуск произ-водства, Q*, тонн

С/с продук-ции, ci*, тыс.руб./тонн

Выручка от реал/ продук-ции В*, тыс.руб.

ПрибыльПi*, тыс.руб.

3. KitKat батончик

39

35

0,90

897,44

19

11881

17051

5170

43,51

44

27514,96

39487,18

11972,22

49. БонПари Мармелад Вкус лета

75

89

1,19

1186,67

11

7931

13053

5122

64,59

36

25956,00

42720,00

16764,00

46. Конфеты Nuts Mini в упаковке

168

135

0,80

803,57

15

7650

12054

4404

57,56

40

20400,00

32142,86

11742,86

54. Бонпари Jumble Мармелад

45

39

0,87

866,67

11

6171

9533

3362

54,49

36

20196,00

31200,00

11004,00

38. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Кешью

116

289

2,49

2491,38

11

17875

27405

9530

53,32

36

58500,00

89689,66

31189,66

50. БонПари Мармелад Ягодные мишки

150

79

0,53

526,67

11

3916

5793

1877

47,94

36

12816,00

18960,00

6144,00

65. Шоколадный батончик Nuts Duo

66

69

1,05

1045,45

14

9940

14636

4696

47,25

39

27690,00

40772,73

13082,73

42. БонПари Мармелад Морское царство

75

49

0,65

653,33

11

4917

7187

2270

46,16

36

16092,00

23520,00

7428,00

33. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Фисташка

232

409

1,76

1762,93

12

14544

21155

6611

45,46

37

44844,00

65228,45

20384,45

30. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Миндаль и крем-карамель

116

249

2,15

2146,55

11

16280

23612

7332

45,04

36

53280,00

77275,86

23995,86

47. Бонпари Фруттифан Леденцы Освежающий микс

45

39

0,87

866,67

12

7176

10400

3224

44,93

37

22126,00

32066,67

9940,67

44. БонПари Мармелад Машинки

150

79

0,53

526,67

11

4015

5793

1778

44,29

36

13140,00

18960,00

5820,00

26. Шоколадный батончик Nuts

50

49

0,98

980,00

16

11360

15680

4320

38,03

41

29110,00

40180,00

11070,00

55. Бонпари Леденцы Дыня-Арбуз

75

39

0,52

520,00

11

4158

5720

1562

37,57

36

13608,00

18720,00

5112,00

41. Бонпари Суфле

90

49

0,54

544,44

12

4776

6533

1757

36,80

37

14726,00

20144,44

5418,44

37. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Ассорти

232

429

1,85

1849,14

13

17589

24039

6450

36,67

38

51414,00

70267,24

18853,24

29. Шоколад «Российский» Горький, 70%

90

85

0,94

944,44

12

8316

11333

3017

36,28

37

25641,00

34944,44

9303,44

13. KitKat Double Chocolate батончик

45

49

1,09

1088,89

14

11218

15244

4026

35,89

39

31250,31

42466,67

11216,36

8. KitKat Senses Rose Gold Edition батончик

45

49

1,09

1088,89

14

11286

15244

3959

35,08

39

31438,68

42466,67

11027,99

12. KitKat Senses Caramel Cappuccino батончик

45

49

1,09

1088,89

14

11314

15244

3931

34,74

39

31517,07

42466,67

10949,60

15. Шоколад "Нестле" молочный

90

85

0,94

944,44

13

9178

12278

3100

33,77

38

26828,00

35888,89

9060,89

51. Бонпари Леденцы Тропические фрукты

75

39

0,52

520,00

11

4279

5720

1441

33,68

36

14004,00

18720,00

4716,00

59. Шоколадный батончик Nesquik с нугой, молочной начинкой и хрустящим рисом

28

29

1,04

1035,71

15

11775

15536

3761

31,94

40

31400,00

41428,57

10028,57

23. Шоколад "Нестле" молочный с арахисом и изюмом

90

85

0,94

944,44

13

9321

12278

2957

31,72

13

9321,00

12277,78

2956,78

14. KitKat Senses Deluxe Coconut батончик

45

49

1,09

1088,89

14

11579

15244

3666

31,66

14

11578,70

15244,44

3665,74

48. БонПари Мармелад Кислые змейки

150

69

0,46

460,00

12

4200

5520

1320

31,43

12

4200,00

5520,00

1320,00

7. KitKat Double Chocolate

112

89

0,79

794,64

17

10291

13509

3218

31,27

17

10290,78

13508,93

3218,15

4. KitKat Senses Rose Gold Edition

112

89

0,79

794,64

17

10304

13509

3205

31,10

17

10304,04

13508,93

3204,89

57. Шоколад молочный Nesquik 4 порции

95

59

0,62

621,05

14

6650

8695

2045

30,75

14

6650,00

8694,74

2044,74

1. KitKat Senses Deluxe Coconut

112

89

0,79

794,64

17

10338

13509

3171

30,67

17

10338,21

13508,93

3170,72

10. KitKat Senses Caramel Cappuccino

112

89

0,79

794,64

17

10338

13509

3171

30,67

17

10338,21

13508,93

3170,72

9. KitKat Dark mini набор 202 г

202

129

0,64

638,61

20

9883

12772

2889

29,23

20

9883,20

12772,28

2889,08

21. Шоколад "Нестле" молочный с миндалем

90

85

0,94

944,44

13

9503

12278

2775

29,20

13

9503,00

12277,78

2774,78

32. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Шоколадный мусс

116

209

1,80

1801,72

11

15378

19819

4441

28,88

11

15378,00

19818,97

4440,97

25. Белый шоколад со вкусом ванили 

90

69

0,77

766,67

12

7140

9200

2060

28,85

12

7140,00

9200,00

2060,00

22. Шоколад "Сударушка" с миндалем

90

79

0,88

877,78

14

9576

12289

2713

28,33

14

9576,00

12288,89

2712,89

45. Бонпари Polo Леденцы

20

25

1,25

1250,00

11

10758

13750

2992

27,81

11

10758,00

13750,00

2992,00

18. Шоколад "Сударушка" с изюмом и арахисом

90

79

0,88

877,78

14

9646

12289

2643

27,40

14

9646,00

12288,89

2642,89

56. Шоколадный батончик Nesquik Crispy

24

18

0,75

750,00

13

7670

9750

2080

27,12

13

7670,00

9750,00

2080,00

43. Бонпари Леденцы Фруктовый микс

75

39

0,52

520,00

11

4554

5720

1166

25,60

11

4554,00

5720,00

1166,00

39. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Ассорти

116

269

2,32

2318,97

12

22236

27828

5592

25,15

12

22236,00

27827,59

5591,59

6. KitKat плитка

50

39

0,78

780,00

17

10631

13260

2629

24,73

17

10630,78

13260,00

2629,22

16. Шоколад темный с вишней

90

69

0,77

766,67

13

8034

9967

1933

24,06

13

8034,00

9966,67

1932,67

52. БонПари Мармелад Забавный медвежонок

150

79

0,53

526,67

11

4675

5793

1118

23,92

11

4675,00

5793,33

1118,33

34. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Шоколадный мусс

232

399

1,72

1719,83

12

16776

20638

3862

23,02

12

16776,00

20637,93

3861,93

28. Шоколад темный с фундуком и печеньем

90

69

0,77

766,67

14

8750

10733

1983

22,67

14

8750,00

10733,33

1983,33

40. Бонпари Леденцы Цитрусовый микс

75

39

0,52

520,00

11

4675

5720

1045

22,35

11

4675,00

5720,00

1045,00

58. Шоколад молочный Nesquik

100

69

0,69

690,00

16

9200

11040

1840

20,00

6

3450,00

4140,00

690,00

2. KitKat Duo

90

49

0,54

544,44

16

7285

8711

1426

19,57

6

2732,04

3266,67

534,63

31. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Миндаль и крем-карамель

232

409

1,76

1762,93

12

17760

21155

3395

19,12

2

2960,00

3525,86

565,86

36. Шоколад молочный Nesquik с клубникой

100

69

0,69

690,00

15

8730

10350

1620

18,56

5

2910,00

3450,00

540,00

35. Шоколадные конфеты КОМИЛЬФО Фисташка

116

249

2,15

2146,55

13

23556

27905

4349

18,46

3

5436,00

6439,66

1003,66

24. Шоколад Путешествие

90

69

0,77

766,67

13

8450

9967

1517

17,95

3

1950,00

2300,00

350,00

5. Шоколад молочный Nesquik с лесными ягодами

100

69

0,69

690,00

15

8970

10350

1380

15,38

5

2990,00

3450,00

460,00

19.Шоколад Какао и Молоко

90

69

0,77

766,67

13

8645

9967

1322

15,29

3

1995,00

2300,00

305,00

11. KitKat mini набор

202

139

0,69

688,12

25

15634

17203

1569

10,04

15

9380,10

10321,78

941,68

17. Шоколад «Россия» молочный с кокосом и вафлей

90

69

0,77

766,67

14

9772

10733

961

9,84

4

2792,00

3066,67

274,67

27. Молочный шоколад с начинкой со вкусом крем-брюле

100

69

0,69

690,00

12

7584

8280

696

9,18

2

1264,00

1380,00

116,00

20. Молочный шоколад с начинкой со вкусом десерта "Муравьиная сказка" 

100

69

0,69

690,00

12

7824

8280

456

5,83

2

1304,00

1380,00

76,00

Всего:

5980

6222

57

57390

800

583861

761765

177904

1832

1255

915561

1262316

346755

Увеличив количество наиболее рентабельной продукции (рентабельность которой больше 35%) и снизив количество менее рентабельной продукции (рентабельность которой меньше 30%), получим экономический эффект, приведенный в таблице 2.

Таблица 2. Расчет экономического эффекта от проведения ассортиментной политики кондитерской продукции ООО «Нестле Россия».

Показатель, тыс.руб.

2018 год

План

Экономический эффект

тыс.руб.

%

Выручка

761 765

1 262 316

500 551

39,65

Прибыль от продаж

177 904

346 755

168 851

48,69

Рентабельность продаж

23,35

27,47

4,12

14,98

Таким образом, экономический эффект от проведения ассортиментной политики кондитерской продукции ООО «Нестле Россия» состоит в увеличении рентабельности продаж на 14,98% в сравнении с началом периода, то есть с каждого рубля проданной продукции предприятие стало получать больше на 4,12 тыс. руб.

Список литературы

  1. Астраханцева И., Одинцова Е. Разработка ассортиментной политики. – М.: Консультант директора, 2005. - №23. – 33 –36 с.
  2. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: БЕК, 2016. – 456 с.
  3. Демченков В.С., Милета В.И. Системный анализ деятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 365 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: